Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава VI. Права человека и правовое государетво



номерны для России с ее общиной, антииндивидуалпстической идеологий, со слепым подчинением власти, с массовым психо­логическим неприятием любых личностных проявлений, с ав­торитарностью лжеколлективизма.

Безраздельное господство марксистской идеологии в годы советской власти в значительной мерс способствовало утвер­ждению в обществе лжеколлектпиистскпх начал. Рассматри­вая главное противоречие марксистской доктрины, И. Бердя­ев отметил, что "марксизм не хочет видеть за классом чело­века, он хочет увидеть за каждой мыслью п оценкой челове­ка класс с его классовыми интересами"1. Исходя из такого подхода общество, провозгласившее себя освободителем всего человечества от угнетения, подавляло человека, любые прояв­ления его самобытности, если они не вписывались в стерео­тип "нового советского человека". Формально не отрицая нрав и свобод граждан и даже включая их каталог в свои консти­туции, власть даже не пыталась обеспечить политическую сво­боду, плюрализм, возможность для каждого человека иметь свои мнения и убеждения. Унифицированность сознания и стандартизация поведения стали неизбежны в условиях ка­зарменного режима. Преследование любых проявлений ина­комыслия было органично для сложившегося политического строя и сохранялось долгие годы после ликвидации сталин-| ского режима.

Перестройка явилась важным переломным этапом в отно-| шснни прав человека п правового государства. И хотя это были! первые робкие и непоследовательные таги по пути свободы([ недооценивать их нельзя.

Нынешняя Россия оказалась па развалинах тоталитарно-! го режима, где сохранились живучие традиции недооценки че-| ловска, его прав и свобод. Выдвижение идеи прав человека и правового государства было неизбежно для власти, объявив­шей о полном разрыве с тоталитарным прошлым. Однако у нее не хватило последовательности, подлинно демократичес­ких ориентиров и уважения достоинства человека как одного из основных слагаемых культуры. Необходимо длительное

1 Бердяев Н. Судьба России. С. 299.


§ 2. Права человека и формирование правового государства в России 187

время для того, чтобы государство не на словах, а на деле руко­водствовалось идеей прав человека как высшей ценностью, что­бы эти права и свободы действительно определяли смысл, со­держание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления. Зада­ча состоит в том, чтобы сделать Конституцию РФ с ее ориента­цией па личность подлинным, реально действующим Законом, чтобы системой мер — правовых, организационных, нравствен­ных — создавать в обществе глубокое уважение к правам лич­ности.

б) Низкая правовая культура должностных лиц, усугубля­емая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении и пренебрежении правом. Права человека — категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечи­вать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этому является отношение к самой Конституции как некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя де­мократическим и правовым.

Низка юридическая культура и самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои нрава, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные орга­ны с петициями и жалобами в порядке административного производства. Вероятнее всего это результат неверия в ре­альность любых попыток защитить себя от беззакония. Р. Исринг стремление отстаивать свое право сопрягал с чувством достоинства личности. "Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремле­ния защитить себя и свое право, тот уже человек безнадеж­ный..."1.

Покорность и непротивление человека в случаях наруше­ния его прав — характерная черта общественного правосозна­ния, доставшаяся нам в наследство от вековых антиличностных традиций.

Приоритет прав человека и правового государства требует усилий всех граждан России, которые должны способствовать

Исрши Р. Борьба за право М., 1991. С. 3.



Глава VI. Права человека и правовое государство


 


утверждению в своем обществе "идеи права". Необходимо под­готовлять людей к "борьбе за право" как проявлению их граж­данского долга, осуществлять пропаганду законодательства, которая в настоящее время предана забвению, чем отброшены хорошие традиции в данной области, сформировавшиеся в 60 — 80-е годы. Массовое практическое участие граждан в борьбе за утверждение порядка, основанного па праве, — необходимое условие формирования правового государства. Нынешняя апа­тия, безверие, аполитичность создают почву для произвола, пол­ной незащищенности человека.

в) В последние годы произошло ослабление российской -государственности, а это — движение в сторону, противопо-| ложную обществу, основанному на праве. Разрушение тота-|* литарного государства не было подкреплено четкими прсд-г? ставлепнями о принципах создания нового демократического' государства. Неприятие и негативное отношение к тоталитар­ному государству было распространено на государство вооб­ще, что привело к его ослаблению, разрегулированности его органов и механизмов. Была предана забвению простая ис­тина, что без сильной государственности невозможно совер­шить коренную перестройку, ломку устоев общества — по­литических, экономических, социальных, нравственных. Сво­бодный рынок, частная собственность, цивилизованные фор­мы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистичес­ким своеволием. Государство должно содействовать рефор­мам, а не восприниматься как враждебная сила, противостоя­щая интересам общества. Поэтому реформированию подле­жит прежде всего само государство, все его звенья. Только государство, действующее на принципах права, может стать одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, гарантом прав и свобод человека и удержать новые общественные процессы в границах права. Укрепле­ние российского государства — неотложная задача сегодняш­него дня.

Нельзя отождествлять "сильное" государство с тоталитар­ным. Последнее обретает могущество прежде всего путем раз­вития своих силовых структур, зачастую не связанных правом. Демократическое государство становится "сильным", лишь опи­раясь на право. Замечательный русский философ и юрист


§ 2 Права человека и формирование правового государства в России 189

И.А. Ильин, насильственно высланный из России в 20-е годы, даже в период наибольшего торжества советской власти проро­чески предвидел ее неизбежное падение. Он предсказал и те разрушительные процессы, свидетелями которых мы сейчас яв­ляемся. И.А. Ильин считал, что для преодоления распада Рос­сии необходима "сильная власть", которая совсем не то же са­мое, что "тоталитарная власть". "Сильная власть грядущей России должна быть не внеправовой и не свсрхправовой, а офор­мленная правом н служащая но нраву, при помощи права — всенародному правопорядку"'.

Правовая власть — это антипод тоталитаризма, способный обеспечить нрава и свободы личности, защитить ее достоинство.

г) Успех формирования правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции РФ. Статья 15 Основного закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции н ее непосредственное (прямое) действие и при­менение на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоре­чить Конституции.

Указание на прямое действие Конституции не имеет ана­логов в отечественной практике и обязывает к тому, чтобы Кон­ституция не была декоративным украшением общества, а стала работающим законодательным актом, которым следует руко­водствоваться при рассмотрении конкретных дел в судах и органах исполнительной власти. Это существенный признак правового государства. Запись ст. 15 дополняется и конкрети­зируется в ст. 18 Конституции, которая провозглашает: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание н приме­нение законов, деятельность законодательной и исполнитель­ной власти, местного самоуправления н обеспечиваются право­судием".

Признание прав и свобод человека и гражданина непос­редственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а также защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией, ссыла­ясь на нее. Непосредственное прямое действие конституцион-

1 Ильин И.А. Наши задачи. М , 1994 С. 319



Глава VI. Прав;) человека и правовое государство


 


ных прав и свобод тесно связано с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ. Это — одни из существенных признаков правового государства, под­черкивающий значение прав и свобод человека как высшей цен­ности.

Принцип непосредственного действия прав и свобод не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепят­ственной эффективной реализации нуждаются в конкретиза­ции текущим законом, разработке правил и процедур, упоря­дочивающих осуществление н соблюдение прав и свобод. Так, ст. 27 Конституции РФ, предусматривающая право каждого проживающего па территории РФ на свободное передвиже­ние н выбор места пребывания и жительства, конкретизиро­вана в Законе РФ от 25 нюня 1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жн-, тельства в пределах Российской Федерации"; ст. 28, провозг­лашающая свободу совести, развита в Законе РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповедания"; п. 4 ст. 32 о праве граждан РФ на равный доступ к государственной служ­бе — в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267.

Большое значение имеет законодательная регламентация судебных и административных процедур защиты нрав граж­дан. В частности, требует законодательного урегулирования ст. 33 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на индивидуальные и коллективные обращения.

Однако принцип непосредственного действия прав и сво­бод означает, что эти права реально принадлежат человеку не­зависимо от того, конкретизированы они в текущем законода­тельстве или нет, и он может защищать их всеми способами, не запрещенными законом.

Принцип непосредственного действия прав п свобод чело­века означает и их верховенство в правовой системе государ­ства. Законодательные и иные нормативно-юридические акты государства крайне многообразны, регулируют самые различ­ные сферы общественных отношений. И в этом многообразии приоритет принадлежит правам и свободам человека и гражда­нина, которые должны выступать главным ориентиром законо-


§ 2. Права человека и формирование правового государства в России 191

дательной и правопрнмепитслыюп практики. Смысл и содер­жание законов, их применение выверяются тем, насколько они соответствуют обеспечению прав и свобод человека. В право-вон системе практически пет законов безразличных, нейтраль­ных к правам человека даже в тех случаях, когда они регули­руют отношения, на первый взгляд удаленные от этих нрав (например, компетенцию каких-либо органов государства, хо­зяйственную пли финансовую деятельность предприятий и т. д.). В конечном итоге любые законодательные акты замы­каются па сфере нрав и свобод человека и гражданина. Если какие-либо положения нормативно-юридического акта прямо или косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит от­мене в соответствии с установленными процедурами. Особая роль в этом принадлежит Конституционному Суду РФ, кото­рый призван разрешать дела о соответствии Конституции зако­нодательных и иных нормативно-юридических актов.

Поэтому соответствие правам и свободам человека — не­пременное условие законодательной деятельности, важнейшее требование, адресованное Конституцией органам законодатель­ной власти и призванное обеспечить верховенство прав и свобод человека. Это требование обращено и к органам исполнительной власти, для которых система прав и свобод человека и гражданина должна служить естественным ограничителем, не позволяющим в своей нормотворчсской и правопримснителыюн деятельности ущем­лять эти права н свободы. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ призвано осуществлять меры по укреплению законности, прав н свобод граждан (п. "е" ч. 1 ст. 114).

Особое значение имеет рассматриваемое конституционное положение для органов местного самоуправления. Реализуя свою компетенцию, в частности обеспечивая самостоятельное реше­ние населением вопросов местного значения, владения, пользо­вания, распоряжения муниципальной собственностью, осуществ­ление референдумов, выборов п других форм прямого волеизъ­явления, органы местного самоуправления должны исходить из незыблемости, нерушимости и непосредственного действия ос­новных конституционных и иных прав и свобод граждан как основополагающих принципов своей работы. Осуществление этих принципов на уровне местного самоуправления крайне важно для нормальной жизнедеятельности гражданина России.

Непосредственное действие нрав н свобод человека и гражда­нина обеспечивается правосудием, что является признаком их ре-



Глава VI. Права человека и правовое государство


 


алыюстн п эффективности. Обеспечение прав п свобод правосуди­ем означает, что любые неправомерные действия органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, а также инди­видов, посягающие па права и свободы человека п гражданина и ущемляющие пх, могут быть обжалованы в суд. В соответствии со сг. 118 судебная власть в РФ осуществляется посредством консти­туционного, гражданского, административного п уголовного судо­производства. Эти формы судопроизводства выступают различны­ми способами судебной защп ты прав и свобод человека.

Прямое п непосредственное действие Конституции РФ, к сожалению, не стало реальным принципом пашей правовой жизни. Еще принимается немало юридических актов, противо­речащих Конституции (это характерно, в частности, для зако­нодательства значительной части регионов России, которые рас­ширение самостоятельности восприняли как "освобождение" от этого непременного требования Конституции). Некоторые суды все еще не принимают дела к рассмотрению, если речь идет о праве, записанном в Конституции, но не конкретизиро­ванном в текущем законодательстве.

Это свидетельствует о низком уровне правосознания и правовой культуры должностных лиц, о конституционном ни­гилизме. Конституция только тогда может стать Основным за­коном жизни, если ее предписания будут обязательны для каж­дого должностного лица — от президента до рядового работ­ника местной администрации п самоуправления.

д) Непосредственное действие прав и свобод человека, зак­репленных в Конституции РФ, не снимает вопроса о совершен­ствовании механизмов и процедур (конституционных, судебных, административных и иных), призванных защищать и обеспечи­вать права и свободы граждан. Это делает надежной государствен­ную защиту прав граждан, которая является важным фактором развития правовой государственности. Напомним прежде всего, что ст. 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

Гараитированпость государственной защиты непосредствен­но связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и охранять права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает систему государ­ственных гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи.


§ 2 Права человека и формирование правового государства в России 193

1. Прежде всего следует подчеркнуть, что государственная гараптпроваиность прав и свобод человека и гражданина воз­можна лишь и условиях демократического правового государ­ства. Как уже отмечалось, ст. 1 Конституции провозглашает РФ таким государством. Права и свободы человека и гражда­нина исторически возникают с развитием демократии, порож­дены сю н могут реально существовать и развиваться только в демократическом обществе. Свертывание демократии всегда на­чинается с ограничений (прямых или косвенных) нрав н сво­бод человека и гражданина. Поэтому для их обеспечения необ­ходимо формирование н развитие демократии, утверждение принципов права п ценности достоинства личности.

2. Важной государственной гарантией прав и свобод чело­века является признание их непосредственно действующими, определяющими функции законодательной п исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18).

3. Государственной гарантированпости прав и свобод че­ловека и гражданина служит то, что их регулирование относит­ся к исключительному ведению РФ, а это призвано обеспечить единый правовой статус лиц, проживающих на территории РФ. Вместе с тем защита прав н свобод человека и гражданина является предметом совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72).

4. Гарантом прав и свобод человека н гражданина являет­ся Президент РФ.

5. Конституция РФ предусматривает учреждение должно­сти Уполномоченного по правам человека. В настоящее время этот институт функционирует в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г.'

6. Задача осуществления мер, обеспечивающих права и свободы человека, входит в компетенцию Правительства РФ (ст. 114, п. 1 "с"). Учитывая важность этой задачи и необходи­мость ее реального обеспечения, при Правительстве РФ следо­вало бы создать орган (комитет, комиссию), в функции которо­го входила бы разработка гарантий социальных, экономических и культурных прав граждан. Эти вопросы приобретают особую значимость в условиях рыночных отношений.

См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 1998 г. // Российская газета. 1999. 10, 11 марта.



Глава VI. Права человека и правовое государство


 


Наряду с общими государственными следует выделить специфические юридические гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.

1. Важнейшей юридической гарантией прав и свобод явля­ется судебная защита (ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ), которая в соответствии с Конституцией РФ обеспечена каждому (ст. 46). Часть 2 ст. 118 отмечает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административ­ного и уголовного судопроизводства. Все эти формы судопро­изводства должны стать эффективными способами защиты прав человека и гражданина.

2. Широко используются административно-правовые спо­собы защиты прав и свобод граждан. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также на­правлять индивидуальные и коллективные обращения в го­сударственные органы п органы местного самоуправления. В этой связи необходимо принять Закон об обращениях граж­дан.

3. Юридической гарантией является охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблении властью. Го­сударство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). Следует рассчитывать, что право каждого па возмещение госу­дарством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должно­стных лиц, предусмотренное ст. 53 Конституции РФ, займет достойное место в системе юридических гарантий. Практика возмещения государством вреда в прежние годы фактически отсутствовала, и сейчас она нелегко пробивает себе дорогу. По­этому так важно закрепление в Конституции РФ приведенного выше положения.

4. Наконец, в Российской Федерации каждому гарантиру­ется право на получение квалифицированной юридической по­мощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая по­мощь оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Как видно из изложенного, Конституция предусматривает широкий спектр способов и механизмов защиты нрав человека. К сожалению, многие из них пока еще работают крайне слабо. Совершенствование всех механизмов п процедур защиты прав


§ 2 Права человека и формирование правового государства в России 195

человека — необходимое условие формирования правовой го­сударственности .

Государственная защита прав человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого все­ми способами, не запрещенными законом. Такими способами защиты могут быть обращения в средства массовой информа­ции, использование различного рода общественных объедине­ний (партий, профсоюзов), обращения к трудовому коллекти­ву, собраниям граждан с целью привлечь внимание к наруше­нию своих (а подчас и не только своих) прав и свобод. Апел­ляция к общественному мнению является важным средством, дополняющим государственные гарантии защиты прав челове­ка.

Особое место занимает правозащитное движение, т. е. кол­лективные действия в форме различного рода объединений для защиты прав и свобод либо как общей, либо как целевой задачи обеспечения интересов определенных категорий населения (ин­валидов, детей-сирот, военнослужащих и т. д.).

Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было официально сформулировано в Итого­вом документе Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе. Государства — участники Венской встречи выразили ре­шимость "уважать право своих граждан самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и за­щиту прав человека и основных свобод".

Однако действия человека не должны идти вразрез с зако­нами, установленными в обществе: нельзя нарушать обществен­ный порядок, вносить дезорганизацию в работу правоохрани­тельных и других учреждений; публично оскорблять лиц, кото­рые, по мнению индивида, отстаивающего свои права, виновны в их нарушении, создавать ситуации, создающие угрозу для жиз­ни и здоровья других людей. Недопустимы любые экстремист­ские действия, противоречащие нормальной жизнедеятельнос­ти общества.

е) Есть еще одна причина, тормозящая формирование пра­вового государства в России: крайне сложная экономическая ситуация. Неупорядоченная приватизация, потеря управляемо­сти экономики, сосредоточение огромных богатств в руках не-



Глава VI Права человека п правовое государство


 


большой группы людей определили резкую поляризацию обще­ства но признаку отношения к собственности и степени матери­альной обеспеченности. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом пашен жизни. Такая ситуация неизбежно порождает наруше­ние законов, связанное с переделом денежных и сырьевых ре­сурсов, стремлением уклониться от налогообложения, незакон­ным вывозом капитала за границу. Большая часть населения отчуждена от собственности, и попытки рядовых граждан под­ключиться к деятельности различных акционерных обществ п фондов кончаются неизбежным разорением, безучастным сви­детелем которого является государство.

Озабоченность повседневными материальными проблема­ми отчуждает людей от политики. Их активность резко упала по сравнению с началом 90-х годов, поскольку возможность повысить свое материальное положение и влиять на власть оказалась минимальной. Скептицизм и неверие в мероприятия, осуществляемые властями, стали нормой нашей жизни.

Между тем, как уже отмечалось, правовое государство спо­собно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарно­сти п согласовании интересов, нравственных началах. После затянувшейся эпохи насилия и подавления свободы личности должен идти поиск новых форм жизни, обеспечивающих спра­ведливость и благо всех членов общества."В чем же настоящие и истинные цели государства? — спрашивал Б. Кпстяковс-кий. — Они заключаются в осуществлении солидарных инте­ресов людей. При помощи государства осуществляется то, что нужно, дорого, ценно всем людям. Государство само но себе есть всеобъемлющая форма солидарности между людьми, и вместе с тем оно ведет к созданию и выработке наиболее пол­ных п всесторонних форм человеческой солидарности. Общее благо — вот формула, в которой выражаются цели п задачи государства"1.

Всеобъемлющей формой солидарности людей может бьт только правовое государство, цель которого — защита прав и ; свобод человека, и на формирование такого государства должны | направляться усилия всего российского общества.


 


Вопросы

1 Кисшяковский Б. Государство правовое и социалистическое философии. 1990. № 6. С. 142.


^ I Причины и условия сформирования социального государств;! 197

~~Глава VII

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.