Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философский материализм 6 страница



М.—автор работ по вопросам экономики, междунар. положения, истории Польши и ее обществ, мысли («Социально-экономич. отношения на польских зем­лях под властью Пруссии» — «Stosunki spoleczno-ekonomiczne w ziemiach polskich zaboru pruskiego», 1903; «Антисемитизм и рабочие» —«Antysemityzm a robotnicy», 1913; «Очерк истории Польши», 1916—18, впервые опубл. в рус. пер. 1931, и др.). В кн. «Что такое политич. экономия и чему она учит» («Ekonomja polityczna, czem jest i czego uczy», 1902, рус. пер. 1905, нов. изд. 1921) М. разоблачал лживость ут­верждений Бернштейна о «социалистических» функ­циях финансового капитала. В работах «За что и как бороться?» («Jak i о со walczyc», 1905, рус. пер. 1959), «Империализм или социализм?» («Imperialismus oder Socialismus?», 1912) М., рассмотрев взаимосвязь эконо-мич. и политич. форм борьбы рабочего класса и соотно­шение насильств. и мирного путей низвержения капи­тализма, обосновывал марксистские тезисы о неизбеж­ности классовой борьбы в бурж. обществе, об освобо­дит, миссии пролетариата и раскрывал роль социали-стич. идеологии в политич. просвещении рабочего класса. В ст. «Десять лет ревизионизма» («Dziesiec lat rewizjonizmu», в жypн.«Przeglqd socjaldemokratyczny», 1908, № 7) М. подверг критике оппортунизм Бернштей­на. Ленин в письме от 7 окт. 1910 (см. Соч., т. 34, с. 372—76) дал положит, оценку критике М. мень­шевистского оппортунизма.

Во время 1-й мировой войны в ст. «Воен. социализм в теории и на практике» М. разоблачал лживый лозунг т. н. «военного социализма», сторонники к-рого утверж­дали, будто борьба за социализм в условиях импе-риалистич. войны должна заключаться в поддержке своего бурж. пр-ва. Империализм есть канун социа-листич. преобразования общества,—доказывал М. в работе «Империализм или социализм?». В империа­лизме М. видел последнюю стадию в эволюции капи­тализма, приближаясь, т. о., к ленинскому взгляду на сущность империализма.

Работа М. «Война и мир между буржуазной Польшей и пролетарской Россией» («Rosja proletarjacka a Polska burzuazyjna», 1921, рус. пер. 1921) показывала, что для М. социализм и пролетарский интернационализм— нераздельные понятия. Конкретно-историч. подход М. к анализу практич. путей разрешения нац, вопроса в Польше фактически вел к преодолению ранее имев­шегося у него отрицания роли нац.-освободит.движе­ний как резерва в борьбе за социализм. Следуя ле­нинским идеям, М. указал на Советы как политич. форму социалистич. гос-ва.

Но определению В. Гомулки, М. был одним из ду­ховных вождей Коммунистич. партии Польши (см. Статьи и речи, М., 1959, с. 370). Борьбу М. за рас­пространение идей науч. социализма и претворение их в жизнь продолжили в Польше 20—30-х гг. дея­тели КПП — А. Барский, М. Кошутская-Костышева,


Ю. Леньский, Э. Прухняк, Е. Рынг, С. Руднянский

и др.

Соч.: Pisma wybrane, t. 1—2, Warsz., 1952—56; Listy do Stefana Zeromskiego i Wladyslawa Orkana, (Кг., 1953]; в рус. пер.: Польша и мировая революция, М., 1920; Польша под иноземным игом,М.,1920; Социальные отношения в Поль­ше, М., 1920; Революц. движение в Германии и Польше, Ека­теринбург, 1923; Из истории Польши, М., 1925; Лит. наброс­ки. Письма из Японии, М.—Л., 1929; Сегодня бросают работу, М.—Л., 1931; Соч., т. 4, 6, М.—Л., 1931.

Лит.: [Мархлевская Б.], Юлиан Балтазар М. (Карский). Осн. вехи биографии, [М.1, 1933; Julian March-le.wski, Warsz., 1950; Kaczanowska J., Bibliografia prac J. Marchlewskiego, L6dz, 1954. И. Нарский. Москва.

МАРЦИАНKAIIE№IA(Martianus Саре11а,5в. н. э.) — рим. писатель, известен своим единств, соч. «О браке Филологии и Меркурия» («De nuptiis Philologiae et Mercurii», rec. F. Eyssenhardt, 1866; ed. A. Dick, 1925; ed. С. Е. Lutz, 1939). В этом соч., чрезвычайно попу­лярном в ср. века, дается очерк семи т. и. свободных искусств (из к-рых в ср. века образовался тривиум — грамматика, риторика и диалектика — и квадри-виум — арифметика, геометрия, астрономия и музы­ка). Молодой Гроций изучал и даже переиздал соч. М. К. Историч. значение соч. М. К. состоит в том, что через него средневековью передавалась античная образованность. 4-я кн. соч. М. К. посвящена диалек­тике, к-рой он не придавал онтологич. значения, понимая ее как учение о языке и речи, о необходимых законах для соблюдения их правильности. В этой связи он излагал правила построения силлогизма и определения понятия, давал ряд важных для фор­мальной логики дистинкций, писал о десяти катего­риях Аристотеля и пяти категориях Порфирия.

Лит.: История рим. литературы, т. 2, М., 1962, стр. 453 — 454; Schanz M., Geschiehte der romischen Litteratur, Munch., 1920, Bd 4, Hlbd. 2, S. 166—70; Prantl C, Ge­schiehte der Logik im Abendlande, Bd 1, В., 1955, S. 672—79.

А. Лосев. Москва.

МАРЧЁНА РУИС-И-КУЭТО(Marchena Ruiz у Cueto), Хосе (18 ноября 1768—1821) — исп. философ и публицист-просветитель. В 1788 отказался от при­нятого ранее духовного сана и, спасаясь от аре­ста, бежал во Францию. М. Р.-и-К. принадлежал к передовой исп. молодежи, по выражению Маркса «...горячо воспринявшей стремления и принципы французской революции и одно время даже питавшей надежду возродить родину при поддержке Фран­ции» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 437). М. Р.-и-К. сперва активно сотрудничал в газете Марата «Друг народа», затем отошел к жи­рондистам и во время якобинской диктатуры подверг­ся аресту. Горячий сторонник идей Просвещения, он перевел и нелегально переправил через исп. гра­ницу произведения Монтескье, Вольтера, Руссо. Рес­публиканец, сторонник теории «народного сувере­нитета», М. Р.-и-К. в «Обращении к испанскому на­роду» («Aviso al pueblo espanol», 1792) призывал к созданию демократич. федеральной республики. В 1808 вернулся на родину, был арестован инкви­зицией, но освобожден Мюратом и активно сотруд­ничал с наполеоновскими властями. В 1814 вновь эмигрировал во Францию; возвратившись на родину после революции 1820, умер в бедности. Убежденный материалист, переводчик поэмы Лукреция «О природе вещей», М. Р.-и-К. изложил свои воззрения в «Чте­ниях по философии и морали» («Lecciones de filosofia moral...», v. 1—2, 1820), где выступил как горячий сторонник идей энциклопедистов и, в частности, их этики.

Соч.: Obras literarias, v. 1—2, Seville, 1892—96.

Лит.: Schevill R., El abate Marchena and French thought of the eighteenth century, «Rev. Litter. Comparee», P., 1936, an. 16, № 2; M e n ё n d e z у Р e 1 а у о М., Historia de los heterodoxos espafioles, v. 3, Md, 1947.

3. Плавскин. Ленинград.

МАРШАЛЛ(Marshall), Альфред (26 июля 1842— 13 июля 1924) — англ. бурж. экономист, проф. поли-


МАРШАЛЛ — МАСАРИК


тич. экономии в Кембриджском ун-те (1885—1908). Теоретич. работы М., в к-рых он попытался объеди­нить вульгарные теории издержек произ-ва, спроса и предложения, проиаводительности капитала и воз­держания с модными в конце 19 — нач. 20 вв. теория­ми предельной полезности и производительности, не только оказали влияние на развитие бурж. эконо-мич. мысли, но затронули и ряд социологич. проблем: источники и направленность обществ, прогресса, со­циальная структура пром-сти (см. «Principles of eco­nomics», 1890, ch. 8—IS, 8 ed., 1925), связи между формами собственности и организацией пром-сти (см. «Industry and trade», 2 ed.,1919, v. 1, ch.3—8, v. 2, ch. 8—12, 4 ed., 1923), классовые взаимоотно­шения в пром-сти (там же, кн. 3, гл. 14)., роль эконо­мики в обществ, развитии и др.

Считая, что политич. экономия изучает экономич. деятельность людей или, иначе, их «экономическое поведение», к-рое регулируется их потребностями, склонностями, нравами и обычаями, психологич. и моральными установками, биологич. импульсами, М. тем самым примыкал к социологич. школе, полагав­шей, что весь комплекс наук об обществе в основном должен изучать «социальное поведение». На развитие бурж. социологии оказала также влияние идея М. о том, что «в основе механизма экономич. деятельности и вообще социальной жизни лежит соблюдение общих норм, принципов человеч. общежития». Под влиянием философии Спенсера и учения Ч. Дарвина М. часто впадал в плоский эволюционизм, признавал в качестве единств, формы обществ, развития постепенную эво­люцию. Ограниченность М. проявилась и в том, что он отвергал каузальный метод исследования. Согласно М., исследователь не должен искать единого ос­нования к.-л. экономич. явления (напр., стоимости), поскольку оно всегда находится во взаимодействии со множеством факторов, а должен выявить лишь функциональные связи и количеств, зависимости между экономич. явлениями. Поэтому работы М. не раскрывают существа экономич. явлений, хотя и на­сыщены математич. аппаратом (применение диаграмм, дифференциального и интегрального исчисления и т. д.), содержат детальный анализ явлений бурж. экономики.

М. оказал влияние на социологич. воззрения Т. Маршалла и особенно Т. Парсонса.

С о ч.: The economics of industry, L.—N. Y., 1888; Ele­ments of economics, N. Y., 1892, U ed.], L.— N. Y., 1907; Money, credit and commerce, L., 1924.

Лит.: Б л ю м и н И. Г., Критика бурж. политической экономии, т. 1—2, М., 1962, т. 1, с. 152 — 227, т. 2, с. 40 — 48; Keynes J. M., A. Marschall. 1842 — 1924, «Economic J.»,

1924, Sept., v. 34, Л1< 135; Memorials of A. Marshall, L.,

1925. И. Добронравов. Москва.
МАРШАЛЛ(Marshall), Томас Хемфри (р. 19 дек.

1893) — англ. бурж. социолог, президент Междунар. социологич. ассоциации (1959—62). Проф. (с 1930) и руководитель кафедры социологии (1954—56) в Лондонской школе экономики; в 1949—50 — советник по вопросам образования англ. контрольной комиссии в Германии, в 1956—60 — директор департамента со­циальных наук ЮНЕСКО.

На социологич. концепцию М. оказали влияние взгляды М. Вебера, а также А. Маршалла и М. Гинс-берга. М. не отрицает существования объективных обществ, закономерностей, к-рые, по его мнению, должны познаваться социологией, однако, следуя «теории факторов» М. Вебера, он не выявляет осн. моментов социального развития. М. утверждает, что социологи не должны делать ни безбрежных обобще­ний, ни исследовать универсальные законы и общее понимание человеч. общества как такового, ни огра­ничиваться только эмпирич. исследованиями. По М., следует «...изучать не общество, прогресс, мораль и цивилизацию, но специфические социальные струк-


туры, определяющие основные процессы и функции» («Sociology at the Crossroads», L., 1947, p. 25). Иссле­дуя в основном классовую структуру совр. бурж. общества, М. признает существование классов, но пытается доказать «старомодность» марксистской тео­рии классов и ее равнозначность различным системам социальной стратификации. По М., главное значение в совр. обществе приобретает не классовая принадлеж­ность, а социальный статус, по к-рОму люди объеди­няются в «функциональные группы», характеризую­щиеся единством интересов их членов (см. «General survey of changes in social stratification in the twen tieth century», в кн.; «Transaction of the third world congress of sociology», v. 3, L., 1956, p. 1—18).

В ряде работ (напр., «Природа классового конфлик­та» — «The nature of class conflict», в кн.: The social sciences.., 1938, переизд. в его книге: «Citizenship and social class», Camb., 1950) M. указывал, что «при­нимает марксистский анализ природы классового конфликта...» (указ. сб., р. 119), однако он выхолащи­вает революц. содержание учения марксизма о клас­сах и заменяет марксистские признаки класса такими признаками, как доход, собственность, образование, профессия (см. там же, р. 114—15). Такая трактовка непосредственно связана с отрицанием эксплуататор­ской сущности совр. капиталистич. строя. В своей наиболее значит, работе «Гражданство и социальный класс» — «The citizenship and social class», 1949 (пере­изд. в указ. сб., р. 1—85) М. стремится доказать, что происходит будто бы выравнивание социального ста­туса, к-рое изменяет основу капиталистич. строя, превращая его в «систему допустимого равенства и справедливости», в к-рой якобы исключена всякая возможность дискриминации кого-либо вследствие простой случайности рождения. По М., капиталис­тич. общество превращается в огромный средний класс, и социальный статус приобретает «скорее местное, индивидуальное и автономное значение», т. е. теряет осн. значение. Для М. характерно также ненауч. понимание бурж. гос-ва как надклассового, к-рое якобы способствует установлению социального равен­ства. Отсюда следует прямая апология принципов и практики бурж. демократии.

Соч.: James Watt (1736—1819), L., [1925]; Interna­tional comprehension in and through social science, L., 1960.

Лит.: Михеев В. И. и Зайцева М. И., Проб­
лемы социальных изменений XX века (Обзор докладов Треть­
его Международного социологич. конгресса, август, 1956
год), М., 1957, с. 30—31. И. Добронравов. Москва.

МАСАРИК(Masaryk), Томаш Гарриг (7 марта 1850 —14 сент. 1937) — представитель позитивист­ского направления чешской философии, бурж. поли­тич. деятель, первый президент бурж. Чехословацкой республики (1918—35). Д-р философии (с 1876), про­фессор философии Пражского ун-та (1882—1914). В 80—90-х гг. М. завоевал на родине популярность как обличитель мрачных сторон социальной жизни, выступал против антисемитизма и клерикализма. Стремясь создать «научное» позитивистское миро­воззрение, М. противопоставлял его богословию, что, однако, не мешало ему быть сторонником неор­тодоксальной религии: только религиозная этика, по М., может удовлетворить духовные запросы человека, может дать ответ на вопрос о том, что должен делать человек. В своей первой работе по социологии «Самоубийство как обществ, массовое явление совр. цивилизации» (впервые опубл. на нем. яз. 1881, на чеш. яз. «Sebevrazda hromadnym jevem spolecenskym moderni osvety», 1904, 2 vyd., 1926) M. утверждал, что осн. причиной усиливающейся волны самоубийств является потеря религ. веры^-и вследствие этого — смысла жизни. Такая же религ. концепция пронизывает и др. работы М. («Современ­ный человек и религия» = «Moderni clovek a nabo-


324 МАСЛИН- МАСОНСТВО


zenstvi», в журн. «Nase Doba», 1896—98, отд. изд. 1934; очерки о Паскале — «Blaise Pascal, jeho zivot a filosofie», 1883, и пр.). В кн. «Основы конкретной логики, классификация и система наук» («Zakla-dove konkretni logiky», 1885, дополненное нем. изд. 1887) М. дает классификацию наук, исходя из Конто. и Дж. С. Милля. Свою социологическую систему, от­личающуюся крайним субъективизмом, М. излагает в соч. «Пособие по социологии. Сущность и методы социологии» («Rukovef sociologie. Podstata a methody sociologie», в журн. «Nase Doba», 1900—1901, не оконч.).

В конце 80-х гг. М. начинает заниматься филосо­фией истории. Поиски М. «смысла истории» отражены в его работах «Славянофильство И. В. Киреевского» («Slavjanofilstvf Iv. V. Kirejevskeho», в «Athenaeum», 1889, отд. изд. 1893) и «„Славянская взаимность" Яна Коллара» («Jana Kollarat„Slovanska vzajemnost"», в журн. «Nase Doba», 1894). Эти очерки являются началом ряда значит, трудов: двухтомного соч. «Рос­сия и Европа» (впервые опубл. на нем. яз., Bd 1—2, 1913, на чеш. яз. «Rusko a Evropa», dl 1—2, 1919—20) и неск. произведений на тему о смы­сле чешской истории. Анализ «духовных течений» в России дается М. с т. зр. социологич. субъективиз­ма. М. отвергает значение революц. течений в рус. мысли и, продолжая традиции славянофилов и До­стоевского, подчеркивает ре лиг. смысл рус. истории. Равным образом религ. сущность ищет М. и в чешской истории («Ян Гус...» — «Jan Hus...», 1896; «Чешский вопрос»—«Ceska otazka», 1895; «Наш современный кри­зис» — «Nase nynejsf krise», 1895; «Карел Гавличек» — «Karel Havlfcek», 1896; «Идея чешек, народа у Па-лацкого» —«Palackeho idea naroda ceskeho», в журн. «Nase Doba», 1898, 3 vyd.,1926, на нем.яз. 1898). Трак­туя марксизм как экономич. материализм, чрезмерный историзм и односторонний коллективизм, М. пола­гал, что им дается «уничтожающая критика марксиз­ма» («Социальный вопрос» — «Otazka socialni», 1898, [2 изд.], 1936, на нем. яз. 1899, в рус. пер. «Филос. и социологич. основания марксизма», 1900). М. систе­матически выступал против революц. идеологии рабо­чего класса, проповедуя бурж. гуманизм и либерально толкуемую демократию («Идеалы гуманизма» — «Ide-aly humanitni», 1901,3 vyd., 1920; «Затруднения демо­кратии...» — «Nesnaze demokracie...», 1913, и др.), что оказало отрицательное влияние на чешское рабочее движение. Антисоветским, антимарксистским духом проникнуты последующие произведения М.: «Новая Европа» (1 изд. на англ. яз. 1918, на чеш. яз. «Nova Evropa», 1920), «Славяне после войны» (впервые опубл. на англ. яз. 1922, на чеш. яз. «Slovane po valce», 1923), «О большевизме» («О bolsevictvi», 1921), «Мировая революция» (впервые опубл. на англ. яз. в журн. «Slavonic Rev.», 1922, July, на чеш. яз. «Svetova revoluce», 1925, 15 vyd., 1930), «Путь демо­кратии» («Cesta demokracie», sv. 1, 1933).

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 326—27;
Плеханов Г. В., О книге Масарика, в кн.: Избр. фи­
лос. произв., т. 2, М., 1956; N е j e d 1 у Z., Т. G. Masaryk, dl
l_4,[Praha], 1930—37; его же, Т. G. Masaryk, Praha, 1946;
его ж е, Т. G. Masaryk ve vyvoji ceske spolecnosti...,
[Praha], 1950; К о p e с k у V., Т. G. Masaryk a komuniste,
Praha, 1950; T e h i e J. Т., Т. G. Masaryk: an intellectual
in social and political action, [N. Y., 1954]; D о 1 a n-
s k у J., Masaryk a Rusko predrevolucni, Praha, 1959; S у 1-
1 a b a T h., T. G. Masaryk a revoluce v Rusku, Praha, 1959;
Jakovenko В., La bibliographie de T. G. Masaryk, Pra­
ha, 19.35. Л. Свобода. ЧССР.

МАСЛИН,Александр Никифорович [р. 18 сент. (1 окт.) 1906] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1960), профессор (с 1960). Чл. КПСС с 1931. Окончил обществ.-экономич. отделение Казанского пед. ин-та (1929) и филос. аспирантуру МИФЛИ (1937). С 1932 преподает философию в вузах. В 1933—50—на парт, ра­боте, был ответств. редактором журн. «Пропагандист»


(1945—46) и «Партийная жизнь» (1946—47). С 1951 — в Ин-те философии АН СССР, с 1960 — зам. директо­ра, с 1961 — зав. сектором проблем социалистич. культуры. Член редколлегии журн. «Вопр. философии» (1962). Исследует проблемы истории рус. философии, историч. материализма и теории культуры. Один из авторов и редакторов кн. «Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР» (1955—56).

С оч.: Мировоззрение Д. И. Писарева, в сб. статей: Из истории рус. философии, [Л.], 1949; Марксизм-ленинизм об уничтожении противоположности и существенного различия между умств. и физич. трудом, М., 1954; Принцип матери­альной заинтересованности при социализме, М., 1955; Кри­тика Г. В. Плехановым идеализма и защита им марксистской философии в трудах 1904 —1913 гг., вступ. ст. в кн.: П л е-ханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; О нек-рых вопросах создания сов. социалистич. культуры и ее особенностях, «Вопр. философии», 1958, № 3; Учение В. И. Ленина о культурной революции и социалистич. культуре, в сб. ст.: Великое торжество идей ленинизма, М., 1960; Мате­риализм и революц.-деыократич. идеология в России в 60-х годах XIX в., М., 1960; Соединение умств. и физич. труда— одна из важнейших задач строительства коммунизма (в соав­торстве), в сб.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Интернац. характер культуры коммунизма, в кн.: Строитель­ство коммунизма и проблемы культуры, М., 19 63.

МАСОНСТВО,франкмасонство (от франц. franc ma con — вольный каменщик),— междунар. ре­лиг.-филос. течение. Возникло в Англии в 18 в., быстро распространилось в Европе и Америке. Ри­туальная символика и организац. формы масонских лож заимствованы от ср.-век. цеховых братств ка­менщиков — строителей храмов. В раннем англ. М. широко представлены бурж. элементы. Затем в европ. ложах усиливается влияние дворянских элементов; ложи строятся по строго иерархич. принципу. Для либерально-консервативной идеологии М. типичны определенные формы протеста против обществ, не­справедливости, религ. нетерпимости и одновременно— аполитичность, проповедь покорности властям. Об­ществ, борьбе как средству обществ, преобразований М. противопоставляет нравств.-религ. самосовершен­ствование человека, обществ, равенству — взаимопо­мощь, любовь между членами лож. В масонском дви­жении 18 в. участвовали мн. просветители (Вольтер, Лессинг, Гердер, Франклин и др.), думавшие найти в нем воплощение принципов гуманизма.

Система филос. идей М. не является единой и цель­ной. В англ. М. доминирует в 18 в. деизм, на европ. континенте — мистич. системы (Сен-Мартен, Све-денборг, Лафатер и др.), пытающиеся противопо­ставить рационализму и материализму 18 в. обновлен­ные аргументы гностиков (см. Гностицизм), Бёме, Парацелъса, каббалы.

В наст, время М. распространено в США (ок. 4 млн. членов лож) и Зап. Европе (Великобритания, Дания, Финляндия, Швеция и др.). В 1952 под юрисдикцией трех старейших Великих лож — английской, ирланд­ской и скандинавской — насчитывалось почти 9000 масонских орг-ций.

Масонство в России получило широкое распространение в 70—80-е гг. 18 в. в связи с кри­зисом рус. Просвещения после поражения крест, войны 1773—75 и начавшейся дворянской реакцией на франц. философию. Масонские ложи в эти годы насчитывают до 2500 чел. (данные Г. В. Вернадского); масоны издают обширную лит-ру, ряд журналов («Ут­ренний свет», 1777—80; «Вечерняя заря», 1782; «По­коящийся трудолюбец», 1784—85, и др.). В 1792 Ека­терина II запрещает масонские орг-ции, к-рые вновь возрождаются при Александре I, когда издаются журн. «Сионский вестник» (1806, 1817—18), «Друг юноше­ства» (1807—15). После Отечеств, войны 1812 в масон­ских ложах участвуют мн. прогрессивные офицеры, пытаясь использовать для своих целей их организац. структуру. В 1822 масонские орг-ции были закрыты указом о «тайных обществах».


МАССА 325


Борьбу с материализмом рус. М. начало с пропа­ганды умеренных религ.-этич. систем нем. идеалистов (Мендельсон, Геллерт), сочинений антич. авторов и христ. моралистов (Платон, Паскаль, Юнг и др.). В нач. 80-х гг. под влиянием розенкрейцеров — наи­более реакц. ветви нем. М.— идеология рус.М. при­нимает характер откровенного обскурантизма. Начи­нается разработка и пропаганда систем Бёме,Сен-Мар­тена, Сведенборга, открытая борьба с науч. позна­нием. Логич. завершением начатой еще в 70-е гг. борь­бы с франц. вольномыслием явились в конце 80 — нач. 90-х гг. масонские «опровержения» политич. идей франц. революции, социологич. теорий Руссо, Гельвеция. Участие в рус. масонском движении про­светителя Н. Новикова, оппозиционно настроенных дворян хотя и внесло нек-рые гуманистич. мотивы в масонскую журналистику, элементы скептицизма в масонскую философию (см. жури. «Утренний свет» и «Покоящийся трудолюбец»), однако не изменило в целом консервативного характера идеологии М.; на­против, влияние М. сузило вскоре рамки просвети­тельской деятельности Новикова; из его произведений исчезают антикрепостнич. мотивы, с сер. 80-х гг. пи­сатель все больше уходит в мистику. Осн. представи­тели рус. М.: И. Е. Шварц (ум. в 1782)— основополож­ник мистич. направления в рус. философии; Лопухин— автор ряда филиппик против энциклопедистов; С. И.Га­малея, И. П. Тургенев — переводчики на рус. язык сочинений Бёме, И. Масона, Сен-Мартена, Арндта; Кутузов — пропагандист нем. идеалистич. философии ■ в России, и др.

М. являлось одним из гл. идейных противников формирующейся в России материалистич. мысли. Борьбе против масонского обскурантизма посвятил свой труд Батурин, резко выстукали против масонских «бредоумствований» Радищев и др.

Лит.: Плеханов Г. В., История рус. обществ, мыс­
ли, ч. 3, Соч., т. 22, М.—Л., 1925; Ф и н д е л ь И. Г., Исто­
рия франк- М. от возникновения его до настоящего времени,
пер. с нем., т. 1—2, СПБ, 1872—7 4; М. в его прошлом и настоя­
щем, под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова, т, 1—2,
М.—П., 1914—15; Барсков Я. Л., Переписка моек,
масонов XVIII-ro в. 1780—1792 гг., П., 1915; П ы п и н А. Н.,
Рус. М. XVIII и первая четверть XIX в., П., 1916; Вер­
надский Г. В., Рус. М. в царствование Екатерины II,
П.. 1917; Г у к о в с к и й Г. А., Рус. лит-ра XVIII в., М.,
1939, с. 293—303, Л о т м а и Ю. НГ., Из истории лит .-об­
ществ, борьбы 80-х гг. XVIII в. А. Н. Радищев и А. М, Ку­
тузов, в кн.: Радищев. Статьи и материалы, Л., 1950; М а к о-
гоненко Г., Николай Новиков и рус. просвещение
XVIII в., М.— Л., 1952; П л и м а к Е. Г., Масонская реак­
ция против материализма в России, «Вопр. философии»,
1957, Xi 2; е г о же, Из истории борьбы материализма и
идеализма в XVIII в. (Батурин и Сен-Мартен), «Вести, исто­
рии мировой культуры», 1960, № 4; G о и 1 d R. F., His­
tory ot freemasonry..., v. 1—6, N. Y., 1936, new ed., v. 1, L.,
1951. E. Плимак. Москва.

МАССА(от лат. massa — глыба, масса) — ме­ра инертных и гравитац. свойств материальных объектов. Филос. значение понятия М. определяется его тесной связью с категориями материи, движения, пространства и времени. Исторически понятие М. формировалось в связи с понятием материи, ее меры и движения. Поиски меры материи связаны с определ. идеями о ее структуре и сохранении. Античный ато­мизм трактовал принцип неуничтожимое™ и несотво-римости материи как сохранение неделимых, вечно существующих атомов. Опираясь на идеи атомизма, Ньютон ввел понятие М., или количества материи, как меры таковой, пропорциональной плотности и объему тела. Задача определения М. тела в принципе сводит­ся здесь к тому или иному способу счета неделимых частиц материи в единице объема.

Поиски законов движения материи вели к открытию фундаментальных свойств материальных объектов. Тела отличаются друг от друга не только числом ча­стиц (количество материи), но,в частности, и свойством инерции. Инерция трактовалась в классич. фи-


зике как свойство — атрибут, присущий атому и, сле­довательно, макроскопич. телу, составленному из этих атомов. М. как число атомов в данном теле естест­венно выступала как мера инерции тела. Инерция рассматривалась как косность материи, как ее полная пассивность по отношению к движению. Принцип инер­ции позволил придать понятию М. форму физич. вели­чины, измеряемой в эксперименте.

Понятие М. формировалось и в связи с исследова­нием гравитационных взаимодействий. Понятие грави­тационной М. по своему содержанию не зависимо от понятия инертной М. Проблема состоит в том, чтобы выяснить, откуда и на каких основаниях было введено в закон тяготения понятие гравитационной М. Инерт­ная и гравитационная М. пропорциональны, а при соответств. выборе единиц равны. На этом основании можно было бы считать, как иногда допускается, что по­нятие М. берется из второго закона Ньютона (F= m —).

Однако такое решение вопроса логически несостоя­тельно, ибо сама возможность пропорциональности инертной и гравитационной М. реализуется только тогда, когда введено понятие гравитационной М. В силу этого понятие гравитационной М. могло быть вве­дено только на основаниях, лежащих вне системы ме-ханич. понятий. И действительно, открытию законов механич. движения предшествовало открытие закона тяготения. Заслуга Ньютона заключалась именно в в том, что он смело ввел понятие М., опираясь на ато-мистич. идеи. Формирование понятия М. способство-

вало открытию закона тяготения: ? =-\ . Т. о.,

понятие М. уже в классич. физике складывается из трех структурных элементов общего понятия — М. как число материальных частиц, М. гравитационная и М. инертная. Каждый из них имеет относительно независи­мое содержание. Их связь физически проявляется в упомянутой пропорциональности гравитационной и инертной М.

В общей теории относительности пропорциональ­ность инертной и гравитационной М. послужила ис­ходным принципом (принцип эквивалентности) в построении совр. теории гравитации. Эта пропорцио­нальность, в свою очередь, может быть понята в свете данных совр. науки на основе единства пространства и времени. Гравитация, согласно теории относитель­ности, взаимосвязана с геометрич. свойствами про­странства. Инертная М., в свою очередь, оказывается в тесной связи со временем. Глубокая связь простран­ства и времени может служить, теоретич. объяснением родства инертной и гравитационной М. Развитие по­нятия М. определялось в процессе познания развитием научных знаний о видах материи и ее структуре. Исследование электромагнитных явлений привело к открытию нового вида материи — электромагнит­ного поля. Совр. физика позволяет рассматривать и другого рода поля как материальные объекты. В связи с исследованием движения электрич. заряженных ча­стиц в электромагнитном ноле возникла необходимость ввести понятие электромагнитной М. При этом ока­залось, что электромагнитная М., напр., электрона изменяется в зависимости от скорости его движения. Это изменение электромагнитной М. открывало воз­можность объяснить инерцию на пути исследования электромагнитных процессов. Предполагалось, что у электрона остается механич. неизменная М. наряду с электромагнитной М., обусловленной его электрич. зарядом. При этом фактич. зависимость суммарных инертных свойств электрона экспериментально, как полагали, не должна совпадать с законом изменения одной только электромагнитной М., ибо электромаг­нитная М.— величина изменяющаяся, а механич. М.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.