Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИХОТОМИЙ



В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одно

очень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашего

исследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем ваше

внимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько раз

упоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принято

считать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле, им'навязано это противостояние и навязано оно именно искаженным

представлением о них нездоровых людей, людей, не достигших уровня

самоактуализации. Самоактуализированный индивидуум изжил в себе эти

дихотомии, преодолел атомизм, объединил частности в общее, поднялся на

уровень наджитейской целостности. И все-таки мне хочется отослать вас за

подробной аргументацией к другим работам (82).

Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум, инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видит

здесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одном

и том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желания

146.

самоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.

Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа и

поступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своей

природе".

В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии

"эгоизм-альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно к

эгоистичен, и альтруистичен (312). Его жизнь одновременно и духовна, и

низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать

для него дорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для него

удовольствия, работа не мешает игре, - напротив, обязанность становится

удовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельно

исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если, как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в

человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Если

зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж

велика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные люди

оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между

духовной жизнью и жизнью животной?

Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к таким

дихотомиям, как доброта-жестокость, конкретность-абстрактность, приятие-отвержение, индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм, отчуждение-идентификация, серьезность-юмор, дионисизм-аполлинизм, интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность, серьезность-фривольность, конвенционализм-неэависомость, мистика-реальность, активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь, Эрос-Дгапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизм

между Ид, Это и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован в

отношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостна

и едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные

процессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевском

единстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полном

согласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде было

дилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это ни

парадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборство

между мужским и женским началом - это не что иное, как признак незрелости, ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор между

этими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользу

патологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе и

добродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной и

женщиной порочной?

Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистического

человека не количественные, а качественные различия; они настолько

кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Я

убежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью, патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербную

психологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человеке

должно стать изучение самоактуализированной личности.

 

ГЛАВА 12

ЛЮБОВЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Удивительно, но проблема любви до сих пор почти не исследовалась

экспериментальными методами. Особенно странным кажется мне молчание

психологов, ибо кто, если не они, должны говорить о любви? По-видимому, это

молчание служит еще одним подтверждением порочности утвердившегося в

психологии академического подхода, еще одним примером того, что психологи

предпочитают иметь дело с давно изученными и потому легко исследуемыми

феноменами, уклоняясь от рассмотрения проблем, действительно требующих

изучения. По этому поводу мне вспоминается один молодец, с которым мы вместе

147.

подрабатывали в ресторане курортного отеля в студенческие годы, - этот малый

как-то раз увлекся и вскрыл все консервы, которые были на кухне, а сделал он

это только потому, что уж очень здорово у него получалось вскрывать

консервные банки.

Должен признаться, что только теперь, взявшись за исследование этой

темы, я понял, сколь сложно соблюдать традиции, и особенно научные традиции.

Меня постоянно не покидает ощущение, что я вступаю на еще нехоженые земли, выхожу на новые рубежи знания, где невозможно применение традиционных техник

ортодоксальной психологической науки. (Кстати, именно неадекватность

существующих техник стимулировала развитие новых методов сбора информации об

этом и других исключительно человеческих феноменах, а они, в свою очередь, сделали возможным развитие новой философии науки (292, 376).)

Итак, задача ясна. Мы должны понять, что такое любовь, должны научиться

воспитывать ее, творить и прогнозировать, - иначе мир будет захлестнут

ненавистью и недоверием. Ввиду важности этой цели даже самые ненадежные, самые недостоверные данные, вроде тех, что будут представлены ниже, заслуживают внимания и самого тщательного анализа. В предыдущей главе я

рассказал о критериях отбора испытуемых, о процедуре исследования и об

основных его результатах. Но сейчас перед нами встает другой вопрос. Мы

должны понять, какой урок могут преподать нам самоактуализированные люди в

таких сферах жизнедеятельности как любовь и сексуальные отношения.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.