Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАУКЕ



Психологическая интерпретация науки начинается с четкого осознания того

факта, что наука - творение человека, а вовсе не автономное или

внечеловеческое явление, не вещь в себе, не per se. Наука уходит своими

корнями в человеческие мотивы, цели науки суть человеческие цели, наука

создается, поддерживается и обновляется людьми. Ее законы, организация, формулировки вытекают не только из природы реальности, которую она

открывает, но также из природы человека, совершающего это открытие.

Психолог, особенно клинический психолог, совершенно естественно и почти

непроизвольно будет рассматривать любое явление, носящее малейшие следы

субъективного, как эпифеномен личностного влияния - за всякой научной

абстракцией он видит человека, создавшего ее, он исследует ученых так же, как и саму науку.

Психолог обязан понимать, что противоположный подход к науке, попытки

трактовать ее как автономное и саморегулирующееся образование, как

механический пасьянс, успех которого определяется лишь раскладом карт в

бесконечной колоде знания, - нереалистичен, ложен и даже антиэмпиричен.

В первой главе я считаю нужным пояснить очевидные основания, на которых

базируется мой тезис, после чего попытаюсь раскрыть возможные последствия

его применения и сферы приложения.

 

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНЫХ

Мотивация ученых

Ученые, как и прочие представители рода человеческого, движимы

множеством потребностей: общевидовыми потребностями, например, потребностью

в пище; потребностью в безопасности, защите, покровительстве; потребностью в

социальных связях и в любви; потребностью в уважении и самоуважении, потребностью в положительной репутации и в определенном уровне общественного

положения; и наконец, потребностью в самоактуализации, то есть в воплощении

заложенных в каждом из нас идиосинкратических и общевидовых потенциалов.

Этот перечень потребностей широко употребим в психологии хотя бы потому, что

фрустрация любой из этих потребностей приводит к психопатологии.

19.

Менее изученными, но все же достаточно известными являются потребности

когнитивного ряда - потребность в познании (любопытство) и потребность в

понимании (потребность в философской, теологической, ценностной теории).

И наконец, меньше всего исследованы такие человеческие потребности и

стремления, как потребность в красоте, симметрии, простоте, завершенности и

порядке (их можно назвать потребностями эстетического характера), а также

экспрессивные потребности, потребность в эмоциональном и моторном

самовыражении, по всей вероятности, непосредственно связанные с

эстетическими потребностями.

У меня складывается впечатление, что все остальные известные нам

потребности, нужды, желания и побуждения либо служат средством, приближающим

нас к удовлетворению этих основополагающих, базовых потребностей, либо

невротичны по своей природе, либо представляют собой продукт научения.

Очевидно, что человек, занимающийся философией науки, движим прежде

всего потребностями когнитивного ряда. Только благодаря неиссякаемому

любопытству, свойственному человеку, наука достигла нынешней

естественно-исторической стадии развития, только благодаря нашему

настойчивому стремлению к знанию, осмыслению и систематизации она вознеслась

до столь высоких уровней абстрагирования. Именно второе условие - присущая

только человеку потребность в осмыслении и построении теории - представляет

собой условие sine qua nоn для науки, потому что зачатки любопытства мы

можем наблюдать и у животных (172, 174).

Однако другие человеческие потребности и мотивы также играют свою роль

в развитии науки. Мы довольно часто упускаем из виду, что первые теоретики

науки искали в ней прежде всего практическую пользу. Бэкон (24), например, видел в науке средство борьбы с болезнями и нищетой. Даже древние греки, несмотря на приверженность платоновской идее чистого и созерцательного

разума, не забывали о практической, гуманитарной устремленности науки.

Зачастую главным, исходным мотивом деятельности ученого становится высокая

человечность, чувство родства с человечеством, или, вернее, неистребимое

человеколюбие. Многие ученые посвящают себя науке, имея в сердце ту же цель, что и врач, посвящающий себя медицине, - благую цель помощи другому

человеку.

И наконец, мы должны отдавать себе отчет в том, что практически любая

человеческая потребность может подтолкнуть человека на стезю научного труда, - другой вопрос, станет ли он ученым в высоком смысле этого слова. Человек

может рассматривать науку как образ жизни, как источник престижа, средство

самовыражения или средство удовлетворения любой из бесчисленного множества

невротических потребностей.

Деятельность большинства людей, как правило, мотивирована не каким-то

одним, исключительным и всеохватывающим мотивом, а комбинацией множества

разнонаправленных и одновременно действующих мотивов. Поэтому, осторожности

ради, я склонен предположить, что любой отдельно взятый человек, работающий

на поприще науки, движим не только человеколюбием, но и простым человеческим

любопытством, не только стремлением к почету и уважению, но и желанием

заработать деньги и т.д. и т.п.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.