Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные и иные права человека и гражданина



Необходимо внести ясность в понятие "основные", "кон­ституционные" и иные права человека. Отсутствие стро­гости формулировок в ряде конституций несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Однако, на наш взгляд, основные права индивида — это и есть конституционные права. Такая трак­товка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и ст. 55 Кон­ституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их осо­бые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).

Основные права являются субъективными. Это истина, ко­торая сегодня очевидна, в ходе исторического развития не­однократно оспаривалась. Лишь в начале XX в. в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основ-


134 Глава V. Структура прав человека и граждашпИ

ных прав в особенности выкристаллизовалось новое пониманиИ основных прав как субъективных и гражданин получил воИ можность ссылаться на них перед лицом властных структур. •

Понимание под "основными" фундаментальными правам"™ конституционных прав получило достаточно широкое распрос­транение с середины XIX в. В специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было вос­принято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых евро­пейских конституций. "Какое бы обозначение ни выбиралось, речь, по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса челове­ка и гражданина и которые поэтому получают гарантии в ос­новных законах государства"1.

В современном мире, когда проблема защиты прав челове­ка вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных междуна­родно-правовых стандартов, которые также являются ос/юв/ш-ми правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших об­щечеловеческие стандарты прав и интересов личности, опреде­ливших ту планку, ниже которой государство не может опус­каться. Это означает, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, по и развитием общечеловеческих ценностей п культуры, уровнем и степенью интегрированное™ международного сообщества.

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеоб­щую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1976 г.), Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1976 г.), Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и по­литических правах, внесло коренные изменения в правосубъект-ность человека, который становится субъектом не только внут­ригосударственного, но и международного права. Согласно меж-

' Государственное право Германии. Том 2 М , 1994. С. 167.


§ 2. Основные и иные нрава человека и гражданина 135

дупародному законодательству, вес лица, проживающие в госу­дарстве — участнике пактов пли на которых распространяет­ся юрисдикция этого государства, получают возможность пользо­ваться правами, предусмотренными пактами, без различия но признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждении, национального либо социального проис­хождения, имущественного, сословного или иного положения. Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединения создастся правовая ситуация, при которой международно-правовые акты получают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин, полити­ческие или гражданские нрава которого нарушены, может об­ратиться непосредственно в Комитет но правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических пра­вах).

Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 г. предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд для защиты нарушенного права на тех же условиях — исчерпанности всех внутригосударст­венных средств защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.

Всеобщая декларация прав человека, международные пак­ты о правах человека, Европейская конвенция о защите нрав человека и основных свобод определили тот универсальный набор основных прав и свобод, который в единстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основе тысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс.

Поэтому в современных условиях под основными правами человека, па наш взгляд, следует понимать права, содержащи­еся в конституции государства и международно-правовых до­кументах по правам человека, в частности в Международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 ?. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником не-



Глава V. Структура прав человека и гражданин,!


 


зависимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударствен­ному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен п в Конституции Российской Федерации.

Выделение категории основных прав человека отнюдь не означает отнесение иных прав к "второсортным", менее значи­мым, требующим меньших усилии государства по их обеспече­нию. Речь идет о другом. Основные права н свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возмож­ности возникновения других многочисленных нрав, необходи­мых для нормальной жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его нзаимодспствпя с другими людь­ми, с обществом и государством. От основного права может от­почковаться значительное количество других прав. Например, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права: на участие в самоуправлении, право выдвигать своего кандидата во время избирательной кампании, право требовать отчета у из­бранного депутата о выполнении им своих обязанностей, право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, свя­занному с деятельностью последнего, и т. д.

Часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и лич­ную неприкосновенность каждого. Это основное право порож­дает целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, Ко­дексе РСФСР об административных правонарушениях, УПК РСФСР и других нормативных актах.

Поэтому основные, фундаментальные нрава, зафиксиро­ванные в конституции государства, важнейших международно-правовых актах по правам человека, являются правовой базой для производных, но не менее важных его нрав.

§ 3. "Поколения" прав человека

Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие из них иные права н свободы обеспечивают раз­личные сферы жизни человека: личную, политическую, соцп-



§ 3 "Поколения" прав чслоиека


 


альную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они и структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только но сферам жизнедеятельнос­ти, по и по времени возникновения. Отсюда — появление по­нятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются тс тради­ционные либеральные ценности, которые были сформулирова­ны в процессе осуществления буржуазных революции, а затем конкретизированы п расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданс­ких) и политических нравах — нраве на свободу мысли, сове­сти п религии, праве каждого гражданина на ведение государ­ственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу п безопасность личности, праве на свободу от произ­вольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом п ряд других. Эти пра­ва выражали так называемую "негативную" свободу: они обя­зывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы п создавать условия участия граждан в поли­тической жизни.

Второе поколение прав человека сформировалось в про­цессе борьбы пародов за улучшение своего экономического уров­ня, повышение культурного статуса (так называемые "позитив­ные права"), для реализации которых требуется организацион­ная, планирующая и иные формы деятельности государства но обеспечению указанных прав.

В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформи­рования общества, которое призвано было смягчить противо­стояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальную политику. Па основе Манифеста германского кай­зера 1881 г. в стране была установлена единая система соци­ального обеспечения в сфере социального страхования. Вей­марская конституция 1919 г. закрепляла возможность добы­вать себе содержание трудом (это право не могло быть обеспе­чено в послевоенной Германии), право па социальное страхова­ние в случае старости, болезни и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что "строй хозяйственной жизни должен соответство-


138 Глава V. Структура прав человека и гражданина

вать началам справедливости и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека".

Так были положены начала второго поколения прав чело­века. Широкий набор таких прав был закреплен в Конститу­ции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право па образование) в качестве программы были заявлены еще в Кон­ституции РСФСР 1918 г. Параллельно с социальными преоб­разованиями в Советском Союзе шла реформация экономичес­ких отношений в буржуазных государствах, поскольку реаль­ная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирова­ния системы социальной защиты человека, приобретавшей осо­бое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрас­танием национальных богатств развитых капиталистических стран.

И хотя социальная защищенность гражданина в СССР ока­залась минимальной, тем не менее она существовала и оказыва­ла воздействие на мировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения. Немаловажное значе­ние имела и боязнь социальных взрывов п потрясений в бур­жуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний обще­ства, так п на основе опыта Советского Союза1, а также масси­рованной пропагандистской кампании, которая в течение мно­гих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися па "великие социальные завоевания" трудящихся Советского Союза.

Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права на участие в культурной жизни общества п др. — во Всеобщей декларации нрав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных п культурных правах явилось огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расшире­нии каталога этих прав, их обогащении.

Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией по отноше-

1 См.: Права человека накануне XXI века. С. 201.


§ 3 "Поколения" прав человека 139

пию к ним государства. Права первого поколения в буржуаз­ной политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешатель­ства, в том числе и государственного, в осуществление граждан­ских прав (прав члена гражданского общества) и политичес­ких прав (прав участника осуществления политической влас-ги). Речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни н культуры. Очень образно эта идея была выражена Н.М. Коркуповым: "Для того, чтобы исторически вырабатыва­емая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и обере­гающее индивидуальное"'.

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сфе­ру. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные про­граммы и вести всестороннюю организационную и хозяйствен­ную деятельность, которая позволила бы гарантировать про­возглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою пози­цию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъек­тивными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя та­кого рода позиция не лишена оснований, тем не менее присое­динение к Пакту создаст обязательства для государства совер­шенствовать свое внутреннее законодательство и организовы­вать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может не стремиться к тому, чтобы стать соци­альным. Это закономерность развития современных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежных госу­дарств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Тур­ции.

В период после второй мировой войны стало формировать­ся третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих прав со­стоит в том, что они являются коллективными и могут осуще-

Коркунов Н.М. Общественное .значение права. С. 76.



Глава V Структура прав человека и граждашн


 


ствляться общностью, ассоциацией. Такая точка зрения вы!
казана К. Васаком, который к третьему поколению относит толь­
ко коллективные нрава, основанные на солидарности, так назы­
ваемые "права солидарности" — право на развитие, на мир, па |
здоровую окружающую среду, па общее наследие человечества, |
а также право на коммуникацию, связанное с концепцией ново- I
го международного информационного порядка. I
Позиция К. Васака представляется нам убедительной. |
Права третьего поколения — это коллективные права, а не \
какие-либо "новые" права индивида. Разумеется, отдельный I
человек принимает участие в реализации таких прав, но это ?
участие связано не с его личным статусом, а с его положением
как члена какой-либо общности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.