Изучение человека в науке является основополагающим и необходимым
аспектом изучения науки как таковой. Наука как социальный институт
представляет собой своеобразную проекцию отдельных аспектов человеческой
природы, и потому любая, даже самая малая, подвижка в познании этих аспектов
автоматически приближает нас к постижению сущности науки. Любая отрасль
знания и любая теория внутри конкретной отрасли науки получит новый импульс
к развитию, если нам удастся продвинуться на пути познания 1) причин
объективности и предвзятости, 2) истоков абстрагирования, 3) природы
креативности, 4) источников "окуль-туривания" и способов противостояния ему, 5) сущности искажения восприятия под воздействием желаний, надежд, тревог и
ожиданий. 6) социальной роли и статуса ученого, 7) культуральных детерминант
22.
анти -интеллектуализма, 8) природы убеждений, верований, уверенности и т.д.
Разумеется, еще более насущными на сегодняшний день являются проблемы, уже
упоминавшиеся нами, в частности, вопрос о мотивах и целях научной
деятельности (292, 458).
Наука и ценности
Наука базируется на человеческих ценностях и сама по себе является
ценностной системой (66). Наука порождена потребностями человека -
эмоциональными, когнитивными, экспрессивными и эстетическими, удовлетворение
которых выступает как конечный ориентир, как цель науки. Удовлетворение
потребности является "ценностью". Данное утверждение одинаково справедливо
по отношению к любой потребности - к потребности в безопасности или к
потребности в истине или определенности. Эстетическая потребность в
краткости, емкости, изяществе, простоте, точности, аккуратности ценна для
математика и для любого другого ученого в той же мере, как и для
ремесленника, художника или философа.
Кроме эстетических ценностей любой ученый разделяет основополагающие
ценности взрастившей его культуры. В нашем обществе такими ценностями
являются честность, гуманизм, уважение к личности, служение обществу, демократическое право каждого человека на свободу выбора, пусть даже выбор
этот будет ошибочным, право на жизнь, право на получение медицинской помощи
и избавление от боли, взаимопомощь, порядочность, справедливость и т.п.
Совершенно очевидно, что такие понятия как "объективность" и
"объективное наблюдение" требуют переосмысления и новых определений (292).
"Объективный подход" с присущим ему стремлением отрешиться от человеческих
потребностей и ценностей, на заре науки, несомненно, имел прогрессивное
значение, поскольку позволял оставить без внимания теологические и иные
навязанные сверху догмы, которые мешали восприятию фактов в их чистом виде, без предвзятости и предубеждений. Сегодня он необходим нам так же, как и в
эпоху Ренессанса, потому что человек по-прежнему предпочитает не
воспринимать факты, а трактовать их. Несмотря на то, что религиозные
институты сегодня уже не представляют особой угрозы для науки, ученому
приходится противостоять политическим и экономическим догмам.
Познание ценностей
Ценности искажают восприятие природы, общества и человека, и для того, чтобы человек не обманывался в своем восприятии, он должен постоянно
осознавать факт присутствия ценностей, должен понимать, какое влияние они
оказывают на его восприятие, и, вооружившись этим пониманием, вносить
необходимые коррективы. (Говоря об "искажении", я имею в виду наложение
личностного аспекта восприятия на реально существующие аспекты познаваемой
человеком реальности.) Изучение потребностей, желаний, предубеждений, страхов, интересов и неврозов должно предшествовать любому научному
исследованию.
Кроме того, приступая к научному исследованию, стоит учесть влияние
исключительно человеческой тяги к ложному абстрагированию, к лукавым
классификациям, к надуманным критериям сходства и различия. Слишком часто
ученый, искренне полагающий, что опирается в своих рассуждениях лишь на
объективные факты, на самом деле оказывается в плену личных интересов, потребностей, желаний и страхов. "Организованное" восприятие
(систематизированное и рубрифицированное) может помочь ученому, но может и
повредить, поскольку придает особую отчетливость одним аспектам реальности, но в то же самое время игнорирует или отказывает в значимости другим. Ученый
должен отдавать себе отчет в том, что хотя природа и посылает нам некоторые
намеки, хотя она и содержит некоторые "естественные" основания для
классификации, эти основания минимальны. Неизбывна человеческая страсть к
искусственным классификациям и неодолимо желание навязать свою точку зрения
природе, причем в таком случае мы мало прислушиваемся к предложениям самой
природы, но в гораздо большей степени руководствуемся внутренними
побуждениями, следуем своим неосознаваемым ценностям, предубеждениям и
интересам. Если идеальная цель науки состоит в том. чтобы свести к минимуму
влияние человеческих детерминант, то к этой цели нас приблизит не отрицание
человеческого фактора в науке, а постоянное и все более глубокое его
познание.
23.
Спешу успокоить и тех бедолаг, что посвятили себя служению "чистой"
науке: весь этот разговор о ценностях в конечном итоге пойдет на пользу и
им, наши выводы должны содействовать углублению знания оо природе - ведь
только изучая познающего мы приблизимся к ясному пониманию познаваемого