Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Права человека и права гражданина



Выше отмечалось, что объем прав, входящих в единый пра­вовой статус, в определенной мере зависит от того, выступает лп индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы па

1 См.: Карттикгт В.А. Права человека в международном и внутригосу­дарственном праве. М., 1995. С. 33 — 35.



§ 2. Права человека и права гражданин;!


 


права и свободы человека и гражданина. Такой подход не яв­ляется традиционным для нашего конституционного регулнро-1 наиия, которое сводило положение человека только к его взаи-1 мосвязи с государством в качестве гражданина, получившего! свои права в "дар" от государственной власти и всецело ей! подчиненного. Определяя различия между человеком и граж­данином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечело­веческие ценности, которые были утверждены в результате бур-| жуазпых революций и нашли свое воплощение в законодатель­ных актах, впервые в истории человечества закрепивших ра-1 венство, свободу, право на счастье, — Декларации независимо­сти 1776 г., Билле о правах 1789 г. (США), Декларации прав человека п гражданина 1789 г. (Франция). Впервые такое раз-[ граничение ввела французская Декларация.

В чем смысл этого разграничения, раздвоения человека?! Оно непосредственно вытекает из различения гражданского об­щества н государства, преодолевает одностороннее рассмотре­ние человека в его взаимосвязи только с государством, расплм ряст сферу его самоопределения. Человеку как таковому отво-1 дптся автономное ноле деятельности, где движущей силой выс-| тунают его индивидуальные интересы. Реализация таких ннтс-1 ресов осуществляется в гражданском обществе, основанном на! частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опп-| рается на естественные права человека, принадлежащие ему от| рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в зти[ отношения, призвано ограждать их не только от своего, но н от! чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в граждан-! ском обществе па основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее ав­топомин н независимости от любого незаконного вмешатель-| ства.

Права гражданина охватывают сферу отношений инднви-1 да с государством, в которой он рассчитывает не только на ог­раждение своих прав от незаконного вмешательства, по и па активное содействие государства в их реализации. Статус граж-| дапппа вытекает из сто особой правовой связи с государством -института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Все статьи главы 2 Конституции РФ "Права п свободы! человека н гражданина" последовательно различают права и



Глава III. Правовой статус человека и гражданина


 


свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о нравах человека, Конституция использует формулировки: "каждый имеет право", "каждый может", "каждому гарантируется" и т. д. Использо­вание таких формулировок подчеркивает признание указан­ных прав и свобод за любым человеком, находящимся па тер­ритории России, независимо от того, является ли он граждани­ном РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы нрава, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права — право собраний, митингов, демонстрации; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ — защита Отечества (ст. 59); возмож­ность осуществления своих прав п обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства пли выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иност­ранного государства — двойное гражданство (ст. 52).

В этой связи следует обратить внимание на формулиров­ки Международного пакта о гражданских и политических пра­вах: "каждый человек имеет право па свободу и личную не­прикосновенность" (ст. 9), "никто не может быть лишен сво­боды на том основании, что он не в состоянии выполнить ка­кое-либо договорное обязательство" (ст. 11); "все лица равны перед судами и трибуналами" и др. Личные права сформули­рованы применительно к человеку, который может быть, а мо­жет и не быть гражданином того или иного государства. Од­нако ст. 5, закрепляющая политические права (право па учас­тие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равен­ства к государственной службе), применяет термин "каждый гражданин". Стало быть, за различением терминов и понятий "человек" и "гражданин" следует различение в правовом ста­тусе индивида.


§ 2. Права человека и права гражданина 99

Принимая па себя обязательства по обеспечению прав че­ловека, государство имеет право требовать от пего поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юри­дических нормах. Поэтому государство формулирует свои тре­бования к индивидам в системе обязанностей,устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Госу­дарство как носитель политической власти располагает специ­альными механизмами обеспечения прав человека и выполне­ния им своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к от­ступлению от требований норм. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, про­живающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавли­вает обязанность каждогоплатить законно установленные на­логи и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую сре­ду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). На­ряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формули­рует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, посколь­ку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это "пространство свободы", основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответствен­ность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и дру­гих люден.

Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права других лиц. Связь сво­боды и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей деклара-



Глина III. Правовой стэтус человека и гражданина


 


цни нрав человека: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только п возможно свободное п полное развитие личности".

В связи с вопросом об обязанностях нередко возникает важная для прав человека проблема индивидуализма, его гра­ниц, с одной стороны, п коллективизма, солидарности — с дру­гой, которые зачастую рассматривают как категории несовмес­тимые, противостоящие друг другу.

Известно, что права человека в период буржуазных революций были неотделимы от идей индивидуализма, связанных в основном со свободой и автономией личности в экономической сфере. Это определялось требованиями класса буржуазии освободиться от феодальной опеки п свободно распоряжаться своими способностями в сфере производства. Сторонники ин­дивидуализма (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк), пони­мая, что неограниченная индивидуальная свобода неизбежно приведет к нарушению принципа равенства, тем не менее счи­тали такую свободу приоритетной ценностью. По мере разви­тия буржуазного общества стали обнаруживаться неблагопри­ятные социальные и моральные последствия безудержного ин­дивидуализма — резкая поляризация общества, нарушение принципа равенства. Стало очевидно, что произошла переоцен­ка принципа либерального индивидуализма и практически все свелось не к выявлению подлинной индивидуальности челове­ка, а к свободе в распоряжении собственностью.

Концепция либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение в теории "негативных прав", т. с. прав на сво­боду от власти, "изъятия из-под ее воздействия и вмешательства духовных и материальных интересов личности. Права индивиду­альной свободы стали известны под названием прав свободы"'.

Индивидуализм стал девизом либерального общества. Н.М. Коркунов писал, что "вся новая история представляет собой трагическую борьбу индивидуальности с общественным авторитетом"2. В своей лекции "Общественное значение пра­ва" Коркунов определяет: главное назначение права — обере­гать все частное, индивидуальное, окружать индивида как пре­дохранительной сеткою целой системой юридических норм'1,

1 Тецмтюскнй Ф. Учебник шщпклопсдпп права. Юрьев, 1917. С. 789

2 Ко/тунов Н.М Общественное значение права. С. 67. 1 См. там же. С 78



§ 2. Права человека л права гражданина


 


поскольку личность должна оградить себя от всевозрастающей солидарности и коллективизма.

Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязан­ностей человека перед обществом, поскольку это выглядело по­сягательством па автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что полная независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и его полное подчине­ние коллективу. Начался поиск компромисса между индивиду­ализмом и принципом солидарности, который необходим для развития общества без катаклизмов и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был потеснен, произошло, по выражению Л. Дюгп, "умаление индивидуалистической докт­рины"'.

Это отнюдь не значит, что настало время "авторитарного! коллективизма". Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, [ вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Про­поведь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав че­ловека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своево- [ лис и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с I другими людьми, не может не иметь обязанностей и но отноше­нию к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обя­занность — столь же важный и необходимый элемент правово­го статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая за­висимость создает нравственное взаимодействие людей. Ста­тья 1 Всеобщей декларации нрав человека провозглашает: "Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наде­лены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства.

Дю/и Л, Социальное право, индивидуальное право, преобразование государства. М., 1909. С. 72.



Глава III Правовой статус человеке! и гражданин.!


 


Правовой статус охватывает все многообразие прав, отно­сящихся к самым различным сторонам деятельности индиви­да. В соответствии со сферами его деятельности можно опреде­лить структуру и характер прав, составляющих правовой ста­тус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека, и особенно из международных пактов по нравам че­ловека, и включает: гражданские (личные) права, политичес­кие права, культурные права, социальные и экономические нра­ва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.