Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лабораторная работа №3. Лабораторная работа №1,2



Лабораторная работа №1,2

Тема: Решение задач на работу с целым и вещественными типами данных.

Цель: Научиться применять основные операции над целым и вещественным типы данных.

 

Краткие сведения:

 

Таблица. Целые типы Pascal

Целочисленные типы данных
Тип данных Диапазон значений Формат чисел в памяти
Integer -2 147 483 648-2 147 483 647 32 бита со знаком
Cardinal 0-4 294 967 295 32 бита без знака
Shortint -128-127 8 битов со знаком
Smallint -32 768-32 767 16 битов со знаком
Lohgint -2 147 483 648-2 147 483 647 32 бита без знака
Int64 -2^63-2^63-1 64 бита со знаком
Byte 0-255 8 битов без знака
Word 0-65 535 16 битов без знака
Longword 0-4 294 967 295 32 бита без знака

 

Переменные целого типа могут принимать только целые значения. Такие переменные в программе описываются следующим образом:
a, b, c: integer;

Здесь a, b, c… - имена переменных, integer – тип переменных. Транслятор, встретив такое описание переменных a, b, c, запоминает, что эти переменные могут принимать только целые значения и формирует соответственно этому команды программы.

Таблица. Операции над целыми типами, дающие в результате значение целого типа

 

Знак операции Операция
+ Сложение
- Вычитание
* Умножение
div Целочисленное деление (остаток отбрасывается). Деление без округления (целая часть частного).
mod Деление по модулю (выделение остатка от деления). Остаток от деления: a mod b = a – ((a div b) * b).

Примеры работы некоторых операций и функций:
Пример 1. Пусть a = 17, b = 5. Тогда a div b дает 3, a mod b дает 2 (остаток от деления),

sqr(b) дает 25.
Пример 2. Пусть x = 4.7389. Тогда trunc(x) дает 4, round(x) дает 5.
Пример 3. Выражение 4 * 21 дает результат целого типа, а 4 * 21.0 – вещественного, т.к. один из сомножителей вещественный.

Таблица. Вещественные типы в Pascal

 

Над действительными числами выполнимы операции сложения (+), вычитания (-), умножения (*) и деления (/). Результатом этих операций является также действительное число. Даже если хотя бы один из операндов вещественный, то результат этих операций также будет вещественным.

Операция деления (/) дает вещественный результат и в случае двух целых операндов. Например, 6 / 2 = 3.0.

Стандартная функция abs(x) – модуль x – от целого аргумента дает целый результат, а от вещественного – вещественный, как и sqr(x) – квадрат x.

Функции

sin(x) – синус x (x в радианах),
cos(x) – косинус x (x в радианах),
ln(x) – натуральный логарифм x,
exp(x) – экспонента x,
sqrt(x) – корень квадратный из x,
arctan(x) – арктангенс x
дают вещественный результат, как для вещественного, так и для целого аргумента.

Функция int возвращает в виде действительного значения целую часть аргумента, frac возвращает дробную часть аргумента.

Функции trunc и round возвращают результат целого типа. Первая отсекает дробную часть от аргумента, а вторая выполняет округление до ближайшего целого.

Функция random без аргументов возвращает равномерно распределенное случайное число от 0 до 1.

Не имеющая аргументов функция pi возвращает число Пифагора.

 

Задания:

Задание 1:

Какие из перечисленных идентификаторов являются недопустимыми и почему?

5Summa

Begin

D'Artanyan

Сумма

Summa Dohoda

A*B

Nomer.Doma

Задание 2.

Выберите для каждого значения наиболее подходящий тип данных из таблиц типов и укажите ниже.

'X' '*' -5
-999 '5' '-5'
True False 5.0 -5.0

Задание 3.

Предположим, что переменная R имеет вещественный тип, переменная I — целый, С - символьный и S — строковый. Определите результат операции.

a) R:=3.5 + 5.0 R=____ е) S:=C S=___

6) I:=2*5 I=_____ ж)C:=S C=___

в)С: = 'M' C=__________ з) R:=I R=____

г)S:=’Your name’ S=___________ u) I:=R I=____

d)R:=3+5 R=____ k)R:=10+I R=___

Задание 4.

Подберите подходящий тип данных:

Количество учеников в классе_______________________________

Площадь круга___________________________________________

Количество автомобилей в регионе___________________________

Количество автомобилей у одного владельца__________________

Первая буква фамилии_____________________________________

Количество жителей в государстве___________________________

Плотность населения в государстве___________________________

Произведение цифр двузначного числа________________________

Произведение цифр трехзначного числа_______________________

Фамилия сотрудника фирмы ________________________________

Заработная плата сотрудника фирмы_____________

Задание 5.

Записать выражение на языке программирования Pascal.

Задание 6.Найти значение выражения:

1) 25/2= _________________ 9) 220 div 10 mod 3 = ________

2) 25 div 2 = ______________ 10) 220 mod 10 div 3 = ________

3) 25 mod 2 = _________ 11) -16 mod 11 * 3 = __________

4) 15+21 div 2= ____ 12) 3 div (5+3) = __________

5) 2 div 3 = _______________ 13) 3 div 5 + 3 = _________

6) 2 mod 3 = __________ 14) (-19+9) div 5 -5 = ________

7) 11 mod 5 = _____________ 15) (16 mod 6) / (2 div 1) = ____

8) 14 mod (5 + 3) = ____ 16) 16 mod 6 / 2 div 1 __________

Задание 7.Вычислить значение выражения:

1)abs(-40)= ________________ 7) trunc (12.19) = _____

2) trunc(-13.6)= ____ 8) abs(trunc(-6.32)) = _____

3) round(-13.6) = ____ 9) round(6.8)+sqr(3)=_____

4) frac(3.428)= _____ 10) trunc(12.2)*sqr(2) = _____

5) ргеd('Л') = _____ 11) sqrt(abs(round(-12.6))) = _____

6) round(12.19) = _____ 12) sqrt(sqr(trunc(-3.32)) = _______

Задание 8.Записать в виде обычной математической формулы

1) y:=2*sin(x)*sqrt(x+sqrt(abs(x)))

2) y:= sqrt(sin(x)+sin(sqrt(x)))

3) y:= sqrt(abs(x-1)+sqrt(sin(x)))

4) y:=(5*sin(x) +4)/2*15*sin(sqrt(x))

5) k+15*x/(2*sin(x))

6) y:=sin(sqr(x)+sqr(sin(x))

7) a+b/b+c

8) l/2*a*b*sin(x)

9) abs(2*sin(a/2)*cos(b/2))

Задание 9.Определить тип результата, если:
X-integer, Y-real, C-char.

Al:=sqrt(X) __________________ A7:=A6<X ________________

A2:= sqrt (Y) ________________ A8:=23 mod 4___________________

A3:=2.5*X ________________ A9:=7 div 2/3 ________________

A4:=X-A1 ________________ A10:=pred(C)____________________

A5:=A4>A3 __________________ A11:=A8/y______________________

A6:=ord(C) ________________ A12:=chr(X)______________________

Задание 10 . Напишите заголовок программы и объявите переменные в разделе описания переменных к задачам:

Задача 1. Найти корни квадратного уравнения ах2+вх+с=0

Задача 2. Даны координаты двух точек. Найти расстояние между ними.

Задача 3. Вычислить площадь прямоугольного треугольника, если известны его стороны

Контрольные вопросы

1) Какой алгоритм называется линейным?

2) Основные математические функции языка ТР?

3) Возможно ли в Паскале присваивание вещественной переменной целочисленного значения?

4) Какими средствами Паскаля возможно реализовать присваивание целочисленной переменной значения вещественного типа?

Лабораторная работа №3

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.