Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философский материализм 5 страница



Коммунистич. партия, следуя заветам Ленина, учит рабочий класс и всех трудящихся овладевать всеми формами борьбы против капитализма — мирными и на­сильственными, парламентскими и непарламентскими, диалектически сочетая их в своей повседневной прак­тике и используя, в зависимости от конкретной исто­рич. обстановки, те из них, к-рые наилучшим образом ведут к конечной цели трудящегося человечества — к коммунизму.

Важнейшим творч. вкладом в марксистско-ленин­скую теорию являются решения и документы XXII съезда партии, принятая им Программа Коммунистиче­ской партии Советского Союза. В новой Программе КПСС дано теоретич. обобщение опыта социалистич. строительства в СССР и странах нар. демократии; рас­крыты закономерности развития мировой системы со­циализма; закономерности, пути и средства построения материально-технич. базы коммунизма; определены перспективы роста и развития междуна р. революц. дви­жения рабочего класса и нац.-освободит. борьбы коло­ниальных и зависимых народов; намечены пути и сред­ства претворения в жизнь ленинской политики мир­ного сосуществования двух социальных систем и обес­печения всеобщего мира. Все ценнейшие теоретич. выводы новой Программы КПСС являются науч. обобщением реальных жизненных процессов.

Важнейшей задачей как Коммунистической партии Советского Союза, так и всех братских коммунистич. партий является борьба за чистоту своего идей­ного оружия — марксистско-ленинской теории.

Как показал опыт революционной борьбы, сила меж­дународного коммунистического движения — в верно­сти марксизму-ленинизму и пролет, интернациона­лизму. КПСС на протяжении всей своей истории вела борьбу против всяких видов отступничества от теории марксизма-ленинизма, против всех проявлений оппор­тунизма. В Заявлении Совещания коммунистич. и ра­бочих партий в ноябре 1960 отмечается, что гл. опас­ностью в мировом коммунистич. движении является ревизионизм, и указывается вместе с тем на необходи­мость решит, борьбы и против сектантства и догма­тизма, к-рые могут на том или ином этапе развития отд. партий стать главной опасностью, если против них не вести последоват. борьбы.

Борясь против совр. ревизионизма, и догматизма, КПСС вместе с др. братскими партиями продолжает творчески развивать и конкретизировать марксист­ско-ленинскую теорию применительно к условиям мирного сосуществования двух противоположных со­циальных систем на мировой арене и развернутого коммунистич. строительства в СССР. Как указывается в Программе КПСС, «теоретическая разработка и свое­временное практическое решение новых проблем, выдвигаемых жизнью,— необходимое условие успеш­ного движения общества к коммунизму. Теория


и впредь должна освещать путь практике, помогать выявлению и преодолению препятствий и трудностей, мешающих успешному коммунистическому строитель­ству. Партия считает своей важнейшей обязанностью дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории на основе изучения и обобщения новых явлений в жизни советского общества и опыта мирового револю­ционного рабочего и освободительного движения, творческое сочетание теории с практикой коммуни­стического строительства» (1961, с. 118).

Практика развернутого коммунистич. строитель­ства дает массу фактич. материала для теоретич. обоб­щений, для дальнейшего развития и конкретизации марксистско-ленинской теории, для разработки науч_ ответов на самые животрепещущие теоретич. вопросы действительности. В то же время коммунистич. строи­тельство представляет собой применение марксист­ско-ленинской теории на практике и это, со своей сто­роны, способствует ее дальнейшей конкретизации и. развитию.

Успешному строительству коммунистич. общества способствует воспитание всех людей в духе идеалов, науч. коммунизма. Идеологич. работа партии имеет важнейшее значение. Она способствует всестороннему гармоничному развитию личности, формированию-нового духовного облика людей, для к-рых характер­ны высокая идейность, нравств. чистота, для к-рых творческий труд на благо общества составляет нервун> жизненную потребность.

Коммунистич. партия Советского Союза, преодолев тяжелые последствия культа личности Сталина не­только в практической, но и в идеологич. области, творчески продолжает и развивает марксизм-ленинизм, обогащает его на основе обобщения достижений совр. естествознания, практики революционной, классовой и нац.-освободит. борьбы и раскрытия новых законо­мерностей развития общества.

В совр. эпоху марксизм-ленинизм нашел свое мате­риальное воплощение в мировой социалистич. системе, к-рая оказывает все более решающее воздействие на весь ход мировой истории, на все развитие человеч. общества. Как указывается в Программе КПСС, «все больше возрастает воздействие мировой социали­стической системы на ход общественного развития в интересах мира, демократии и социализма» (1961,

С. 25). м- Мишин. Москва.

МАРСЕЛЬ (Marcel), Габриель (р. 7 дек. 1889) — ос­нователь франц. католич. экзистенциализма, проф. Сорбонны. Известен также как драматург и лит. кри­тик. На формирование мировоззрениям, оказали влия­ние идеи Шеллинга, Кьеркегора, Бергсона, Ройса. В 1929 принял католичество. После осуждения пап­ской энцикликой (1950) экзистенциализма называет свою философию неосократизмом или христианский сократизмом.

В отличие от Сартра, Камю, Хейдеггера, экзистен­циализм М. носит явно выраженный религиозный ха­рактер. В центре внимания М. стоят религиозно-этич. проблемы. Вместе с тем его апология христианства резко отличается от традиционного для католицизма схоластич. метода. Считая невозможным и неприем­лемым науч. обоснование религии, он отвергает ра­циональные доказательства бытия бога и утверждает, что бог принадлежит особому миру «существования», недоступному для объективной науки. Поскольку «существование» носит иррациональный характер, понятие бога оказывается выведенным за пределы объективного мира. Бог, по М., существует, но не­обладает объективной реальностью, не принадлежит миру «вещей»; он «непредставляем», «неопределим», его нельзя мыслить: «мыслить веру — значит уже не верить». Мир знания и мир веры лежат как бы в раз­личных плоскостях, и разных «регистрах». Т. о., М.


МАРСЕЛЬ - МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ 319


использует своеобразную версию ср.-век. концепции двойственной истины, к-рая в совр. условиях явно направлена против науч. мировоззрения.

Индивидуальное бытие, по М., обладает значитель­но большей реальностью, чем бытие вообще. Весь мир, вся Вселенная раскрывается в субъекте и че­рез субъект. От субъекта шел и Декарт, но М. де­картовскому cogito противопоставляет как неопро­вержимое свидетельство (temoignage) свое «я есть»— таинственную реальность своеголичного существо­вания. Она не может быть доказана рационально, она непосредственно постигается внутренним ощу­щением, «богатой и незаменимой эмоцией», и не нуж­дается в доказательствах. Бытие, по М., обладает оче­видностью, к-рую можно сравнить только с осязани­ем (см. «L'etre devant la pensee interrogative», «Bui. de la Sosiete francaise de Philosophies, 1959, № 52).

Физич. мир — «мир объективности» — определяет­ся М. как мир «надломленный», разобщенный (monde casse), как царство «дуализма». Объект оторван в нем от субъекта, нсихич. «Я» от телесного организма; человек уподобляется вещи и целиком отождествляет­ся с функциями телесного организма. При этом мир, оторванный от субъекта, оказывается «проблема­тичным», он становится объектом естествознания, предметом рациональной, теоретич. мысли. Научное, рациональное мышление объявляется М. существен­ным источником «дегуманизации» природы и самого человека: обладая механизмом универсализации, науч. мысль якобы всюду внедряет «дух абстракции», в к-ром все конкретное, «личностное» уничтожается, заменяется «безликим», «общезначимым». «Никогда не следует забывать, что если превосходство науки со­стоит в том, что она для iicex, то этому превосходству сопутствует тяжкое метафизическое возмездие; наука для всех только потому, что она ни для кого в отдель­ности» (Marcel G., «Journal metaphysique», P., 1949, p. 289).

Эта оценка «мира объективности» распространяется и на область обществ, отношений. «Дух абстракции» проявляется, по М., в возросшей роли нар. масс и в распространении демократич. идеалов. В противовес личности, массы рассматриваются им как «сниженно человеческое», демократия трактуется как царство обезличенного человека, утратившего чувство «ин­тимной реальности» своего существования. Дух абст­ракции и дуализма наиболее ярко проявляется,по М., в совр. технике. Технич. прогресс, утверждает он, превратился в самоцель, техника становится предме­том «идолопоклонства». Благодаря технике человек окончательно порабощается миром вещей.

В отличие от «мира объективности», в сфере «суще­ствования» исчезает граница между субъектом и объ­ектом. Мир перестает быть «проблемой» и становится «таинством» (mystere). «Таинство» определяется как «сфера, в которой различие между тем, что во мне и тем, что предо мною, теряет свое значение и свою первона­чальную ценность» («Etre et avoir», P., 1935,p. 169). Если объект науки существует только в «третьем лице», как безличное «Он» (lui), то экзистенциаль­ный объект — это «Ты» (toi); восприятие этого объекта всегда является привязанностью,влечением к нему. В мире «существования» рациональные отношения заменяются эмоционально-этическими. Любовь, а не разум является средством постижения «существова­ния»; именно в этом, по М., состоит смысл сократо-платоновской идеи «блага»; истинное бытие «имма­нентно только любящей мысли, а не суждению». Область «существования» исключительно «персональ­на», все отношения в ней неповторимы в своей инди­видуальности. Эмоц. отношения, по М., не могут быть объяснены рационально, они недоступны понятийно­му выражению и принадлежат к области иррацио-


нального. Существование, для М., — «...род чувст­ва, которое не может интеллектуалпзироваться, обра­титься в суждение..., не потеряв, быть может, всякого значения» («Journal metaphysique», P., 1949, p. 314).

В философии М. находит отражение кризис бурж. сознания, бурж. культуры. «Мир объективности», противопоставленный миру «существования», пред­ставляет собой картину бурж. обществ, отношений, критика к-рых у М. подчас является очень меткой. Но выход из кризиса М. ищет не в изменении обществ, отношений, а в уменьшении их влияния на индиви­дуальную жизць, в ограничении общения узким кру­гом «духовной аристократии». Преодоление трагизма индивидуального существования он находит также в мистич. общении с божественным «Ты», являющимся источником «веры, надежды, верности и любви».

Для социальных взглядов М. характерна романтич. идеализация феод, средневековья, к-рое он противо­поставляет совр. бурж. обществу.

Соч.: Positions et approches concretes du mystere onto-logique, в кн.: Le monde casse, P., 1933; Homo viator, p., [1944]; La metaphysique de Royce, nouv. ed., P., 1945; Du refus a 1'invocation, 2 ed., P., 1948; Le mystere de l'etre, v. 1—2, P., 1951; Les homines contre l'humain, P., 1951; Le declin de la sagesse, P., 11954]; L'homme problematique, P., [1955]; Presence et immortalite, P., 1959.

Лит.: Zoccoletti M. A., La filosofia dell'esis-
tenza secondo G. Marcel, Padova, 1942; Existentialisme Chre­
tien: G. Marcel, P., 1947; G h e n u J., Le theatre de G. Mar­
cel et sa signification metaphysique, P., 1948; P r i n i P.,
G. Marcel e la metodologia dell ' inverificabile, Roma, 1950;
Bernard M., La philosophie religieuse de G. Marcel..., [Le
Puy, 1952]; TroisfontainesR.,De 1'existence a l'etre,
v. 1—2, Namur, [1953]; Rebollo Pena A., Critica de
la objetividad en el existencialismo de G. Marcel, Burgos, 1954;
H о e f e 1 d F., Der christliche Existenzialismus G. Marcels,
Z., 1956; Gallagher К. Т., The philosophy of G. Mar­
cel, N. Y., 1962. \Г. Сулъженко]. Москва.

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ(Marsilio da Padova) (p. между 1275 и 1280 — ум. 1342) — итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж, ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. — соратник Оккама) М. П. был объявлен«величайшим еретиком», отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327).

Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офпц. теологии. Считая сверхчувств, мир существую­щем, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви но самой своей природе п возникшего из обществ, договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., мо­нарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деле­ние общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства поли-тич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей.

В своем гл. соч. «Защитник мира» («Defensor pacis» 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932—33, пер. на англ. яз., в кл. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). M. П. резко нападал на тиранич. наследств, власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира


320 МАРТИ —МАРТИПЕТТИ


и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как «воспита­тельной силы», к-рую нужно поставить на службу гос-ву. М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли «духовных врачей» своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на дея­телей Реформации.

Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1.
М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под
ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1 —10; Л е. р-
нер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс);
История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111— 12; В a t-
taglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica
del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windmul-
1 e r W., Staat und Kirche im «Defensor pacis» des Marsilius
von Padova, Bonn, 1934; Passerin d'Entreves A.,
The medieval contribution to political thought: Thomas Aqui­
nas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; С h e c-
c h i n i A., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942;
De Simone G.,Le dottrine politiche di Marsilio da Pa­
dova, Roma, 1942; La garde G., Naissance de 1' esprit
lai'que au declin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948]; GewirU
A., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1—2, N. Y.,
1956. 3. Мелещенко. Ленинград.

МАРТЙ(Marti), Перес Хосе (28 янв. 1853 — 19 мая 1895) — нац. герой Кубы, философ, поэт и публицист. Род. в Гаване, в семье сержанта артиллерии. Уже в школьные годы воспевал независимость родины и за поэму «Абдула» был выс­лан в Испанию (1870). Изу­чал философию и право в Сарагосском университете. Затем жил в Мексике, в 1879 читал лекции по филосо­фии в педагогич. ин-те в Гватемале. Еще в Испании (1870—74) М. опубликовал ряд работ, среди которых «Политическая тюрьма па Кубе» («El presidio poli­tico en Cuba», 1871, нов. изд. 1953) и «Испанская респуб­лика перед кубинской рево­люцией» («La Republica espa-fiola ante la revolution cubana», 1873) представляют собой важный этап в формировании его революц.-демо­кратия, программы, к-рая способствовала подготовке революции 1895—98 — самой демократия, из всех нац.-освободит, войн прошлого века в Лат. Америке.

М. принимал деятельное участие в создании Ку­бинской революц. партии (1892), разработал ее про­грамму, руководил изданием печатного органа пар­тии — газ. «Patria» («Родина»), на страницах к-рой вел пропагандистскую работу по подготовке всенар. борьбы против испанского ига (1895). М. погиб в бою с испанцами.

Практпч. революц. деятельность М. сочетал с глубо­кой теоретич. разработкой вопросов революции и нац. независимости. «Проблема независимости,— писал М.,— состоит не только в смене форм правления, но и в изменении его духа» (Избранное, М., 1956, с. 169). В своих работах М. раскрывал социальное значение революц. борьбы, обосновывал необходи­мость глубокого изучения действительности для опре­деления будущих форм социальной организации. «Чтобы управлять хорошо,— писал он,— надо знать, кем и где ты управляешь, и хороший правитель... тот, кто знает, из каких элементов состоит население его страны, как их можно объединить и какими мето­дами, при помощи каких учреждений, порожденных самою страной, можно вести народ к великой цели... Правительство должно быть детищем страны, дух правления должен быть духом ее народа» (там же, с. 166). Еще в конце прошлого века М. предупреждал об опасности для независимости лат.-амер. стран со етороны сев.-амер. империализма.


Хотя в целом объяснение исторического развития у М. носит идеалистич. характер, в решении ряда вопросов обнаруживается явноматериалистич. тенден­ция. Так, М. утверждает, что «жизнь человека и на­родов основывается на удовлетворении их мате­риальных потребностей» (цит. по жури. «Вонр. фи-лос», 1959, № 2, с. 136) и что литература, филосо­фия и религия изменяются вместе с условиями су­ществования людей (см. там же).

Филос. взгляды М. претерпели эволюцию от эклек­тизма и увлечения краусизмом (см. Краузе), выра­зившегося в его «Филос. идеях», к материалистич. монизму. Уже в этом соч. М. обрушивается на схо­ластику и фактически исключает вмешательство бо­га в дела природы. В дальнейшем, при объяснении происхождения Земли, человека и т. п., М. придер­живается в основном науч., материалистич. позиции. Стремясь найти правильный подход к решению ми-ровоззренч. проблем науки, М. подвергает резкой критике, с одной стороны, вульгарный материализм, с другой — спиритуализм. Критикуя вульгарный материализм, «материализующий» психическое, М. считал заслугой науки успешное преодоление этого взгляда. М. защищает подлинно материалистич. кон­цепцию происхождения жизни: «жизнь возникла из примитивной клетки», а мир в целом «...не был со­творен, а является таковым в результате непрерыв­ного развития» (там же, с. 134).

Согласно М., философия — это наука, изучающая «причины вещей, их различия, их аналогии, их взаимо­отношения» (Obras completes, v. 2, Havana, 1946, p. 410). Природа, под к-рой он понимал все сущест­вующее, составляет единств, источник философии. М. выступил против попыток навязывать природе законы, выдуманные человеком: «Законы вещей должны быть выведены из наблюдения самих вещей» (там же, р. 412). Для познания истины философия, согласно М., обладает двумя основными средствами — наблюде­нием и рассуждением. Интуиция — это лишь вспомо-гат. средство. Вера в могущество познават. способ­ностей человека выражена в словах М. о том, что над землей «...господствует лишь сила человеческого разума» (там же, v. 1, р. 743).

Лит.: Терновой О. С, Выдающийся кубинский мыс­
литель Хосе Марти, «Вопр. философии», 1959, JNIi 2; История
философии, т. 4, М., 1959; ЛеучсенрингЭ. Р. де, Хосе
Марти — антиимпериалист, пер. сиси., М., 1962; Хосе Мар­
ти. Библиографич. указатель, составитель Л. А. Шур, М.,
1955; S a r a u s a F. P., Bibliografia Martiana. 1853 — 1955,
La Habanj, 1956. А. Бургете. Москва.

МАРТИНЕС(Martinez), Мартин (И ноября 1684— 9 окт. 1734) — исп. врач п философ. Окончив ун-т в Алькала-де-Энарос, получил звание проф. и доктора медицины. Пропагандировал эксперимент, метод, работал в области физики, химии и особенно плодо­творно — анатомии. В философии изучал преиму­щественно разделы, наиболее соприкасающиеся с ме­дициной, и сформулировал филос. концепцию «уме­ренного или рационального» скептицизма, развивая положит, начала скептицизма Санчеса. Объявив сом­нение методом познания объективной действительно­сти, М. выступал против ср.-век. схоластики и церк. догматики. Был сторонником атомистич. теории Гас-сенди. М. признавал возможность относит, познания истины через опыт, руководимый разумом. Свои фи­лос. воззрения М. изложил в работе «Скептиче­ская философия» («Philosophia sceptica», Md, 1730, 2 ed. 1750).

Лит.: Quiroz-Martinez О. V., La introduccidn de la tilosofia moderna en Espafia, Мех., 1949.

3. Плавспин. Ленинград.

МАРТИНЕТТИ(Martinetti), Пьеро (1872—1943)— итал. философ-идеалист; проф. Миланского ун-та. По М., функции философии, прежде всего,— религи­озные. Позитивный результат филос. мысли —


МАРТИНО — МАРХЛЕВСКИЙ 321


«в религиозном воспитании человечества» (см. «Saggi с discorsi», 1926, р. 27). Бог понимается М. в духе классич. идеализма: как бесконечный разум, представ­ляющий собой множественность сознаний, как универ­сальное единство, цементирующее мир. Только такая концепция бога, полагал М., позволяет решить проб­лему свободы — центральную в его учении. Высшая форма познания, следующая за его чувственной и по­нятийной ступенями,— интуитивное постижение норм морали и истин религии. Последние, будучи не­доступны рациональному познанию, находят выраже­ние в образах и символах. Для воззрений М. харак­терна враждебность идеям демократии.

Соч.: Introduzione alia metafisica, [v.] 1, Teoria della conoscenza, Torino, 1904; Breviario spirituale, Mil., 1923; La liberta, Mil., 1928; Gesu Cristo e il cristianesimo, Mil., 1934; Ragione e fede..., Torino, 1942; II compito della filoso-fia e altri saggi inediti ed editi, Torino, 1951.

Лит.: Savinelli G., La religione nel pensiero filo-
sofico di P. Martinetti, Firenze, 1939; S с i а с с a F. M.,
Martinetti, Brescia, 1943; P о g g i A., P. Martinetti, Vicen-
za, 1943; Alessio F. P., L ' idealismo religioso di P. Mar­
tinetti, Brescia, 1950; G о r e t t i C, II pensiero filosofico
di P. Martinetti, Bologna, 1952; Gar in E., Cronache di
filosofia italiaaa (1900—I9i3), (2 ed. J, Bari — Laterza, 1959;
Romano F., II pensiero filosofico di P. Martinetti, Padova,
1959. С. Эфиров. Москва.

МАРТИНО(Martineau), Джеймс (21 апр. 1805— 11 янв. 1900) — англ. религ. философ, унитаристский пастор в Ливерпуле, затем проф. в Манчестере и Лондоне (1840—85). Эклектич. философия М. направ­лена против материализма и атеизма и всецело слу­жит оправданию христианского теизма и религ. мо­рали. Признание внешнего мира М. основывает на изначальной вере в его существование и в его соответ­ствие мыслимому миру. Пространство и время, будучи априорными формами сознания, также имеют объек­тивную значимость. Особое место в идеалистич. фило­софии М. занимает анализ причинности, используе­мый им для доказательства бытия бога. За феноменаль­ной причинностью он усматривал ноуменальную при­чинность и таким путем приходил к мысли о божеств, воле как основе космич. причинности. Этика М. на­правлена против утилитаризма и основана на уче­нии о свободе воли. М. выступал против теократич. притязаний церкви и превозносил святость государ­ства.

С о ч.: The rationale of religious inquiry, 3 ed., L., 1844; Religion as affected by modern materialism, L., 1874; Modern materialism in its relations to religion and theology, N. Y., 1877; A study of Spinoza, L., 1882; Types of ethical theory, v. 1—2, 3 ed., Oxf., 1889.

Лит.: Upton С. В., Martineau's philosophy, L., 1905; Jones H., The philosophy of J. Martineau, L., 1905.

В. Быховский. Москва. МАРТИНОВИЧ(Martinovics), Игнац (1755—95) — венг. философ-материалист. Сначала был привержен­цем просвещенного абсолютизма. Впоследствии, по­знакомившись с передовыми науч. и филос. теориями, стал выступать против монархии. В конце 80-х гг. М. написал ряд филос. трудов на нем. и франц. язы­ках, в к-рых следовал в основном идеям «Системы природы» Гольбаха. М. руководил возникшим в на­чале 90-х гг. первым венг. респ. движением, целью к-рого были бурж.-демократич. преобразования; он разработал программу тайного радикального «Об­щества свободы и равенства». В 1794 «Общество...» было раскрыто, М. и его соратники казнены.

С о ч.: Dissertatio de harmonia naturali inter bonitatem divinam et mala creata, Leopoli, 1783; Physiologische Bemer-kimgen iiber den Mensch, St. Petervar, 1789; Franczia cate-chesis, Nagyvarad, 1907; Filozfifiai irasok, Bdpst, 1956; Me-moires philosophiques ou la nature devoilee, в кн.: A magyar jakobinusok, iratai, tkot.] 1, Bdpst, 1957.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 671 — 72.

МАРТЬЯНОВ,Петр Алексеевич (1835—65) — пред­ставитель рус. нар. свободомыслия 19 в. Был крепостным крестьянином, перед реформой 1861 вы­купился и, разоренный помещиком, уехал в Лондон. Здесь сблизился с Герценом и Огаревым, сотрудничал


в «Колоколе» (опубликовал в нем открытое письмо к Александру II) и «Общем вече»; в издании «Вольной рус. типографии» вышла книга М. «Народ и гос-во» (1862). Весной 1863, возвращаясь в Россию, М. был арестован на границе; заточен в Петропавловскую крепость и за «дерзостное порицание» самодержавно-помещичьего строя приговорен к 5 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. Умер в иркутской тюремной больнице.

Основа мировоззрения М.— идея непримиримой борьбы с крепостничеством. Народ и самодержавно-помещичье гос-во рассматривались М. как враждебные силы. Народ, по М., это «то, что эксплуатируют», и те, «кто заодно с народом». Социальные силы, к-рые осуществляют угнетение,— «не народ, хотя к горю, стыду и прискорбию народа принадлежат к одной нации с ним» («Народ и государство», 1862, Лондон, с. 8, 13). Войны возникают из-за разногласий между гос-вами, а не пародами. Однако справедливы тс вой­ны, к-рые выражают стремление народа помочь «порабощенным братьям своим» (см. там же, с. 66). Осуждая мракобесие и лицемерие церковников, М. видел в них, как и в армии, орудие гос-ва. Страстная ненавист-ь к дворянству, крепостному праву сочета­лась в мировоззрении М. с наивной верой в «земского» царя.

Вслед за Герценом и Огаревым М. признавал всеоб­щую связь явлений, их переход друг в друга, иллю­стрируя это на примере растит, и животного мира (и соответственно — ботаники и зоологии). Бытие, счи­тал М., подчиняется объективным законам, образую­щим определенную систему, «гармонию»; игнорирова­ние этих законов пагубно сказывается на людях. Од­нако детерминизму М. присущ фаталистич. оттенок: М. склонялся иногда к трактовке личности как про­стого орудия законов и обстоятельств. Высоко оце­нивая М. как самобытного мыслителя из народа, Гер­цен писал: «Человек, испытанный всеми горями и бед­ствиями русской жизни, одаренный необыкновенным умом, энергический, глубоко страстный, Мартьянов сосредоточился весь на вопросе о судьбах русского народа; тут была его поэзия, его религия, любовь и не­нависть» (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 11 — 12).

Лит.: Герцен А. И., П. А. М. и земский царь, Собр.
соч., т. 18, М., 1959; Огарев Н. Н., Куда и откуда, Избр.
социально-политич. и филос. произв., т.1,М..1952;егоже.
Расчистка нек-рых вопросов, там же; его же, Голод и но­
вый год, там же; Л е м к е М., Дело П. А. М. в кн.: Л е м-
к е М., Очерки освободит, движения шестидесятых годов,
СПБ, 1908; Коган Л. А., Из истории рус. нар. свобо­
домыслия в 60-е годы XIX века, «Вопр. философии», 1964,
№ 6. Л. Коган. Москва.

МАРХЛЕВСКИЙ(Marchlewski) (псевдонимы — Карский, Куявский), Юлиан (17 мая 1866—22 марта 1925) — польский марксист, деятель междупар. рабочего движе­ния. Род. в мелкошляхет­ской обедневшей семье в г. Влоцлавеке. Революц. дея­тельность начал в 1885, один из организаторов и руководи­телей «Союза польских рабо­чих» (1889), революц. партии Социал-демократия Королев­ства Польского (1893). Окон­чил ун-т в Цюрихе (1895). В дисс. «Физиократизм в ста­рой Польше» («Der Physio-kratismus in Polen», 1896) дал марксистский анализ творче­ства польских просветителей конца 18 в. С 1896 жил в Гер­мании; оказывал помощь Ленину при организации издания «Искры». Принимал участие в революции 1905—07 в Королевстве Польском. Представитель


322 МАРХЛЕВСКИЙ - МАРШАЛЛ


С.-д-тии Королевства Польского и Литвы на V съезде РСДРП (1907), поддерживал большевиков. Делегат Цюрихского и Штутгартского конгрессов 2-го Интер­национала. С 1909 вел работу преим. в герм, с.-д-тии. Вместе с Р. Люксембург и К. Либкнехтом участвовал в создании «Союза Спартака». За революц. деятель­ность неоднократно арестовывался. С мая 1918 — в Сов. России. В 1919 в течение неск. месяцев руко­водил революц. борьбой горняков Рура, затем вновь вернулся в Сов. Россию. Как один из представителей Коммунистич. рабочей партии Польши участвовал в создании Коммунистич. Интернационала (март 1919). Разработка М. теоретич. основ аграрной программы 3-го Интернационала получила высокую оценку Ле­нина (см. Соч., т. 31, с. 129). С 1922 — ректор Комму­нистич. уп-та нац. меньшинств Запада. С 1923— пред. ЦК МОПР.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.