Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права индивида и коллективные права



Между индивидуальными и коллективными правами су­ществует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущем­лять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно свя­заны, хотя и различны по своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от рождения, одна из глав­ных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегума-низирует его. Вот почему трудно переоценить значимость прин­ципа "человеческое измерение", выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ори­ентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Коллективные права (право парода, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления инте­ресов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рас­сматривать как сумму индивидуальных нрав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно



§ 4. Права индивида и коллективные права


 


иные свойства, определяемые целями п интересами коллектив­ного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить провер­ку "человеческим измерением" — правами индивида. Коллек­тивные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни парода, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общ­ность, антигуманны и противоправны.

Это не следует трактовать как утверждение примата эгои­стического интереса индивида над интересами общности. Цен­ностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивили­зации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельно­сти человека и человечества в целом. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на "качество".

Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни. Так, противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конф­ликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, используя при этом исторические аргументы, трактуемые в свою пользу, отстаивая свое право па самоопределение.

Однако право народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и леги-тимность этого коллективного права подтверждается либо оп­ровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от его национальной принадлеж­ности, религиозных убеждений и т. д. И в этом смысле можно говорить, что права человека выше коллективных прав народа и прав нации. Хотя при нормальном развитии процессов само­определения народа не должна возникать проблема ранжиро-



Глава V. Структура прав человека и гражданина


 


вання индивидуальных и коллективных прав, ибо цивилизован­ное понимание самоопределения неотделимо ог принципа неру­шимости прав человека. Поэтому международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа па само­определение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансированного развития.

Такова природа и других коллективных прав, например права на развитие, осуществление которого народами, освобо­дившимися ог колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к пион национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организа­ции (ассоциации) не могут основываться на подавлении или ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, мы хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тен­денция относить сюда те из них, которые конкретизируют ин­дивидуальные права первых двух поколений (например, пра­во на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно отно­сить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллектив­ных прав, как право на солидарность и на международное общение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.