Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы сверхотягощения



Принцип сверхотягощения предусматривает, что биохимические изменения в организме, вызванные физической нагрузкой, ведут к повышению работоспособности лишь в том случае, когда степень нагрузки достаточна для того, чтобы вызвать предельную активацию энергетического и пластического объема в клетках работающих тканей. Процесс адаптации к повышенным нагрузкам связан со значительным изменением гомеостаза - как одного из условий повышения тренированности спортсмена. Чтобы создать предпосылки для адаптационных изменений в организме, приводящих к улучшению работоспособности, физическая нагрузка должна быть выше привычной, т.е. развивающей, чтобы вызвать значительные сдвиги функциональных показателей. По образному выраажению известного физиолога В.С. Фарфеля, организм как бы отвечает спортсмену: «Ну братец, ты заставил меня выполнить трудную и непривычную работу, но в следующий раз я к ней заблаговременно подготовлюсь – восстановив все затраченные ресурсы и положив еще в запас (сверхвосстановление)». По мере роста функциональных возможностей спортсмена необходимо увеличивать физическую нагрузку, иначе произойдет к ней привыкание, она станет привычной и перестанет оказывать необходимый тренирующий эффект. Квалифицированные спортсмены чаще всего повышают нагрузку в течение трех микроциклов, а четвертый микроцикл – разгрузочный, призванный обеспечить восстановление и кумулятивный тренировочный эффект, выражающийся в повышении тренированности спортсмена.

Принципы специфичности

Принцип специфичности основывается на том, что наибольшие изменения в процессе тренировки претерпевают лишь те органы и функциональные системы, которые непосредственно несут на себе всю тяжесть выполняемой нагрузки. Исследования Н.И. Волкова, А.Н. Безденежных, В.М. Зациорского, Н.Н. Яковлева, Ю.В. Верхошанского и многих других ученых подтверждают, что адаптация организма, происходящая под влиянием тренировки, носит специфический характер и зависит от направленности воздействия тренировочной нагрузки. Так, применение физических упражнений скоростного характера приспосабливает организм преимущественно к анаэробному энергетическому обеспечению работы, а физические нагрузки с преобладаением упражнений умеренной интенсивности и большой продолжительности суущественно увеличивают главным образом аэробные возможности спортсмена. Если марафонец разовьет у себя мышечную массу верхнего плечевого пояса, сделав из себя гармонично развитого атлета, то его выносливость в беге на длинные дистанции скорее всего снизится, так как увеличенная мышечная масса не работающих активно в беге мышц и увеличенный вес спортсмена не улучшают скорость и выносливость.

Принципы повторности

Принцип повторности базируется на важнейшем физиологическом положении о необходимости повторных воздействий для образования условнорефлекторных связей, для возникновения соответствующих изменений, усовершенствований в органах и системах организма и их функциях под влиянием тренировки.

Без повторенияоднократное выполнение упражнения от исходного до конечного положения (от полной экстензии (см) до полной флексии (см), представляет собой одно повторение. Непрерывная серия повторений называется подходом.тренировочных занятий, физических упражнений не может быть развития и совершенствования в спорте. Необходимо, чтобы повторность была оптимальной. Это обеспечивается в первую очередь правильным сочетанием работы и отдыха, утомления и восстановления.

Количество повторений отдельных упражнений и интервалы отдыха между ними зависят от подготовленности спортсмена, его возраста, вида упражнений, внешних условий и других факторов.

В настоящее время спортсмены все больше переходят на ежедневные тренировочные занятия. При этом расписание занятий остается постоянным, изменяется только дозировка нагрузки (по объему и интенсивности, сложности и психической напряженности).

Приступать к повторению тренировочного занятия можно лишь восстановив силы после предыдущей тренировочной работы. Для этого должен быть достаточным интервал между смежными занятиями.

Тренировочные занятия с максимальными нагрузками надо чередовать с занятиями, имеющими небольшую нагрузку, а также с активным отдыхом. В отдельных случаях, когда требуется провести серию занятий с большими нагрузками в течение нескольких дней подряд при недовосстановленном состоянии после каждого из них, необходимо к концу недели (или другого цикла) предоставлять спортсмену отдых (в том числе активный) до двух-трех дней.

Очень важно, чтобы в начале цикла состояние организма спортсмена было полностью восстановлено после тренировочных нагрузок предыдущей недели. В ряде случаев, в особенности в видах спорта, требующих выносливостиспособность мышцы развивать длительные усилия в течение некоторого периода времени в продолжительной работе, после недели значительных нагрузок вторая неделя проходит с облегченной тренировкой; третья неделя начнется при полностью восстановленном состоянии организма спортсмена.

Принцип повторности предусматривает регулярность тренировочных занятий на протяжении недели, месяца, года и лет. Круглогодичная и многолетняя тренировка логически вытекает из принципа повторности.

Принципы регулярности

Принцип систематичности и регулярности предусматривает, что достижение спортивных результатов возможно только в случае систематического выполнения физических упражнений в течение многих месяцев и лет. Тренировать функциональные системы следует регулярно, систематически выполняя физические нагрузки. Внешне принцип регулярности подобен принципу повторности. В обоих случаях главным является многократность повторных нагрузок. Но если принцип повторности диктует необходимость выполнения однотипных упражнений в комплексе (цикл), то регулярность означает повторение физических нагрузок (в том числе разных по характеру) в течение более продолжительного периода: месяцев, лет. В результате функциональные резервы становятся мощнее, крепче, надежнее.

 

Принципы цикличности

Принцип цикличности тренировочного процессаобъясняется необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие обра­зование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня физической подготовленности и состояния спортивной формы. Иначе дан­ный принцип можно сформулировать как принцип ритмичности тренирую­щих воздействий. Ритмам природы подчинены биоритмы человека (суточные, месячные ритмы, биоритмы физической, интеллектуальной и эмоциональной активности). С астрономическим календарем согласуются календари между­народных и внутренних соревнований.

Ритм определяется повторностью элементов, составляющих его структуру. Гимнасты изо дня в день повторяют упражнения во всех видах многоборья. Циклами организуются попытки и подходы гимнастов для выполнения отдель­ных заданий в каждом виде многоборья.

В виде цикла упражнений организуется занятие по СФП круговым спо­собом. Каждый тренировочный день уже являет собой маленький цикл, от­носительно замкнутый кругом задач, типичных для одного дня тренировки. Более масштабен цикл недельной работы — микроцикл тренировки. Ряд микроциклов составляет среднюю по масштабам перспективного планирова­ния структуру — мезоцикл (этап, период подготовки). И, наконец, — макро­цикл, охватывающий полгода, год и несколько лет тренировки.

Модель цикла — замкнутого круга — хорошо подходит для организации и структурирования планов подготовки. Но кругооборот различных циклов, этапов, периодов (от «микро» до «макро» масштабов) не предполагает пол­ную замкнутость, изолированность каждого из циклов.

Для характеристики содержательной стороны цикличной структуры боль­ше подходит модель развития по спирали. Ведь еще древним философом сказано: «Нельзя ступить в одну реку дважды». В витках этой спирали отра­жается динамика процесса тренировки, направляемой либо «вверх» по спи­рали — для достижения более высокого уровня подготовленности, либо вниз — при желании уменьшить эти показатели.

Цикличность есть относитель­но законченный кругооборот отдельных звеньев тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), повторяющихся поочередно во времени. Этот принцип реализуется при построении и организации тренировки. Суть его состоит в том, что весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев (отдельного занятия) до этапов многолетней тренировки — дол­жен строиться в форме циклов. Различают:

 

1) малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2—
3 до 7—10 дней;

2) средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до
5—6 недель;

3) большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от
3—4 до 12 месяцев и более (например, полугодичные, годичные и четы­-
рехлетние (олимпийские) циклы).

Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдуще­го. Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, мето­ды, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс.

Принцип цикличности определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса. Продолжительность микроцикла, как правило, не превышает семидневный режим двигательной активности индивида. Он является основной структурной единицей планирования учебно-воспитательного процесса. Его содержание предусматривает планирование развивающих занятий целевой направленности и отдыха с учетом совокупности факторов, отражающих закономерности адаптации организма к физической нагрузке и обеспечивающих выраженный кумулятивный эффект.

По мнению профессора Л.П. Матвеева, утвердившаяся современная система построения учебно-воспитательного процесса в виде микроциклов нарастающей интенсивности и циклически повторяющихся, представляет собой эмпирически определенную форму совершенствования функциональных систем организма, отвечающих за адаптацию к физическим нагрузкам. Структура микроцикла вариативна и подвержена специфике физкультурно-спортивной деятельности, периода, этапа подготовки. Целесообразность использования того или иного варианта микроцикла обусловлена множеством факторов, в том числе преимущественной направленностью тренировочного воздействия, оперативным и текущим состоянием индивида. Мезоциклы представляют собой совокупность пяти- шести микроциклов, которые формируют относительно законченные элементы структуры этапа подготовки и обеспечивают положительный суммарный тренировочный эффект. Структура мезоцикла детерминирована, главным образом, целью этапа подготовки и логикой решения текущих педагогических задач. Поэтому параметры структуры мезоциклов, их виды весьма вариативны в зависимости от содержания этапа подготовки.

Содержание макроцикла предусматривает чередование нескольких мезоциклов на протяжении более продолжительных полугодичного, годичного и многолетнего циклов подготовки. Методологической основой технологии управления в макроцикле являются объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим на- грузкам в процессе его эндогенного развития.

В подготовке спортсменов структура макроцикла предусматривает чередование трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Их выделение обусловлено созданием оптимальных условий для обеспечения последовательного приобретения состояния спортивной фор мы (готовности к максимальному результату), ее реализации в соревнованиях и последующей утраты.

Принцип цикличности в практике реализуется в полной мере при соблюдении следующих правил. Процесс физического воспитания и спортивной тренировки должен быть построен с использованием относительно завершенных и циклически повторяющихся структурных единиц (микро-, мезо-, макроциклов). Серии занятий должны обеспечивать оптимальное соотношение нагрузки и отдыха при достижении кумулятивного эффекта. Последовательность чередования мезо- и макроциклов в многолетнем учебно-воспитательном процессе должна обеспечивать неуклонное повышение спортивно-технического мастерства индивида.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.