Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поэтическое новаторство Б. Пастернака



Родился в Москве . Отец-художник. Мать-пианистка. Был художником, композитором.

1909-Ист.-филолог. факультет.

1912-нач. поэт творчества.

с 1912-нач 30-ранний период. Поэзия характеризуется взаимопроникновением отдельных явлений действительности, когда невозможно отделить чел-ка от природы. Смещенение привычных ассоциаций на разных уровнях стиха : на фонетическом, систематическом, интонационном, метрическом, семантическом. Рання поэзия передает впечатления. Сложный и насыщенный словарь. Использует лексику, кот. не считается поэтической.Оживляет природу. Пастернаку нра­вится необычная рифма (вервь — верфь . Входил в символичную группу «Лирика» в 1912-13. Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 году в Альмонахе «Лирика». Затем в групе футуристов «Центрифуга» В следующем году выходит его первый сборник «Близнец в тучах».Известность к Пастернаку пришла после октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя жизнь» (1922). В 20-е годы написаны также поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта. Пастернак входил в небольшую группу поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму, но испытывавшую влияние символистов. Поэт к своему раннему творчеству относился весьма критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. Пастернак, связав себя с футуристами, в душе остается лириком. Он «бредил» Белым. В 1919 начинается правительственное гонение на футуризм. Из него в новое литературное объединение - имажинизм. Пастернак до 1927 остается с футуристами в роли колеблющегося.Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. Переводил Верлена, По, Байрона . Существует — и справедливо — мнение о сложности, затрудненности восприятия стихов раннего Пастернака. Во-первых, в словаре поэта — масса непонятных слов из самых разных пластов лексики: фольварки, брыжи и фижмы, центифолии, дебаркадер, гривны... ; во-вторых, восприятию мешает непоследовательный, затрудненный синтаксис (как найти конец предложения, подлежащее и сказуемое?) и, наконец, густая метафоричность, ассоциативные ряды образов. Такая сложность сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. Это своеобразие стиля, художественной манеры.

с 1930-зрелый . 1932 переломный. 1 1934 перевел с грузинского оду сталину.

1940-1950-е. поздний 1943 «на ранних поездах». 1945 « земной пастор». 1945-56 «доктор Живаго.

После 1940 г. его стиль решительно изменится в сторону простоты и в формальном отношении станет близок стихам Ахматовой: та же внешняя простота и «прозрачность» в соединении со смысловой глубиной. Техника стиха у позднего Пастернака обретает такое качество, что уже перестает восприниматься как техника. Но при всей разнице между «ранним» (до 1940 г.) и «поздним» (после 1940 г.) Пастернаком общность, цельность его поэтического мира несомненно. Отличительная черта поэтического стиля Пастернака — сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. «люди и вещи на равной ноге». Стерты границы: высокое — низкое, поэтическое — прозаическое, общее — частное. Нет ничего мелкого, незначительного, все сплетено в « существованья ткань сквозную ». Вещи сдвигаются со своих «насиженных мест» (тех, где мы привыкли их видеть) и приходят в бурное, порой хаотическое движение, призванное запечатлеть действительность в ее естественном беспорядке. Отсюда — импрессионизм поэтического письма Пастернака
у раннего пастернака Звуковая ассоциативность накладывается на ассоциативность смысловую и образную. Сам Пастернак об этом сказал так: «Поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря».
Поздний Пастернак передает одним глаголом:, например про соловьиное пение:
Неистовствовал соловей.Глагол неистовствовал захватывает огромное звуковое пространство.
Такая особенность стихов Пастернака позволила исследователям говорить о звуковом колорите (колорит — соотношение красок по тону и интенсивности в живописном полотне) его поэзии. Все темы и мотивы поэзии пропитаны филосов. видением мира.

-Тема поэта и поэзии в творчестве (февраль)

- тема любви «никого не будет в доме».

-натур- философская «Псоле грозы» « Снег идет»

-библейские мотивы. «Гамлет» «Магдалина»

-военная лирика «Смерть сапера» «победитель»

 


Лирика Есенина

Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным

дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская

стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой

натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой

с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной

тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы.

Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве

покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин

интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом

определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов.

Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России — первую страницу новой истории человечества,
Поэзия Есенина уходит своими корнями в глубокую народную почву..Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду и тд. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный»,
Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»
«Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.
Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок. В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.
Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...»

Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам,

туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает

свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по

фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского

мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или

предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют

не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже

выразить своё мировосприятие.

Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.
В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.. Чувство Родины – основное.

Свой творч.путь Есенин начинал как типичный крестьянин-самоучка: земская школа, церковно-учительская школа и переезд в Москву. Там он работал помощником корректора в типографии Сытина, посещал собрания Суриковского кружка(литературное объединение писателей из народа) и лекции в народном ун-те Шинявского. Его ранние стихи были подражанием фольклорным мотивам и жанрам.

Зрелый Есенин будет осознавать себя не крестьянсмким,а русским поэтом. Но для этого ему нужно было уйти из суриковцев. Таким уходом стало знакомство с Блоком и Клюевым. Блок дал ему рекомендацию, и в кон.1915г Е. издал в Петербурге первую книгу стихов «Радуница»(день поминовения усопших предков). Вскоре он был радушно принят в петерб.салонах, а критика заговорила о нем как о рязанском селе. В Петерб.Е.попал под плотную опеку Клюева, кот.учил его, что для литературных господ необходимо играть роль пастушка. Клюев учитывал возникшую моду на все национальное. Лирический герой его ранних стихов- путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу: Чую радуницу Божью-Не напрсно я живу.Поклоняюсь придорожью,Припадаю на траву.Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. Если для Маяковского природа- мастерская, то для Е. она-храм, в кот.можно и нужно молиться. Церковное и бытовое переживание в его стихах от бабушки и дедушки. В поэтическом мире Е. метафора и загадка снова стремятся стать мифами, и в этом плане его тв-во развивалось в духе символистского мифотв-ва, или мифопоэтизма.. По мере эволюции Есенина пастушеское и иноческое все больше отступали на 2й план, уступая место босяческому, которое, в свою очередь, тяготело к тому, чтобы стать воровским и разбойничьим. У всех этих 3х ипостасей есть общее-выпадение из общепринятого мирского уклада.

Революция 1917г была воспринята Е. как исполнение пророчества о голубой Руси,что,в свою очередь, накладывалось на евангельскую идею новой земли и нового неба.

. В 1918г началась гражданская в-на, кот.привела к резкому недовольству кр-н новой властью. Через 2года разразился голод, унесший большое кол-во крестьянских жизней. 1918г-конфликт с Клюевым, в утопию которого Е.больше не верит. 1920г- «Хулиган», «Исповедь хулигана»: пейзаж становится неуютным, мрачным, враждебным. 1922-3гг – цикл «Москва кабацкая»: парадоксальное соединение темы пьяного распада с изумительной поэтической силой. Распад в Москве кабацкой по-азиацки жесток и разгулен

22-23гг-поездка в Европу и Америку. Там Е.ощутил себя ненужным,как и в России. Цикл «Любовь хулигана»-прощание с молодостью, с буйством глаз и половодьем чувств. 1924г.- трилогия «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая»- в кот. впервые обращается к жизни советской деревни. Мрачное настроение. Е. осуждает себя за то, что остался в стороне борьбы за будущее. «Отдам всю душу октябрю и маю,Но лиры милой не отдам». «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Последние крупные вещи Е.носят финальный хар-р. В1925г он пишет одно за другим «Персидские мотивы», «Анна Снегина» и «Черный чел-к». ЧЧ был острым рецидивом, с кот.Е.мучительно боролся в самом себе. Е. мучительно ощущал, что проживает судьбу какого-то авантюриста, прохвоста и забулдыги. Раньше это было маской, а в ЧЧ маска приросла к лицу. Анну Снегину Е.задумал как эпическое, некрасовское повествование из крестьянской жизни, но в итоге создал лирическую исповедь. Ставит в центр реальную историческую деревню, от чего раньше отказывался. Сюжет АС разворачивается на фоне борьбы мужиков за землю в 17г. Герой поэмы, двойник самого Е.,кот.тоже зовут Сергей, возвращается на отдых в родные места. Его друг Прон Оглоблин отправляется с ним в имение помещицы Снегиной(с которой у Сергея когда-то был роман) брать землю. Три любящих друг др.чел-ка сталкиваются в мучительном конфликте- с тем, чтобы в итоге расстаться навсегда: Анна уезжает в Лондон, Сергей- в столицу, Прон убит белыми. Жизнь по отношению к ним безжалостна и катастрофична. Этой катастрофичности противопоставлено чув-во любви, кот.в итоге торжествует над всем. Когда Прон просит Сергея поехать с ним в имение Снегиных, он присылает ему записку: Придите.Вы самый близкий.С любовью.Оглоблин Прон. Сергей искренне любит мужиков-односельчан, и они отвечают ему тем же. Анна из эмиграции присылает ему письмо с признанием(вы мне по-прежнему милы). Если в нач.поэмы-обида на жизнь,в кот.мало любви, то в конце утверждается обратное.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.