Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974) – писатель, кинорежиссёр, актер.
Родился Шукшин 25 июля 1929 года в небольшом селе Алтайского края. После окончания 7 классов школы в биографии Шукшина состоялось поступление в автомобильный техникум, в котором проучился 2.5 года. Не окончив техникум, стал трудиться в колхозе, затем слесарем (в Калуге, Владимире). После прохождения морской службы, начинает преподавать русский язык в сельской школе. Следующим творческим этапом в биографии Василия Шукшина стало поступление во ВГИК на режиссёрское отделение в 1954.
Свою первую небольшую роль сыграл в 1954 году в фильме «Тихий Дон». Еще во время обучения удалось получить главную роль в фильме «Два Федора». В том же 1958 году впервые был опубликован рассказ Шукшина. В 1963 вышла его первая книга – «Сельские жители». Затем в биографии Шукшина было написано несколько киносценариев.
Одним из знаменитых фильмов Шукшина является «Калина красная», кинолента на Всесоюзном фестивале получила первую премию. Он также готовил пьесы для театров. В результате болезни Василий Шукшин скончался 2 октября 1974 года. Посмертно Шукшину была присвоена Ленинская премия. Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди. Любители “дистиллированной” прозы требовали “красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал и не растревожил их своим глубоким знанием реальной жизни. Герои Шукшина оказались не только незнакомыми, но и непонятными. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герои были не выдуманы. Когда герой выдуман, а зачастую, в угоду кому-то, вот здесь и проявляется полная безнравственность. А когда герой представляет собой реального человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам. Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскусственных. Он чутко уловил социальные перемены в современной действительности, духовные настроения своего времени. Глубинной напряженностью отличается рассказ "В профиль и анфас". Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает "А я не знаю, для чего я работаю..."Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы как "Калуза" и "Обида". В основе рассказов до боли узнаваемая ситуация. В "Калузе" не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, обошлась грубо с человеком немолодая уже женщина-вахтерша. Между тем на глазах у него были пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязноватого халата. Явная несправедливость, и реакция на нее остра. Схожая ситуация и в рассказе "Обида". "Что такое творится с людьми?" вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой "Обиды". Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни. В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о душе человеческой. Вот герой рассказа "Верую" Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует болит душа. Но как объяснить почемуНенавидит он тех "людей, у которых души нету, или она поганая". Думает, мучительно размышляет герой а зачем всеЗачем живет он и люди вокруг негоУслышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал "самый натуральный" поп, и пошел к нему узнать "У верующих болит душа или нет?" И оказывается, что этому попу "ничто человеческое не чуждо", а имя бога, в которого он верит, Жизнь. "Ты пришел узнать, во что веритьТы правильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что веритьВерь в Жизнь". Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять несет в себе зерна духовности. В. Шукшин неоднократно заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома. Такова "Калина красная" повествование о трагической судьбе Егора Проку-дина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения... Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни... В труде и приязни близких, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба Егора трагична. "И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное". Проявления жестокости и произвола, своеволия и черствости, наблюдающиеся среди людей, вызывают обиду и боль писателя. Прошло уже более двадцати лет, как ушел от нас русский писатель Василий Макарович Шукшин. Но не утихает напряженный интерес к его творчеству, его произведения вызывают оживленные споры, научные дискуссии, имя Шукшина из литературы переходит в легенду.Шукшин считался мастером рассказов, представителем так называемой «деревенской прозы», который и в кино якобы оставался певцом природной натуральности, сожалея о губительном нравственном перерождении простых людей в условиях цивилизации. До «Калины красной» творчество Шукшина нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села, ,бездуховности, оторванности от корней - и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей. В рассказе Шукшина господствует диалог. Это и диалог в его классическом виде — как обмен репликами между персонажами («Хозяин бани и огорода», «Охота жить!», «Срезал», «Космос, нервная система и шмат сала») или как пытание героем самого себя («Думы», «Страдания молодого Ваганова»). Это и диалог в монологе — как’явная’или неявная полемика героя с чужим со знанием, представленным в голосе героя в виде зоны чужой речи («Штрихи к портрету», «Алеша Бесконвойный»), или как разно голосье в речи самого героя, обнажающее противоречивость его собственного сознания («Раскас», «Постскриптум», «Два письма», «Миль пардон, мадам!»), порой в одном рассказе переплетаются несколько форм диалога («Верую!», «Письмо», «Земляки»). Шукшин умел сказать тонкую, пронзительную правду о простом человеке. Подобно Куприну, Чехову, Горькому, Есенину, он пришёл в литературу и искусство из самых «низов» народа, из русской глубинки. Земля и люди, их бытие, их будущее – вот, что волнует Шукшина, приковывает его внимание. Прослеживая жизненный путь своих героев, он стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, доброту и терпение, стремление понять, во имя чего прожита жизнь – все те черты народного характера, которые присущи русскому человеку. Писатель стремится создать яркий, оригинальный образ, несущий на себе отпечаток времени. Его самобытность – в особой манере мышления, восприятия мира, в особом «угле зрения» на русского человека. «Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина, центральным персонажем которого является Глеб Капустин – «толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный». «Пламенная страсть» героя заключается в желании «срезать», «осадить» земляков, добившихся в городе жизненного успеха. Из его деревни, хотя она была небольшая, вышло много «знатных людей»: полковник, два лётчика, врач, корреспондент. Когда знаменитые земляки приезжают на побывку, деревенский люд собирается, чтобы послушать дивные истории о незнакомой им жизни. Вот тогда-то Глеб Капустин и приходит, чтобы «осадить» знатного гостя. Так было, когда в деревню приезжал полковник, и наш герой с блеском и красиво его «срезал»: заговорили о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, и оказалось, что он не знает, кто велел поджечь Москву. Глеб вышел победителем, а расстроенный полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал.
24. Драматургия А. Вампилова: идейное содержание, жанровая специфика, стиль.
Вампилов – 19.08.1937(Иркутск) – 17.08.1972(трагически погиб – утонул в Байкале) Отца не знал, так как тот был арестован и расстрелян, когда В. был всего год. Мать была учителем математики. Она оказала серьезное влияние на будущего писателя. Не был единственным ребенком - в семье их было четверо. Он был самым младшим. Учился на историко-филологическом университете в Иркутске. Первый рассказ написал на третьем курсе – «Стечение обстоятельств» 1958г. под псевдонимом Санин. С 59 по 64 год работал сотрудником областной газеты «Советская молодежь».
В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом».
В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».
В 1964 году написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы).
В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»).
В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота».
В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).
В том же 1971 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта комедия, объединенная с «Двадцатью минутами с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».
Начало творчества очень счастливое. Его пьесы ставились в родном городе, но до Московских постановок он не дожил. Слава Вампилова с середины 80-х годов.
Использование мелодраматических элементов, обыгрывает обычные приемы. Задается вопросом, что происходит с человеком – переживания, иллюзии, оттепель. Нет чувства отторженности от мира. Его герои разные. Связь с поэтикой драматургии. В его пьесах действие = эксперимент. Переосмысливание жизни. Герой чаще всего на пороге нового существования. Завязка сюжета – чаще всего некая анекдотичная ситуация. Например, как в «Старшем сыне» - двое опоздали на электричку и попросились переночевать к Сарафанову. Один из них был его сын, а другой нет. Хотя именно другой стал выдавать себя за его сына. (Далее расскажу подробнее. Так в лекции записано) Старший сын – объединяющий и гармонизирующий элемент. Показана психология характера.
«Утиная Охота». Зилов – опустошенный герой. Потерял ориентир. Он противопоставлен героям со светом в душе. Палисадник. Отличие героини – чтобы мир оставался гармоничным. Удерживающая роль героини. Тема предательства. Нравственные компромиссы. Противопоставление бессмысленности жизни. Процесс самосознания героя. Уход героя – мотив самоубийства – признание опошленности и исчерпанности собственной жизни. Окно обращено на здание планетария – уход от реальности. Лишенность любви, принцип отражения.Неприкаянность и брошенность.
25. Лирика И. Бродского: философское содержание и стиль
Иосиф Александрович Бродский 1940 - 1996
Родился в Питере. В 9м классе встал посреди урока, вышел и в школу не вернулся. Решил стать поэтом, а школа ему этого не давала. Работал разнорабочим, самообразовывался, выучил английский и польский (из Польши были друзья, а вот в устном английском практики не было, говорил чудовищно). Искал работы на полставки, чтобы оставалось время писать, много ездил по стране. Познакомился с Ахматовой(удивился, что она еще жива), Кушнером, Рейном, посещал ахматовский поэтический кружок. Его знания очень эклектичны, но зато на совесть. Не подвержен авторитетам. Тайком ходил на лекции на филфак и в лит. Подрабатывал лит. переводом. Не верил в политическую ангажированность в поэзии.
Поэзия – отношения частного человека и слова, поэту диктует язык. Он инструмент языка, причём не только литературного, а всего. Стихия языка почти божественна.
Перепробовал всё от Пушкина до силлабики до некоммуникативной экспериментальной поэзии. Подражал Элиоту, синкопированный размер, гекзаметр, александрийский стих.
Всегда сохранял рифму, магическое созвучие. «Я человек дикий, для меня рифма главное».
Тяга к сочетанию несочетаемого. Логоцентризм: уж если тебе диктует язык, то какая разница, какой язык тебе диктует? Чуток к строю языка. Часть речи (см. ниже)
Мир существует постольку, поскольку о нём говорит поэт. «Элегия Джону Донну» — поэт спит, и весь мир спит, потому что некому о нём сказать.
Инородное тело в советской поэзии, тяжёлый характер, самиздат, невероятная слава. Мало где он работал официально, и его осудили за тунеядство. При этом всякие диссиденты вынесли его на знамя, а он как бы совсем не об этом, и ничего общего не имел, против полит. строя не копал.
5 лет ссылки в Архангельскую область, сократили до полутора, потому что вступились Маршак, Чуковский и Жан-Поль Сартр. В ссылке в какой-то избе случайно нашёл томик Одена по-английски (!) и влюбился.
прививает английский модернизм русскому стиху. Концепция Элиота поэта-компилятора, компилирует уже сказанное. От читателя требуется большая эрудиция. Нарочитая неясность, намёк, а не высказывание.
К началу 70х жить в союзе стало невыносимо. После ссылки бросила возлюбленная. Его аккуратно выперли. Поездил по Европе. Преподавал славистику в америке. «Я получил должность в Мичигане, а вообще я мёртв». В Америке его принимают за русского Уитмена, эдакого поэта от сохи. Ему вообще всю жизнь приписывают чуждые амплуа.
из стихов почти исчезли личные метоимения, много натюрмортов и пейзажей. Субъекту нет места в этом пространстве.
«На выставке Карла Виллинка» - резюме творчества, описание собственного небытия.
Через 6 лет стал американский поэт Joseph Brodsky, перевёл много своих стихов на англ, и новых понаписал. Преодолел немоту.
Проблема предельности жизни, памяти, «я». У отчаянья есть память. А на чужом языке и вспоминать трудно. Писал на смерть поэтов и друзей. Что остаётся от человека после смерти? Часть его речи, слово.
Иосиф Бродский относится к тем русским поэтам, которые вынуждены были в начале семидесятых годов эмигрировать за рубеж. Советской цензуре не нравилось, что Бродский не пишет стихов, прославляющих социалистический строй в России. В основном все свои стихи Бродский написал в эмиграции. И только в 1990 году они были опубликованы в России, когда автор уже стал лауреатом Нобелевской премии. Стихи этого поэта отличаются многообразием поэтических интонаций. часто использует прием переноса качества одного предмета на другой.
Холодность, книжность, эстетизм, рационализм - И.Бродский этап за этапом делает поэзию все более отчужденной от мира. Его стихи зажаты в некий абсолют образа, абсолют одиночества, абсолют совершенства. Стилистика лирики Бродского неуклонно изменялась в сторону абстрагирования эмоций и анонимности изложения. Эти качества весьма новы для русской поэзии, и поэтому можно принять его позицию нейтрального наблюдателя за холодность, прием отстранения - за презрение к людям, дискриминированность словаря - за дурной вкус, а многочисленные отсылки к мировой культуре - за книжность. является новатором стиха не только в тематике, но и в ритме, в рифмах, в метафорах, в эпитетах, в отказе от стилистически дифференцированного языка поэзии в отличие от языка прозы. И все это новаторство подается в крепкой спайке с содержанием так, что как раз у Бродского содержание и форма и становятся равными самому себе, то есть той неотъемлемой структурой.
Вот, например, стихотворение о доме, начинающееся строкой "Все чуждо в доме новому жильцу..."[6]. Поэт заставляет не лирического героя давать оценку дому, но сам дом (и его вещный мир) взглянуть на нового жильца; происходит как бы перестановка традиционных отношений: олицетворенная вещь получает возможность видеть и оценивать в свою очередь овеществленное лицо. Составная рифма, например, известная русской поэзии как в виде каламбура (Мятлев, Минаев), так и в различных других вариантах, а в начале двадцатого века широко употреблявшаяся поэтами-футуристами, становится у Бродского одной из примет его стиля. Таким образом, стихотворение - форма борьбы поэта со временем, из которой он должен выйти победителем. Две любимые темы Бродского - о соразмерности человека-творца и Бога-творца и о доверии к высшей целесообразности мироустройства, к "ножницам, в коих судьба материи скрыта." Бродский признает существование Бога (в стихотворении Творца), Бог есть (опровержение материализма), но вряд ли у Него есть цель в человеческом понимании, а если есть, то цель не мы (опровержение религиозной точки зрения), следовательно бесполезно сердиться на Него и отвергать Его мир (опровержение позиции вызова). ": Характерной чертой поэзии Бродского является недискриминативность его поэтического словаря. Он крайне редко пользуется словами, закрепившими за собой ту или иную поэтическую ауру, причисляя их к литературным клише, неизбежно тянущим за собой нежелательные стереотипные коннотации, а если и пользуется таковыми, то вполне сознательно и с определенной стилистической целью. В основном же его главное требование к слову - точность, экспрессивность и полная адекватность выражаемым мыслям и чувствам, поэтичность как таковая создается не посредством заранее отобранного поэтического словаря, а любыми единицами лексики - от архаики до мата. Последнее было весьма нехарактерно для русской поэзии конца 19 века и символистов, поэты же 18 века и начала 19 века не считали использование мата таким уж зазорным делом. В народной же стиховой культуре мат как один из экспрессивнейших слоев речи использовался постоянно во все века. Не считался он табу и для французской, немецкой и английской поэзии разных периодов. В современной американской поэзии мат (название органов и физиологических отправлений материально-телесного низа является одним из способов выражения эмоционального в соответствующих контекстах.
Смерть - одна из центральных тем поэзии Бродского, включающая множество подтем: страх смерти и его преодоление, смерть как небытие, смерть как переход в Ничто, размышления о возможности/невозможности жизни за пределами смерти, поэтическое отношение к смерти, поэтическое преодоление смерти, смерть как победа вечного и всепоглощающего времени, борьба с этим временем, слово/поэзия как форма борьбы со временем/смертью или выход в бессмертие, христианское понимание смерти и его приятие/неприятие поэтом, размышления о цели Творца, о понятиях Рай и Ад, о возможности встречи за пределами жизни, о доверии к судьбе и ее "ножницам" и т.д. Оксюмороны,соединения противоположностей вообще характерны для зрелого Бродского. Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый язык, который не считается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы,архаизмы и неологизмы,даже вульгаризмы.Бродский многословен.Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны;если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк,то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк.
Со времен Пушкина в русской словесности принято ценить ясность и простоту. Бродский изменил классический русский стих, усложнив его синтаксис и сместив смысловые центры. Его поэтика - продолжение традиций английского барокко, Бродский – почитатель творчества Кантемира, Боратынского, Державина, - поэтов-классицистов, философская глубина творчества которых требовала сложности изложения.
Барокко в переводе -"причудливый, вычурный", для этого стиля в любом виде искусства характерна изощренная декоративность, прихотливые метафоры, словесные и зрительные.Но в этой прихотливости проступает крепкое натурное начало, к примеру, витиеватевые детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям. В литературном языке в опоре на стиль барокко происходит то же самое, пример тому - "Эклога 5-я, летняя" И.А. Бродского. Анаморфоза – эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, например, морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола.