Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Плюралистическая природа науки



Наука, так же как и общение, работа, семья, служит удовлетворению самых

разных потребностей человека. Любой человек сможет найти в науке нечто

привлекательное для себя, неважно, юн этот человек или в летах, отважен или

робок, педант или разгильдяй. Одних наука привлекает практической пользой, гуманистическим смыслом, другие приходят в восторг от имперсонального, надчеловеческого начала пауки. Одни ищут в ней четкости и симметрии, точных

формулировок, другие ценят содержание, они хотят больше знать о "важных"

вещах, пусть даже в ущерб точности и элегантности формулировок. Одни все

время рвутся вперед, им нравится быть пионерами, первооткрывателями, другие

предпочитают осваивать, обустраивать и обживать пространства, открытые

другими. Одни ищут в науке безопасности, другие - острых ощущений.

Попробуйте отрешиться от личных пристрастий и перечислить черты идеальной

супруги; точно так же невозможно описать идеального ученого, идеальную

науку, идеальный метод, идеальную проблему, идеальное исследование. В

реальной жизни нам могут нравиться или не нравиться те или иные отношения в

той или иной семье, однако, несмотря ни на что. мы признаем за каждым

человеком право выбирать себе спутника жизни в соответствии со своими

вкусами; столь же плюралистичны мы должны быть по отношению к науке.

Функции науки можно условно подразделить, по меньшей мере, на девять

классов:

1. Постановка проблемы; интуитивный поиск, выдвижение гипотезы;

2. Тестирование, проверка, подтверждение или опровержение выдвинутой

гипотезы; ее корректировка; выдвижение новых гипотез, повторная проверка, экспериментирование: накопление фактов, их постоянное уточнение;

3. Организация, создание структуры, построение теории; поиск обобщений

все более высокого порядка;

4. Накопление исторического опыта, знаний;

5. Технологическая функция: разработка и совершенствование научного

инструментария, методологии, техник;

6. Административная, исполнительная и организационная функции;

7. Публицистические, просветительские функции;

8. Утилитарная функция;

9. Эмоциональные функции: радость открытия, оценка, почет, уважение, слава.

21.

Многообразие функций науки предопределяет необходимость разделения

научного труда, потому что вряд ли можно найти человека, который оказался бы

в состоянии успешно исполнять столь разные обязанности. Разделение труда, в

свою очередь, предопределяет потребность науки в самых разных людях - с

разными вкусами, пристрастиями, способностями и умениями.

Я не открою Америку, если скажу, что пристрастия являются отражением

характера и личности. Это утверждение одинаково справедливо и в том случае, если говорить о выборе определенной отрасли знания (один человек

предпочитает заниматься физикой, а другой - антропологией), и в том случае, когда мы анализируем истоки предпочтений той или иной узкой специализации

(один человек увлечен орнитологией, а другой - генетикой). Этот же трюизм, хотя и не столь уверенно, мы вправе использовать, если возьмемся

проанализировать причины выбора ученым конкретной научной проблематики (один

занимается ретроактивным торможением, в то время как другой исследует

феномен инсайта), причины выбора того или иного методического подхода, материала исследования, степени точности измерений, меры практической и

гуманитарной значимости исследования и т.д. и т.п.

Каждый из нас, каждый из служителей науки дополняет собой научную

общность и нуждается в других. Если бы все ученые предпочли посвятить себя

физике, то наука просто остановилась бы в своем развитии. Слава богу, что

существует разнообразие научных вкусов и пристрастий, разнообразие не менее

широкое, чем в предпочтениях того или иного климата или в музыкальных

пристрастиях. Именно потому, что одним нравится звучание скрипки, другим -

тембр кларнета, а третьим - барабанная дробь, мы можем наслаждаться

оркестровой музыкой. Так же и наука, наука в самом широком смысле этого

слова, существует и развивается только благодаря разнообразию человеческих

вкусов. Наука нуждается в разнообразии человеческого материала (не говоря

уже о том, что она терпима к нему), разнообразие так же необходимо ей, как

искусству, философии или политике, потому что каждый человек по-своему видит

мир, ищет ответы на свои вопросы. Даже шизофреник, как ни странно, может

принести пользу науке, поскольку в силу своей болезни с особой остротой

воспринимает некоторые вещи.

Монистический подход - вот реальная опасность, которая угрожает науке.

Он опасен уже потому, что "знание о человеке" на практике зачастую означает

"знание о самом себе". Человеку свойственно проецировать личные вкусы, желания и предубеждения на универсум. Ученый, избрав себе в качестве

призвания физику, биологию или социологию, уже самим фактом выбора

демонстрирует нам свою особость, свое отличие от иных служителей науки в

некоторых очень важных, даже фундаментальных аспектах (401). Вполне логично

предположить, что физик, биолог и социолог каждый по-своему понимает

сущность науки, имеет свое представление о научном методе, о целях и

ценностях науки. Ясно, что к проявлениям подобного рода научного

индивидуализма следует относиться с такой же терпимостью, как и к

проявлениям индивидуальности в любой другой сфере человеческой деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.