Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К НАУКЕ



Ученый как предмет изучения

Изучение человека в науке является основополагающим и необходимым

аспектом изучения науки как таковой. Наука как социальный институт

представляет собой своеобразную проекцию отдельных аспектов человеческой

природы, и потому любая, даже самая малая, подвижка в познании этих аспектов

автоматически приближает нас к постижению сущности науки. Любая отрасль

знания и любая теория внутри конкретной отрасли науки получит новый импульс

к развитию, если нам удастся продвинуться на пути познания 1) причин

объективности и предвзятости, 2) истоков абстрагирования, 3) природы

креативности, 4) источников "окуль-туривания" и способов противостояния ему, 5) сущности искажения восприятия под воздействием желаний, надежд, тревог и

ожиданий. 6) социальной роли и статуса ученого, 7) культуральных детерминант

22.

анти -интеллектуализма, 8) природы убеждений, верований, уверенности и т.д.

Разумеется, еще более насущными на сегодняшний день являются проблемы, уже

упоминавшиеся нами, в частности, вопрос о мотивах и целях научной

деятельности (292, 458).

Наука и ценности

Наука базируется на человеческих ценностях и сама по себе является

ценностной системой (66). Наука порождена потребностями человека -

эмоциональными, когнитивными, экспрессивными и эстетическими, удовлетворение

которых выступает как конечный ориентир, как цель науки. Удовлетворение

потребности является "ценностью". Данное утверждение одинаково справедливо

по отношению к любой потребности - к потребности в безопасности или к

потребности в истине или определенности. Эстетическая потребность в

краткости, емкости, изяществе, простоте, точности, аккуратности ценна для

математика и для любого другого ученого в той же мере, как и для

ремесленника, художника или философа.

Кроме эстетических ценностей любой ученый разделяет основополагающие

ценности взрастившей его культуры. В нашем обществе такими ценностями

являются честность, гуманизм, уважение к личности, служение обществу, демократическое право каждого человека на свободу выбора, пусть даже выбор

этот будет ошибочным, право на жизнь, право на получение медицинской помощи

и избавление от боли, взаимопомощь, порядочность, справедливость и т.п.

Совершенно очевидно, что такие понятия как "объективность" и

"объективное наблюдение" требуют переосмысления и новых определений (292).

"Объективный подход" с присущим ему стремлением отрешиться от человеческих

потребностей и ценностей, на заре науки, несомненно, имел прогрессивное

значение, поскольку позволял оставить без внимания теологические и иные

навязанные сверху догмы, которые мешали восприятию фактов в их чистом виде, без предвзятости и предубеждений. Сегодня он необходим нам так же, как и в

эпоху Ренессанса, потому что человек по-прежнему предпочитает не

воспринимать факты, а трактовать их. Несмотря на то, что религиозные

институты сегодня уже не представляют особой угрозы для науки, ученому

приходится противостоять политическим и экономическим догмам.

 

Познание ценностей

Ценности искажают восприятие природы, общества и человека, и для того, чтобы человек не обманывался в своем восприятии, он должен постоянно

осознавать факт присутствия ценностей, должен понимать, какое влияние они

оказывают на его восприятие, и, вооружившись этим пониманием, вносить

необходимые коррективы. (Говоря об "искажении", я имею в виду наложение

личностного аспекта восприятия на реально существующие аспекты познаваемой

человеком реальности.) Изучение потребностей, желаний, предубеждений, страхов, интересов и неврозов должно предшествовать любому научному

исследованию.

Кроме того, приступая к научному исследованию, стоит учесть влияние

исключительно человеческой тяги к ложному абстрагированию, к лукавым

классификациям, к надуманным критериям сходства и различия. Слишком часто

ученый, искренне полагающий, что опирается в своих рассуждениях лишь на

объективные факты, на самом деле оказывается в плену личных интересов, потребностей, желаний и страхов. "Организованное" восприятие

(систематизированное и рубрифицированное) может помочь ученому, но может и

повредить, поскольку придает особую отчетливость одним аспектам реальности, но в то же самое время игнорирует или отказывает в значимости другим. Ученый

должен отдавать себе отчет в том, что хотя природа и посылает нам некоторые

намеки, хотя она и содержит некоторые "естественные" основания для

классификации, эти основания минимальны. Неизбывна человеческая страсть к

искусственным классификациям и неодолимо желание навязать свою точку зрения

природе, причем в таком случае мы мало прислушиваемся к предложениям самой

природы, но в гораздо большей степени руководствуемся внутренними

побуждениями, следуем своим неосознаваемым ценностям, предубеждениям и

интересам. Если идеальная цель науки состоит в том. чтобы свести к минимуму

влияние человеческих детерминант, то к этой цели нас приблизит не отрицание

человеческого фактора в науке, а постоянное и все более глубокое его

познание.

23.

Спешу успокоить и тех бедолаг, что посвятили себя служению "чистой"

науке: весь этот разговор о ценностях в конечном итоге пойдет на пользу и

им, наши выводы должны содействовать углублению знания оо природе - ведь

только изучая познающего мы приблизимся к ясному пониманию познаваемого

(376, 377).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.