. Анализом поэмы «Двенадцать» занимались очень многие авторы, пытаясь «расшифровать» образы поэмы, но на наш взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна. По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию. Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого». К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал «неудачное» начало повести «Исповедь язычника». В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме «Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную образность. Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила. Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов, полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг. аналитическое Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ: «Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!») В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию. В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»). В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие («И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»). В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -ввосьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого. Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски по Катьке. Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения и катастрофы. «Сегодня я – гений!» - так написал Александр Александрович Блок, поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.
«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжетдовольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.
Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле», «расстригу-попа», старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.
Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни», «в зубах цигарка», «примят картуз», и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.
Поэма построена на контрасте: «черный вечер» и «белый снег». Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой», потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.
И в то же время это «грустная злоба». Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем», но «станет всем»:
На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла». Эта сцена – композиционный центрпоэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой».
Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом»? Для кого теперь «свобода без креста», а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого». Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?
Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока - «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.