Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Валютная система, понятие, элементы



ВС — правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Эк., пол., культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления займов, кредитов, движения капиталов и др.

Меж/нар. валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты во внешнеэк. обороте. ВС здесь выступает мощным звеном, которое в значительной степени влияет на расширение или, наоборот, ограничение интенсивности МЭО. Посредством ВС осуществляется перелив эк. ресурсов из одной страны в другую (или этот процесс блокируется), создаются благоприятные условия для развития производства и международного разделения труда.

Развитие МЭО в знач. степени предопределено особенностями ВС и действенностью функционирования ее институтов.

Характерной чертой ВС является то, что она постоянно меняется, развивается. Наиболее общая причина этих изменений — углубление развития мировых хозяйственных связей, постепенные изменения в их механизмах, разнонаправленные процессы в сфере гос. вмешательства в экономику с целью оказания давления на формирование видов валютных отношений и др.

Различают национальные, региональные и мировые ВС.

На основе интернационализации хозяйственных связей сначала возникает национальная ВС - определенный порядок организации международных валютных отношений государства с другими странами. Она складывается исторически, в зависимости от степени развития экономики и внешнеэкономических связей государства. Национальная ВС государства охватывает денежно-кредитные отношения, которые обеспечивают функционирование валюты для обслуживания внешнеэк. связей страны. Юридически национальная ВС закреплена в гос. правовых актах, которые учитывают нормы международного права.

Национальную ВС характеризуют следующие элементы: национальная валюта; условия конвертируемости национальной валюты; режим валютного паритета национальной валюты – соотношения между двумя валютами; режим курса национальной валюты (фиксированный, плавающий в определенных пределах); наличие или отсутствие валютных ограничений; национальное регулирование международной валютной ликвидности страны; регламентация использования международных кредитных средств обращения; регламентация международных расчетов страны; режим национального валютного рынка и рынка золота; национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны (ЦБ, министерство финансов, специальные органы).

Региональная ВС — организационно-эк. форма отношений ряда государств в валютной сфере, направленных на стимулирование интеграционных процессов, регулирование колебаний курсов национальных валют и преобразование региона в зону валютной стабильности. Региональная ВС основывается на собственных механизмах регулирования валютных отношений, ограничения влияния и роли ключевых валют и международных счетных единиц. В качестве примера можно назвать Европейскую ВС, региональные банки развития Азии, Африки и Латинской Америки, Азиатский клиринговый союз и др.

Задачи и условия функционирования и влияния национальных и региональных валютных систем направлены на развитие экономики отдельных стран, на сочетание интересов различных государств и их группировок.

Мировая ВС — форма организации международных валютных отношений, которая возникла в результате эволюции мирового хозяйства и юридически закреплена межгос. соглашениями. Мировая ВС связана с национальными ВС через национальные банки, обслуживающие внешнеэк. деятельность, систему межгос. валютного регулирования и благодаря координированию валютной политики стран. Связь и различия национальной и мировой ВС проявляются и в элементах, характеризующих эти системы. Мировая ВС включает следующие элементы: функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные валютные единицы); условия взаимной конвертируемости валют; унификацию режима валютных паритетов и валютных курсов; межгос. регулирование валютных ограничений; межгос. регулирование международной валютной ликвидности; унификацию правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов; режим мировых валютных рынков и рынков золота; международные организации, осуществляющие межгос. валютное регулирование. Эти элементы должны развиваться, наполняться новым содержанием в соответствии с состоянием мировой экономики.

 

Виды ВС, их эволюция

Выделяется несколько видов (этапов развития) мировой ВС.

Парижская ВС сформировалась в XIX в. после пром. революции и последовавшего за ней расширения меж/нар. торговли. Юридически это оформилось межгос. соглашением на Парижской конференции в 1867 г. Она основывалась на золотом монометаллизме, придерживалась золотомонетного стандарта. Система золотомонетного стандарта характеризовалась следующими признаками: каждая валюта имела золотое содержание; устанавливался режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек; осуществлялась конвертируемость валют в золото; золото использовалось как резервно-платежное средство; сложился свободный ввоз и вывоз золота из страны в страну.

В годы первой мировой войны в большинстве стран свободный размен бумажных денег на золото был прекращен, а внутреннее золотое обращение ликвидировано. Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой ВС. Золотомонетный стандарт перестал функционировать.

Генуэзская ВС была оформлена межгос. соглашением, достигнутым на Генуэзской международной эк. конференции в 1922 г. Она устанавливала золотодевизный стандарт, основанный на золоте и валютах, конвертируемых в золото. Конверсия валют в золото осуществлялась не только непосредственно, но и косвенно, через иностранные валюты. Был восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов (без золотых точек), проводились международные конференции.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. сопровождался мировым валютным кризисом. Генуэзская ВС утратила относительную стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте, однако сохранилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению ЦБ. Международная ВС распалась на ряд отдельных валютных блоков.

Валютные блоки представляют собой группировки стран, использующих в качестве международного платежного средства валюту страны, возглавляющей блок. Основные валютные блоки — стерлинговый (с 1931 г.) и долларовый (с 1933 г.) — возникли после отмены золотого стандарта Великобритании и США.

Распад мировой валютной системы на ряд самостоятельных валютных блоков, потеря прямой связи валют с золотом, их крайняя неустойчивость чрезвычайно отрицательно сказались на развитии внешнеэкономических связей. Валютная сфера стала ареной острейших межгос. противоречий, соперничества и борьбы. Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской ВС. Поэтому возник вопрос о необходимости выработки международных норм, регулирующих валютные отношения между странами в послевоенный период.

Бреттон-Ввудсская ВС была оформлена соглашением в 1944 г. Статус резервной валюты юридически закреплялся за долларом и фунтом стерлингов. Кроме того, устанавливались фиксированные золотые паритеты и курсы валют (колебания — в пределах ± 1 % паритета, а в Западной Европе — ± 0,75 %). Тогда же был создан МВФ — орган межгос. валютного регулирования.

Функционирование Бреттон-Вудсской ВС основывалось на зависимости всего несоциалистического мира от США. Как только индустриальные страны восстановили разрушенный войной потенциал, Западная Европа и Япония превратились в конкурентов США. Разразился кризис этой системы, приведший к ее постепенному развалу в 1971—1976 гг. В результате прекратился размен долларов на золото; была отменена официальная цена золота; на смену фиксированным валютным курсам пришли плавающие курсы; произошел распад валютных зон.

Ямайская мировая ВС, функционирующая и поныне, оформлена соглашением стран-членов МВФ в 1976 г., ратифицированным в 1978 г. Основой новой ВС — международным платежным средством — официально признаны СДР. На их базе страны-члены МВФ должны были определять паритеты своих валют. Однако фактически СДР не стали главным международным платежным и резервным средством. Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Доллар по-прежнему лидирует как международное платежное и резервное средство.

В рамках Ямайской ВС юридически оформлена демонетизация золота: отменена его официальная цена; прекращен размер долларов на золото; золото исключено из расчетов между МВФ и его членами; узаконен отказ от фиксирования золотого содержания национальных валют; проведены частичная реализация золотого запаса МВФ или возврат его членам части этого запаса.

Право выбора режима валютного курса предоставлено странам: они могут либо придерживаться системы плавающих валютных курсов без ограничения пределов их колебаний, либо устанавливать и поддерживать стабильные курсы национальных валют. Однако еще с 1973 г. члены МВФ практически перешли на первый вариант, поскольку на режим плавающих валютных курсов более гибкий.

По-прежнему на МВФ лежит задача усилить межгос. валютное регулирование, обеспечить либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений. Ямайская валютная система продолжает совершенствоваться. В частности, проблемы, связанные с неэффективностью стандарта СДР; противоречиями между юридической демонетизацией золота и фактической его ролью как чрезвычайных мировых денег; несовершенством режима плавающих курсов; неодинаковым положением стран в мировой ВС; необходимостью усилить координацию валютно-эк. политики мировых центров и стабилизировать валютные механизмы.

Международная (региональная) ВС — ЕВС создана в 1979 г. С целью стимулировать интеграционные процессы; создать европейский политический, эк. и валютный союз — ЕС; укрепить позиции Западной Европы; образовать европейскую зону стабильности с собственной валютой; оградить «Общий рынок» от экспансии доллара.

ЕВС — подсистема мировой ВС. Вместо СДР был введен стандарт ЭКЮ — европейской валютной единицы (1979—1998 гг.). Сфера использования ЭКЮ включала не только гос., но и частный секторы, в том числе депозитно-ссудные операции банков, международные расчеты частных фирм и др. Золото и доллары вошли в механизм эмиссии ЭКЮ, объединив 20 % официальных золото-долларовых резервов стран-членов; возобновились операции с валютным металлом-золотом. Режим совместного плавания курсов валют стран-членов ЕВС предусматривал пределы их взаимных колебаний («европейская валютная змея»).

В противовес МВФ был создан собственный орган межгос. валютного регулирования — Европейский фонд валютного сотрудничества (1979—1983 гг.). В 1994 г. его функции перешли к Европейскому валютному институту, а в 1998 г. — к Европейскому ЦБ. 7 февраля 1992 г. в Нидерландах был подписан Маастрихтский договор, который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Европейское сообщество стало официально именоваться ЕС.

Маастрихтский договор предусматривает поэтапное формирование политического, эк. и валютного союза.

Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) предусматривал становление эк. и валютного союза, включая подготовительные мероприятия к введению евро как единой денежной единицы.

Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) потребовал более конкретных действий от стран-членов ЕС, приближающих введение евро. В 1994 г. начал функционировать Европейский валютный институт.

Третий этап (1999—2002 гг.) предусматривал переход к единой валюте — евро. С 1 января 1999 г. были установлены фиксированные валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро, а евро была признана их общей валютой. С 1 января 2002 г. начался выпуск банкнот и монет евро, на которые обменивались национальные валюты. К середине 2002 г. завершился полный переход хозяйственного оборота стран-участниц на единую валюту. Начала свою деятельность Европейская система центральных банков, включающая Европейский центральный банк и центральные банки стран зоны евро.

Четвертый этап (с 2003 г.) предполагает новые направления развития ВС, эк. валютного союза. Усиляется взаимосвязь между эк. и валютным союзом и третьими странами.

Введение евро качественно повлияло и на международные валютно-финансовые отношения РБ. НБРБ с 4 января 1999 г. начал котировку евро. Белорусская валютно-фондовая биржа приступила к торгам евро. Субъекты хозяйствования РБ, население получили возможность открывать счета в евро, осуществлять платежи, переводы, конвертацию в евро других валют, проводить депозитные и другие операции. БС РБ определяет уставный, собственный капитал в евро, выполняет банковские операции в евро аналогично операциям с другими иностранными валютами.

 

Валютная система РБ

Национальную ВС характеризуют следующие элементы: национальная валюта; условия конвертируемости национальной валюты; режим валютного паритета национальной валюты – соотношения между двумя валютами; режим курса национальной валюты (фиксированный, плавающий в определенных пределах); наличие или отсутствие валютных ограничений; национальное регулирование международной валютной ликвидности страны; регламентация использования международных кредитных средств обращения; регламентация международных расчетов страны; режим национального валютного рынка и рынка золота; национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны (ЦБ, минфин, специальные органы).

Национальная ВС РБ формируется с учетом принципов мировой ВС, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство, с 1992 г. является членом МВФ и входит в ряд других международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Основой денежной и национальной ВС является бел. рубль. Сегодня он подчиняется правилам ограниченной конвертируемости, но страна решает стратегическую задачу перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов в 2000 г. был введен единый курс бел. рубля. Зак-вом установлены порядок осуществления международного платежного оборота и использования валютных ресурсов, международных кредитов; режим деятельности валютного рынка и состав его участников; правила валютных операций и т.д. Определены статус гос. органов, осуществляющих валютное регулирование, основные принципы валютной политики, а также порядок регулирования меж/нар. валютной ликвидности РБ. Национальная ВС взаимосвязана с внутренней денежной, кредитной и финансовой системами.

 

 

59.Платежный баланс, его содержание, способы регулирования

Платежный баланс — балансовый счет международных операций, соотношение валютных поступлений из-за границы и платежей, произведенных данной страной другим странам. Это стоимостное выражение всего комплекса международных связей страны в форме соотношений показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Он оказывает влияние на золото-валютные резервы, валютное положение страны, размеры гос. долга, направления эк. (в том числе валютной) политики. Состояние платежного баланса сказывается на валютном курсе страны: при постоянном активном платежном балансе курс национальной валюты повышается, а при пассивном — понижается. От состояния платежного баланса зависят спрос и предложение национальной и иностранной валюты, их курсовое соотношение.

Платежный баланс имеет 5 разделов:

1) Текущий счет (счет текущих операций). Важнейшей составной частью платежного баланса по текущим операциям является торговый баланс, который характеризует соотношение экспорта и импорта товаров в стране за определенный период. Кроме платежей и поступлений от внешнеторговых операций в этот раздел включаются платежи и поступления за транспортные услуги (по видам транспорта), услуги связи, страховые услуги, компьютерные и информационные услуги, услуги частным лицам в сфере культуры и отдыха и т.п.

2) Счет операций с капиталом и финансовых операций. Он включает в себя прямые инвестиции, портфельные и другие инвестиции. Прямые инвестиции осуществляются для оказания воздействия на процесс управления предприятиями, что достигается путем участия в собственном капитале предприятия. Результатом являются доходы (дивиденды, прибыль). Портфельные инвестиции - долговые ценные бумаги, акции и иные инструменты фондового рынка, приобретаемые главным образом для получения дохода. Другие инвестиции охватывают коммерческие (торговые) кредиты; движение средств на счетах предприятий за рубежом и др.

3) Статистические расхождения по статьям текущего, капитального и финансового счетов. Это могут быть неучтенные объемы «челночного» экспорта, следствия движения краткосрочного капитала, результаты расхождений в платежах и поступлениях из-за нарушений в движении потоков экспорт-импорт и соответствующих им расчетно-платежных операциях, ошибок в связи с получением информации из различных источников и т.п.

4) Общий баланс. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс должен быть всегда сбалансирован. Он является активным, если поступления из-за границы превышают платежи, либо пассивным — если платежи превышают поступления.

5) Финансирование. Балансирующий раздел, где раскрываются методы и источники погашения сальдо платежного баланса. Это может быть движение валютных резервов, иностранная помощь, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций и другие источники. Как одно из средств выравнивания платежного баланса используется продажа иностранных и национальных ценных бумаг за иностранную валюту.

Первый платежный баланс РБ был разработан в укрупненном варианте в 1992 г. Методической основой послужили рекомендации МВФ, а также такие источники информации как система банковской отчетности о внешнеэк. деятельности; система отчетности предприятий-резидентов о внешнеэк. операциях; информация Минфина, МИДа, гос. таможенных служб и др. Кроме того были привлечены данные международной банковской статистики и зеркальной статистики стран-партнеров. Формы представления национальных платежных балансов разнообразны.

Составляется обычно платежный баланс и определяется международная инвестиционная позиция государства на определенную дату. Она характеризует состояние иностранных активов и пассивов (обязательств) государства, отражающие ее международные валютно-финансовые отношения и позицию страны — как должника или как кредитора. От платежного баланса международная инвестиционная позиция отличается по набору статей, методике составления и периоду, за который она составляется. Основными статьями международной инвестиционной позиции РБ по активу и пассиву являются: прямые инвестиции; портфельные инвестиции; прочие инвестиции. Платежный баланс всегда был объектом государственного регулирования. Гос. регулирование платежного баланса — это совокупность эк., в том числе валютно-кредитных, финансовых и других мероприятий по формированию основных статей платежного баланса и покрытию сальдо.

Платежный баланс подразделяется: по срокам (квартальные, годовые, перспективные); по содержанию (просто и меж/нар. инвестиц. позиция), по форме (стандартные – отражает детальную постатейную информацию и аналитические – отражает основные агрегаты платежного баланса); по регионам (в целом по республике, со странами СНГ, с другими государствами); по валюте.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.