Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кредитные союзы и общества взаимного кредита.



Кредитные союзы (кооперативы) представляют собой группу людей, объединивших свои сбережения для выдачи кредитов друг другу под умеренный процент. Объединение обычно происходит по принципу общности проживания, места работы, социальной или профессиональной принадлежности. В ряде стран большое количество союзов создается на уровне различных фирм и компаний для предоставления кредитных услуг своим служащим.

Кредитные союзы возникли в Европе во второй половине XIX века. В настоящее время функционируют примерно в 90 странах мира и объединяют около 100 млн. человек.

Кредитные союзы — это некоммерческие организации,получение прибыли не является целью их деятельности. Во многих странах законодательство напрямую указывает, что кредитный союз — это кооператив граждан и запрещает распределение прибыли среди пайщиков кооператива по результатам его деятельности.

Условия привлечения средств и выдачи ссуд определяют сами члены кредитного союза и закрепляют в уставе.

Операции кредитных союзов:

§ организация сбережений — обычно сбережений людей, которые в состоянии делать совсем небольшие вклады. Сбережения могут аккумулироваться в форме депозитов, именуемых паями.

Депозитный процент у кредитных союзов, как правило, больше, чем в коммерческих банках: во-первых, люди, объединенные в кредитный союз, в принципе имеют возможность сами решать, что им в данный момент важнее — получить высокие проценты по сбережениям или получить дешевые кредиты; во-вторых, не являясь коммерческими организациями, они вправе пользоваться льготным налогообложением и даже вообще освобождаться от налогов.

§ кредитование — кредитные союзы предоставляютв основном краткосрочные ссуды на решение социальных проблем: ремонт дома, покупку квартиры, покупку дорогих товаров народного потребления и т.д. В настоящее время предоставляют кредиты и на долгосрочной основе.

Процедура выдачи кредита проще, чем в банках, процент по ним, как правило, ниже. Во многих странах кредитные союзы развивались как единственный доступный источник накопления средств и получения микрокредитов для малоимущих, лишенных возможности пользоваться услугами банковской системы. Это обусловлено следующим — участники кредитных союзов так или иначе соприкасаются, знают друг друга, что значительно упрощает процедуру выдачи кредитов. Известно, кому кредит нужно выдать под залог, кому — под поручительство других членов кредитного союза, а кому можно выдать и без обеспечения;

§ страхование жизни, имущества, вкладов;

§ консультации семьям по ведению семейного бюджета и т. д.

Роль кредитных союзов:

· мобилизуют свободные ресурсы населения, аккумулируя мелкие вклады, что очень актуально в ситуации дефицита кредитных ресурсов на мировых рынках — депозитный процент у них, как правило, выше, чем в коммерческих банках;

· стимулируют потребительский спрос на дорогостоящие товарынародного потребления — ссудный процент у них, как правило, меньше, чем в коммерческих банках;

· стимулируют деятельность местных малых предприятий, выдавая им кредиты. Например, широко распространены фермерские кредитные союзы;

в настоящее время предоставляют широкий набор услуг: выпускают кредитные карточки, предлагают брокерские услуги, открытие индивидуальных пенсионных счетов, приобретают банковские банкоматы и т.д.

 

Финансовые компании

Фин. компании относятся также к разряду фин. посредников, они привлекают средства путем депозитных операций, выпуска краткосрочных ком. векселей, акций и облигаций или заимствуя средства у банков.

Виды фин. компаний: 1)Фин. компании, работающие с цен бумагами, содействуют формированию и функционированию рынка цен бумаг, мобилизуют ден. ср-ва для последующего инвестирования. Виды деятельности: посредническая и коммерческая (по цен бумагам); маркетинг рынка цен бумаг и инвестиций; размещение ден. ср-в и цен бумаг; консультирование в области операций с цен бумагами; выпуск цен бумаг в установленном законом порядке; производство ноу-хау в области фин. операций. 2)Торговые фин компании выполняют торгово-закупочную деятельность, облегчающую реализацию товаров. Они предоставляют кредит на покупку товаров у опред. розничного продавца или производителя. 3) Компании потребительского кредита предоставляют ссуды на приобретение мебели, автомобилей или для ремонта дома, уплаты небольших долгов, для развития малого бизнеса. Обычно к ним обращаются те, кто не может получить кредит в банке. Они кредитуют продажи в рассрочку. 4) Компании по работе в сфере бизнеса предоставляют фирмам специфические услуги. Они дают ссуды и скупают обязательства (векселя, другие платежные обяз-ва) с дисконтом, то есть осуществляют факторинговые операции. Кроме того, они занимаются лизингом оборудования и другого имущества, которое сначала приобретают, а затем сдают в аренду.

Финансовые компании

— кредитно-финансовые институты, специализирующиеся на предоставлении отдельных видов кредита (главным образом потребительского, а также инвестиционного и др.), на кредитовании отдельных отраслей или проведении финансовых операций.

В отличие от большинства других финансовых посредников основной функцией финансовых компаний является кредитование, а не привлечение средств. В США, например, финансовые компании кредитуют тех же заемщиков, что и коммерческие банки и сберегательные учреждения, но не подпадают под многие ограничения, характерные для деятельности своих конкурентов. Процесс посредничества для финансовых компаний состоит в том, что они заимствуют крупные суммы и затем выдают небольшие по объемам кредиты, в то время как банки действуют главным образом наоборот.

Ресурсы финансовых компаний формируются посредством выпуска ценных бумаг (акций, облигаций, краткосрочных коммерческих векселей и др.), а также получения краткосрочных банковских кредитов. Номинальная цена ценных бумаг финансовых компаний является довольно высокой, поэтому они распространяются среди крупных инвесторов. Структура пассива финансовой компании сильно зависит от ее специализации: финансовые компании по кредитованию продаж с хорошей репутацией часто привлекают средства путем выпуска коммерческих векселей; компании по кредитованию бизнеса по большой части используют долгосрочные облигации.

Виды финансовых компаний:

§ торговые финансовые компании — специализируются на кредитовании в рассрочку продаж потребительских товаров длительного пользования. Они предоставляют клиентам кредит на покупку товаров у определенного розничного продавца либо производителя или выдают кредит различным торговцам под проданные ими товары в рассрочку, покупая обязательства клиентов. Напрямую конкурируют с банками в сфере потребительского кредита — кредит можно получить быстрее, на месте покупки и часто он обходится дешевле, чем банковский;

§ компании потребительского кредита предоставляют ссуды на приобретение таких товаров, как мебель, дом, а также на ремонт или на уплату небольших долгов. Они либо независимы, либо принадлежат банкам. Обычно предоставляют кредиты заемщиком, которые не смогли получить его в банках, поэтому взимают высокий процент;

§ финансовые компании по кредитованию бизнеса специализируются в кредитовании покупок оборудования, сырья, товарно-материальных запасов различными юридическими лицами. Часто бывают специализированными (по кредитованию отдельных видов производства, промышленности, торговли) и нередко занимаются факторинговой и лизинговой деятельностью. При факторинге они покупает дебиторские счета клиентов (обычно с дисконтом), а затем взыскивает долг непосредственно с должника клиента компании.

Лизинговые компании – специализированные кредитно-финансовые институты, осуществляющие лизинговые операции. Помимо осуществления всех видов лизинга они оказывают посреднические, технические, маркетинговые, представительские, информационные, рекламные, консультационные услуги и проводят другие коммерческие операции.

Могут быть специализированными и универсальными. Специализированные компании передают в лизинг один товар (например, автомобили) или группу однородных товаров (например, строительное оборудование, компьютеры). Они обычно сами осуществляют техническое обслуживание объекта лизинга. Универсальные компании передают в аренду самые разнообразные объекты, при этом техническое обслуживание, ремонт этих объектов может осуществлять как сама лизинговая компания, так и лизингополучатель.

Лизинговые компании могут быть независимыми или выступать как филиалы, дочерние компании промышленных, торговых фирм, банков, страховых обществ. Распространенными являются и лизинговые компании при различного рода посреднических и торговых фирмах.

Факторинговые фирмы осуществляют финансирование своих клиентов под уступку денежного требования.

Факторинг – это торгово-комиссионная операция, в ходе которой поставщик продает (уступает) фактору (факторинговой компании, банку и др.) свои денежные требования к плательщику (платежные документы за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передает фактору право получения платежа по ним с плательщика.

Таким образом, поставщик получает денежные средства непосредственно от факторинговой фирмы в момент отгрузки товаров покупателю, до их оплаты покупателем. При этом в зависимости от договоренности фактор может возместить поставщику сразу всю сумму долга плательщика или только ее часть. В последнем случае оставшаяся часть суммы платежа за поставленные товары осуществляется фактором после поступления средств от плательщика. Неполная оплата счетов в момент их приобретения служит для факторинговой фирмы гарантией от возможных убытков в связи с какими-либо обстоятельствами (например, недопоставка продукции поставщиком, отказ от оплаты дебитором и др.).

Получаемая поставщиком от фактора денежная сумма меньше стоимости отгруженных товаров, так как поставщик продает свои денежные требования фактору со скидкой (дисконтом).

Факторинговые фирмы (компании) могут формировать свои ресурсы за счет собственных средств и кредитов банка. Собственные средства формируются первоначально за счет капитала учредителей, а в дальнейшем их прирост происходит за счет доходов от проводимых операций.

Трастовые компании являются специализированными кредитно-финансовыми организациями, осуществляющими трастовые (доверительные) операции для физических и юридических лиц. Могут представлять собой самостоятельную фирму либо являться филиалом банков или других кредитных организаций. Как правило, трастовые компании не занимаются традиционной банковской деятельностью, их основной функцией является осуществление всех доверительных операций, разрешенных законом. Трастовые компании имеют собственный капитал, получают прибыль от своей деятельности. Услуги клиентам они оказывают за плату в форме комиссионных вознаграждений.

Дилинговые компании (фирмы) проводят операции по покупке-продаже наличной иностранной валюты у физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов. Для осуществления дилинговой деятельности по обменным операциям с наличной иностранной валютой, как правило, требуется получение специальной лицензии у центрального банка.

 

49.Ломбарды.

Ломбарды это кредитные организации, выдающие ссуды под залог движимого имущества, а также осуществляющие хранение заложенных товарно-материальных и иных ценностей и при необходимости проводящие торговые операции по продаже заложенного имущества на комиссионных началах .

Ломбардный кредит - это краткосрочный потребительский кредит, который обеспечивается закладом имеющих хождение на рынке и поэтому легко реализуемых движимого имущества или прав.

Предельные суммы, число ссуд, которые могут быть выданы одному лицу, сроки, на которые они предоставляются, а также размеры платы за пользование ссудой (и за хранение имущества) определяются по соглашению сторон (договору). Плата может выставляться сразу при выдаче ссуды или после окончания договорного срока. В договоре между ломбардом и его клиентом обязательно оговариваются условия залога имущества. Может быть отдельно заключен договор залога. Ломбард, выдающий кредит под залог ценных бумаг, обязан заключать с профессиональным участником рынка ценных бумаг договор на их реализацию в случае непогашения ссуды в установленный срок.

Физическое лицо вправе использовать ломбардный кредит по своему усмотрению. По просьбе сдатчика имущества ломбард может продлить срок возврата ссуды, но под более высокий процент. При невозврате в установленный срок кредита, обеспеченного залогом имущества, ломбард реализует это имущество на комиссионных началах через торговые организации либо продает его самостоятельно. В случае, если сумма от реализации заложенного имущества недостаточна для полного удовлетворения требований ломбарда, он вправе получить недостающую сумму из другого имущества должника в порядке, предусмотренном законодательством. Если при реализации заложенного имущества полученная сумма превышает размер требований ломбарда, разница выплачивается залогодателю.

В зависимости от формы собственности выделяют государственные, коммунальные, частные ломбарды и ломбарды смешанного типа.

Ломбарды оказывают услуги главным образом физическим лицам. На хранение принимаются предметы личного пользования и домашнего (семейного) потребления; производственно-технического назначения; ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней: жемчуга и янтаря и иные материальные и нематериальные ценности.

В порядке, предусмотренном законодательством, ломбард должен получить лицензию на право принятия в залог и на хранение изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (с обязательной сдачей в государственный фонд невостребованных в срок изделий).

В качестве залога в ломбард принимаются новые промышленные товары, но могут также приниматься бывшие в употреблении, пользующиеся спросом товары народного потребления, отвечающие требованиям санитарии. Сложно-технические товары принимаются в исправном рабочем состоянии.

 

Инвестиционные фонды.

Инвест. фонды - разновидность КФО, специализирующихся на привлечении ден ср-в инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и размещения мобилизованных ср-в в цен бумаги иных юр лиц, а также на банковские счета, вклады и депозиты. Фонды выступают как фин. посредники. Двойной обмен долговыми обязательствами отличает фин. посредников от иных фин. субъектов. Основная цель возникающих инвест. фондов в РБ стать посредником между населением и приватизируемым предприятиям.

Значение инвест. фондов состоит в решении следующих задач: аккумуляции ресурсов для инвестирования в эк-ку; содействии разгосударствлению (приватизации) собственности; развитии рынка цен бумаг, увеличении спроса на цен бумаги, повышении их ликвидности; создании конкуренции банкам, другим фин. институтам на рынке цен бумаг.

Для инвесторов привлекательным явл-ся режим инвест. фондов. При создании инвест. фондов следует оговорка, что они должны вести себя корректно: запрещение использовать большие суммы на цен. бум. одного предприятия; запрещено выдавать гарантии; весь положительный доход распределяется между своими инвесторами. Инвестиционный фонд не вправе направлять более 10 % своего капитала на приобретение цен бумаг одного эмитента, а также приобретать более 25 % ценных бумаг одного эмитента. Инвестиционный фонд создается в форме ОАО. Участие ком. банков в создании инвест. фондов способствует созданию банковских холдингов, включающих фин., торговые, пром. предприятия и кредитные организации; укреплению позиций ком. банков в нац. экономике; наращиванию акционерного капитала ком. банков; созданию благоприятных условий для развития рынка цен бумаг и увеличению объема инвестиций в нац. эк-ку.

 

51.Сущность банковского %, его функции

Ссудный % —плата за временное пользование ссужаемой стоимостью. Это эк. категория, кот. основана на движении ссужаемой стоимости, которая обладает чертами товара.

Банковский %— один из наиболее развитых видов ссудного %. Он возникает в том случае, когда одним из субъектов кредитных отношений выступает банк (ком., центральный). Для банковского % характерна денежная форма.

% отражает эк. отношения, возникающие на базе кредита. Их субъектами являются кредитор и кредитополучатель (заемщик), или, соответственно, получатель и плательщик %. Интересы сторон противостоят друг другу, они могут быть реализованы только друг через друга. Отношения по поводу % и кредита разные: 1) кредит – движение от кредитора к заемщику, %- от заемщика к кредитору; 2) движение кредита предполагает возвратность, уплата % - передачу навсегда части стоимости; 3) они различны по сумме; 4) выдача кредита означает авансирование ср-в заемщику, сумма % означает завершение кругооборота ср-в у заемщика.

% как эк. категория выполняет следующие функции: 1) перераспределительная — перераспределяет часть доходов между субъектами хозяйствования, между собственниками в пользу тех или других. Являясь налогоплательщиком, кредитор через платежи в бюджет перераспределяет часть ср-в в распоряжение гос-ва. 2) регулирующая - регулирующее воздействие на воспроизводство достигается путем распределения ссудных капиталов между предприятиями, отраслями. Посредством % осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов, текущей ликвидности банка. Для современных эк. отношений характерно усиление роли % в составе инструментов ДКП. 3) сохранение ссудного фонда. Первоначальный размер кредитных ресурсов не только сохраняется, но и увеличивается за счет разности между %-ами, получаемыми кредитором, и %-ами, уплачиваемыми им. Стоимость, вернувшаяся от кредитополучателя к кредитору, не теряет своих качеств.

Существуют разл. виды ссудного %: по формам (банк., по гос. кредиту, ком., по лизингу, потребит. %); по видам кредитора (% ком. банка, ЦБ, СКФО, орг-ций, ломбардов, касс взаимопомощи); по срокам кредитования (по кр/, ср/ и д/ср. ссудам); по видам операций кредитора (депоз., по ссудам, учетный, ставка рефинансирования); по методам установления % ставки (фикс.(твердый), плавающий, базовый, дисконтный %); по способам внесения % (единоврем., период. платеж).

Для ссудных % хар-ны следующие черты: в форме денежного платежа; ставка % зависит от конкретных условий сделки; влияние факторов на макроуровне (S и D, ставка рефин-ия, уровень инфляции).

% политика находит свое отражение в регулировании сис-мы, уровня, динамики % ставок и установления методов регулирования. Гос-во, ЦБ оказывают воздействие на уровень ставок ком. банков, используя меры директивного (маржа, установление официальной ставки рефинансирования, учетного %, замораживание % ставок) и косвенного регулирования (уровень резервных требований ЦБ; объем, условия и цена предоставляемых ком. банкам кредитов; нормативы ликвидности, налогообложения банков).

 

Депозитный процент

Депозитный процент — плата банков (кредитных учреждений) за хранение денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей на счетах, в депозитариях, хранилищах. Он выражает отношения двух участников кредитной сделки, и его содержание имеет две стороны.

В качестве кредиторов при депозитной операции выступают клиенты банка (кредитного учреждения) — предприятия, организации, учреждения, другие банки, население, а в качестве кредитополучателя (заемщика) — банк (кредитное учреждение).

Банк размещает в ссуду прежде всего привлеченные средства. Следовательно, депозитный % компенсирует тот риск, который имеют вкладчики по средствам, передаваемым в банк. Депозитная % политика призвана прежде всего обеспечивать максимальную выгоду кредиторам от размещения временно свободных средств, а также возможность использования кредитополучателями (заемщиками) хранящихся у них ресурсов для проведения разного рода финансовых операций при обеспечении минимальных операционных расходов. Она предполагает объективность при установлении процентов по всем видам депозитов (вкладов) и обоснованность соответствующих % ставок, а также обеспечение увязки депозитных % с % ставками по активным банковским операциям. При этих условиях поддерживается ликвидность клиента (кредитора) и банка (заемщика).

Повышение уровня % ставок по депозитам (вкладам) имеет не только эк. значение, но и соц. В условиях инфляции трудно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а следовательно, они не заинтересованы в помещении ср-в на длительное хранение. Поэтому депозитная % пол-ка банков должна увязываться с комплексным обслуживанием клиента.

Размер % по депозитным операциям складывается под воздействием множества факторов: вида депозита, срока привлечения ресурсов; состояния спроса на кредит; условий рынка кредитных ресурсов (наличие предложения, размер % по кредитам банка, ставки рефинансирования, учетный %); степени надежности клиента; уровня ставок налогов на доходы банка; характера клиента (предприятия, предприниматели, граждане и др); уровня инфляции; размера привлекаемых ресурсов, затрат банка и других факторов.

При установлении депозитных % учитываются уникальность услуг, оригинальность условий депозитного хранения ср-в данного кредитного учреждения; лидерство банка на рынке в части предоставления услуг; необходимость удержания позиций на рынке; % политика конкурентов; методы установления платы за депозиты (надбавки, скидки, выигрыши) и т.д.

Депозитный % может быть с фиксир. % ставкой, плавающей ставкой, комбинированной (процент + премия), по договоренности и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.