Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 17 страница



Со ч.: Obras, t. i—6, Md., [1958—61]; Ortega у Gasset у la
idea la rason vital, Md., 1948, нем. пер., Stuttg., 1952; Ortega
у tres antipodas, B. Aires, 1950; La escolSstica en sumundo
у en el nuestro, Md., 1951; E.ilosofia actual у existencia-
lismo en Espana, Md., 1955; Filosofia espanola actual, 3 ed.,
Md., 1956. , 3. Плавскин. Ленинград.

МАРИАТЕГИ(Mariategui), Хосе Карлос (14 июня 1895 — 16 апр. 1930)—деятель революц. рабочего и коммунистич. движения Лат. Америки, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, один из осно­вателей Коммунистич. партии Перу (1928). Под влия­нием Октябрьской революции М. за короткий период проделал путь от революц. демократизма к марксизму. Практич. работу, направленную на объединение ре­волюц. сил Перу, и, в первую очередь, рабочего клас­са, М. сочетал с творч. разработкой вопросов революц. теории в конкретных историч. условиях Перу. Боль­шое внимание М. уделял разработке и пропаганде марксистской философии. Написанная им в 1929 ра­бота «В защиту марксизма» («Defensa del marxismo», опубл. в 1934) явилась гневной отповедью ревизиониз­му и ярким примером творч. применения марксизма. М. показал несостоятельность попыток отождествить марксистский диалектич. метод с гегелевской диалек­тикой: «Материалистическая концепция Маркса диалектически возникла как антитезис идеалистиче­ской концепции Гегеля» (указ. соч., р. 23). М. выступил непримиримым критиком теории «этического социа­лизма» и др. разновидностей «реформистского социа­лизма». М. неоднократно указывал на необходимость руководствоваться учением марксизма-ленинизма в нац.-освободит, борьбе перуанского пролетариата.

Большую роль сыграл М. в борьбе против мелко-бурж. реформистских идей апристов (членов партии АПРА), отрицавших руководящую роль пролетариа­та в нац.-освободит, движении, выдвигавших идею об «исключительности» историч. развития Лат. Америки.

В 1928 М. опубликовал «Семь очерков истолкования перуанской действительности» («Siete ensayos de in­terpretation de la realidad peruana», рус. пер. — 1963), в к-рых дал глубокий марксистский анализ развития классовых отношений и классовой борьбы в Перу, показал неспособность перуанской буржуазии осу­ществить задачи бурж.-демократич. революции.

Большое внимание М. уделял защите угнетенных индейских масс, к-рые он рассматривал как одну из движущих сил нац.-освободит, борьбы. Значит, место в творчестве М. занимают исследования истории Перу, в особенности первобытного коммунизма древних инков. С о ч.: Obras, t. 1—3, Lima, 1950 — 55. Лит.: Семенов С. И., Шу льговский А. Ф., Роль X. К. М. в создании коммунистич. партии Перу, «Новая и новейшая история», 1957, № 5; М и р о ш е в с к и й В., «Народничество» в Перу. К вопросу о роли Х.-К.М. в истории латино-амер. обществ, мысли, «Историк-марксист». 1941,.N5 6; Хорхе дель Прадо, Труд, зовущий к борьбе, «Проб­лемы мира и социализма», 1960, № 1; Del P r a d о J., Ma­riategui, marxista-leninista, «Dialectica», La Habana, 1943, M 8; А г г о г о Posadas M., A propusito del articulo «El populismo en el Peru» de V. Mirochevsky, там же, 1946, 5 ailo, v. 6, 17; G о d о у Orrutia С, Un cuarto de siglo de la muerte de Mariategui, «Aurora», Chile, 1955, 3.

P. Вургете. Москва.

МАРИН(МарТиэ?) из Снхема (или Неаполиса; в Самарии) — глава (с 485 г. и. э.) Академии плата-


МАРИТЕН — МАРКОВ 29S


новской. На основании скудных сведений из Свиды, Дамаския и Фотия вырисовывается образ философа, значительно развившего обе осн. тенденции неопла­тонизма — абстрактно-схоластическую и мистиче­скую. Первая, вероятно, была представлена в его 1здм-чентарии к платоновскому «Пармениду», а вторая — г, дошедшем до нас произведении «Прокл.или О бла­женстве» («Проу.Хо; rt zep't Eooaifjiovta;», в кн.: Dioge-nis Laertii... rec. C. G.Cobet, 1878, p. 150—70 с лат. пе­реводом; пер. на англ.— в кн.: L. Y. Rosan, The philo­sophy of Proclus, 1949, p. 13—35). В последнем Пр0кл рассматривался как образец всех добродетелей, иэ к-рых низшее место занимают физич. добродетели, а затем в порядке возвышения — этические, полити­ческие, катартические (очистительные), теоретические и теургические (делавшие человека богом). Имеются сведения об интересе М. к математике (М. принадлежит комментарий к Эвклиду — Euclidis, Opera, v. 6: Data cum commentario Marini..., ed. H. Menge, 1896). Свой комментарий к «Филебу» Платона М., по преданию, сжег. Философски неясная фигура М. интересна Гл. обр. &тп?я«рк оосг&клекнвИ дж биографии Прочла, где рисуется весьма интересная в историко-культур­ном отношении картина упадка антич. философии, состоящей из веры во всякие чудеса, в явления демо­нов, магич. исцеления, пророческие сны и т. д.

Лит.: Heiberg I. L., Literargeschichtliche S;tu-
dien uber Euklid, Lpz., 1882, S. 173—76; Krauss S., jia-
rinus, a Jewish philosopher of Antiquity, «Jewish Quart. Rey »
L., 1897, v. 9, p. 517—21; Schissel von Flesche'n-
b u r g, Marin von Neapolis und die neuplatonischen Tug%n(j-
grade, Athen, 1938. А. Лосев. Москва.

МАРИТЁН(Maritain), Жак (р. 18 ноября 1882) _
наиболее влиятельный представитель совр. неото.мив-
ма.
Образование получил в лицее Генриха IV и в Сор­
бонне, где первоначально примкнул к учению Берг­
сона. Сначала был протестантом, в 1906 принял като­
личество. С 1914 — проф. Католического ин-та в па_
риже, с 1933 — Ин-та средних веков в Торонто (Ка­
нада), в 1941—42—Принстонского ун-та и в 1941—44_____

Колумбийского. С 1945 по 1948 был франц. постом в Ватикане. С 1948 вновь живет в США, преподает в Принстонском ун-те.

Филос. кредо М. полностью совпадает с осн. идеями томизма. Свою гл. задачу М. видит в примирении теологии и философии, веры и разума на новом ikjto-рнч. этапе. М. пытается осуществить этот компромисс, беря за основу богословско-схоластич. учение Фс>мы Аквинского. М. считает, что «святой Фома Аквинодий является апостолом нового времени...». Он— «пророк разума» (см. «De Bergson a Thomas d'Aquin», P., 1947, p. 132). Все развитие антисхоластич. философии нового времени начиная с Декарта М. считает упадком и вы­рождением филос. мысли. Выступая против пренебре­жения к разуму (в частности,против учения Bcprcoiia), М. в то же время сам проповедует синтез логического и алогического, рационального и иррационального, стараясь примирить «...благодать и природу, веру и разум, теологию и философию...» (там же, р. 1с)3). Но такая «гармония» осуществима только при отказе от приоритета разума и подчинения его вере. Ctjoro философию М. называет «критическим реализмом» и противопоставляет ее рационализму Декарта. Но «реальность» у М. не совпадает с «материальностью^ а неизмеримо шире, т. к. включает в себя и духовное, и, как производное от него, — материальное. Истин­ным бытием якобы обладает именно духовный Мцр; материальный, физич. мир есть реальность «второго по­рядка»,—он не суверепен, а подчинен духовному Mjjpy и зависит от него. Такое удвоение мира позволяет М., формально не отказываясь от достижений науки, уста­новить предел науч. познания. Наука имеет собсугв. объект — физич., реальный мир, но «над» этим естеств. миром существует другой — сверхъестеств. мир, недо-


ступный рацион, познанию. Фактически концепция М. является одной из форм объективного идеализма.

Уделяя большое внимание социологич. и социально-политич. вопросам, М. основал в Нью-Йорке спец. серию по проблемам «политической философии» («Ци­вилизация»), где публиковал работы, к-рые под видом критики совр. капитализма и бурж. демократии про­пагандировали традиц. идеи т. н. «христианской демо­кратии». Отрицая объективную естественно-исторнч. закономерность развития человеч. об-ва и утверждая, что основой общества являются стремления «бессмерт­ной души», руководимой «евангельской инспирацией», М., таким образом, выступает против революц. пути преобразования общества.

С о ч.: Antimoderne, P., 1922; La philosophie bergso-nienne, 2 ed., P., 1930; Le songe de Descartes, P., 1932; De la philosophie chretienne, P., 1933; La philosophie de la nature, P., 1935; Science et sagesse, P., 1935; Humanisme integral, P., 1936; Elements de philosophie, P., 1939; Christi-anisme et democratie, N. Y., 1943; Principes d' une politique huraaniste, P., 1945; Trois reformateurs, P., 1947; Art — et scolastique, P., 1947; Religion et la culture, P., 1947; Raison et raisons, P., 1947; La signification de I* atheisme contem-jDorain., P., 11949J; La dialecticjue de He,geL «Nouvelle Rev. Franpaise», 1957, annee 5, 49, 50; Reflexions sur 1' Ame-rique, P., 1958; Pour une philosophie de l'education, P., 1959; La philosophie morale, P., 1960; La philosophie dans la cite, P., 1960.

Лит.: О й з е р м а н Т. И., Неотомизм — философия
совр. реакционной буржуазии, М., 1959; Быховский
Б. Э., Неотомизм — совр. философия католицизма, в сб.:
Наука и религия, М., 1957; его же, Неотомистский обску­
рантизм, в сб.: Совр. религиозно-филос. течения в капита-
листич. странах, М., 1962; Долгов К. М., Социальный
смысл эстетич. концепции Ж. М., «Вопр. философии», 1963,
M4 11;Archambault P., J. Maritain, в его кн.: Jeunes
maitres, P., 1926; Maritain volume of the «Thomist». Dedicated
to J. Maritain on occasion of his sixtieth anniversary, N. Y.,
1943; Padellaro M., Maritain. La filosofia contro le fi-
losofie, Brescia, 1952; Croteau J., Las f-ondaments tho-
mistes du personalisme de Maritain, Ottawa, 1955; Rossi E.,
11 pensiero politico di J. Maritain, Mil., 1956; S i m о n s e n
V. L.,L'esthetique de J. Maritain, Copenhague, 1956; В ars H.,
Maritain en notre temps, P., 1959; Gallagher D. and
I., The achievement of Jacques and Raissa Maritain, N. Y.,
1962.. Т. Сахарова. Москва.

МАРКОВ,Андрей Андреевич [р. 9(22) сент. 1903]— сов. математик и логик. Сын выдающегося рус. мате­матика А. А. Маркова. Д-р физико-математич. наук (с 1935), с 1936 — проф. ун-та в Ленинграде; с 1959— зав. кафедрой математич. логики Моск. ун-та; с 1939 работает в Математич. ин-те АН СССР. Чл.-корр. АН СССР (с 1953). Член КПСС с 1951.

М.получил важные результаты в области небесной механики, теории динамич. систем, теории групп. Работы М. по алгебре привели его к исследованию проблем тождества (см. Тождества проблемы) в этой области математики — проблем, являющихся частным случаем массовых проблем, В целях создания общего подхода к массовым проблемам М. в конце 40-х гг. предложил уточнение понятия алгоритма («нормаль-ныеалгорифмы» М.) и получил важные результаты, от­носящиеся к невозможности нек-рых алгорифмов в тео­рии ассоциативных систем и целочисленных матриц-На основе понятия нормального алгорифма М. в конце 40 — нач. 50-х гг. построил и детально разработал первую общую теорию алгорифмов. М. в четкой фор­ме ввел понятия об абстракции отождествления и абстракции потенциальной осуществимости в матема­тике и логике. М.— основатель отечеств, конструк­тивного направления, опирающегося на особую к о н-структивную логику, использующую выд­винутый М. принцип конструктивного подбора. На основе идей конструктивного направления М. и его ученики ведут разработку конструктивного математич. анализа. М. получены результаты в области проблемы минимизации средств представления функций алгебра логики. Им предложено определение кибернетики как общей теории причинных сетей, изучающей их с точ­ностью до изоморфизма (см. «Проблемы кибернети­ки», вып. 9, 1963, с. 349—50).


300МАРКОВИЧ — МАРКС


С о п.! Теория алгорифмов; Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 38, М., 1951; Теория алгорифмов, там же, т. 42, М., 1954; Логика математическая, БСЭ, 2 изд., т. 25, М., [1954]; Об одном принципе конструктивной матем. логики, Тр. 3 Всесоюзн. матем. съезда, т. 2, М., 1956, с. 146—47; Матем. логика и вычислительная математика, «Вестн. АН СССР»,1957, 8;Оконструктивных функциях,Тр. Матем. ин-та АН СССР им. Стеклова, т. 52, М., 1958; Неразрешимость проблемы гомеоморфии, «Докл. АН СССР», 1958, т. 121, № 2; О подготовке кадров в области логики, в сб.: Строитель­ство коммунизма и общественные науки, М., 1962; О кон­структивной математике, Тр. Матем. ин-та им. Стеклова, т. 67, М., 1962; О некоторых алгорифмах, связанных с сис­темами слов, «Изв. АН СССР», Сер. матем., 1963, т. 27, Л"» 1. Лит.; Л и н н и к Ю. В. и Шанин Н. А., А. А. Мар­ков, «Усп. матем. наук», 1954, т. 9, вып. 1; Математика в СССР за 40 лет, т. 1—2, М., 1959, т. 1 (см. указатель), т. 2, с. 446— 448 (фиблиография трудов М. до 1957).

МАРКОВИЧ(Марковип), Светозар [9 (21) сент. 1846 — 26 февр. (10 марта) 1875] — сербский революц. деятель, философ-материалист, публицист и лит. кри­тик, пропагандист социалистич. идей. Род. в г. Яго­дина (ныне г. Светозарево). Учился в Сербии и Швей­царии. Участвовал в работе Рус. секции 1-го Интерна­ционала. На страницах созданной им газ. «Раденик» («Работник», 1871—72) М. выступал в защиту Париж­ской Коммуны. Редактируемые М. газеты «1авност» («Гласность», 1873) и «Ослобепегье» («Освобождение», 1875) объединили вокруг себя прогрессивные элементы серб, общества. За революц. деятельность М. подвер­гался тюремному заключению. Умер в Триесте.

На мировоззрение М. большое влияние оказали идеи рус. революц. демократов, в особенности Чер­нышевского. Отстаивая революц. методы разрешения социальных и политич. конфликтов, М. писал, что борь­ба «...является необходимым средством всюду, где только существует тирания, которую необходимо уничтожить» (Избр. соч., М., 1956, с. 690). По мнению М., Сербия сможет прийти к социализму, опираясь на патриарх, семью (задругу) и сельскую общину. Высоко оценивая открытие Марксом законов обществ, развития, М., однако, считал, что эти законы не приложимы ни к России, ник Сербии.

Теоретич. основой революц. взглядов М. была мате-рпалистич. философия, изложенная им в соч. «Реаль­ное направление в науке и жизни» («Реални правац у науци и животу», 1871 — 72). Принципы веры и науки, по М., непримиримы. Конечным результатом любой религии является неравенство между людьми, отсут­ствие свободы, конечным результатом науки — дости­жение условий для равноправия и свободы. Объек­тивный мир познаваем. Показателем истинности зна­ния является возможность предсказания явлений. Видя в трудах Дарвина, Сеченова и др. естество­испытателей доказательство того, что человеч. мыш­ление производно от движения материи, М., однако, не мог окончательно преодолеть ограниченности ан-тропологич. материализма.

Труд «Социализм или общественный вопрос» (см. там же, с. 681—749) свидетельствует о влиянии на М. идей марксизма. Двигателем историч. развития яв­ляется, по М., народ. М. понимал примат экономич. отношений в ж-изни общества, роль классовой борь­бы, однако он преувеличивал значение обществ, со­знания в историч. процессе, переоценивал роль ин­теллигенции.

Работы М. «Поэзия и мышление», «Реализм в поэ­зии», «Народ и писатели» и др. положили начало кри-тич. реализму в сербской лит-ре. М. выступал против безыдейной поэзии, критиковал метафизич. принципы бурж. эстетов, высоко ценил материалистич. эстетику Чернышевского. «Народная жизнь — вот содержание И реальность поэзии», — писал М. (там же, с. 166). Соч.: Целокупна дела, св. 1—8, Београд, 1891—1912; в рус. пер. — Избр. соч., М., 1956 (вступит, ст. В. Г. Кара-сева, имеется библиография).

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 462 — 73; Викторов-Топоров В., С. М. (Страница из исто­рии обществ, движений в Сербии), «Голос минувшего»,


1913, № 3; Е р и х о нов Л. С, Рус. революц. демократы и обществ, мысль южных славян в 60—70-х гг. XIX в., [М.], 1950; Павлов Т., Христо Ботев, Васил Левски, Светозар Маркович. Речи и,статьи 1936—1945, С, 1946; С к е р л и и J., С. Марковип. Й>егов живот, рад и иде,Ь 2 изд., Београд, 1922; Недел>ковий Д., Лик С. Марковича, револуцио-нара мислиоца и н>егова три извора и три саставна дела, «Гласник Српске Акад. Наука», Боеград, 1951, кн. 3, св. 2.

МАРКОВИЧ(Марковип, Markovic), Сима (8 нояб. 1888—1937)—югосл. обществ, деятель, философ. Окон­чил Белградский ун-т (1913). Преподавал в нем же на философском и технич. фак-тах. До 1921 был одним из секретарей ЦК КПЮ, принимал участие в работе IIIКонгресса Коммунистич. Интернационала в Москве (1921). После возвращения в Югославию находился в тюремном заключении. В 1926—28 жил в Австрии, где снова стал секретарем КПЮ и возглавил ее право-оппортунистич. фракцию. IV съезд партии (1928) снял М. с поста секретаря за фракционность и оппортунизм.

М. выступал против идеалистич. понимания совр. науки, но вместе с тем ревизовал ряд положений историч. и диалектич. материализма. За ревизию марк­систско-ленинского учения о нац. вопросе, за отрыв нац. вопроса от революции и сведение его к вопросу конституционному М. был подвергнут резкой критике в югосл. комиссии ИККИ (1925). М. вульгаризировал нек-рые важные положения материалистич. теории познания, напр. априористически толковал опыт (см. «Из науко и филозофщ'о». Београд, 1925, с. 24).

С о ч.: Национално питание у светлости марксизма,
(б. м., б. г.); Teopnja релативитета, Београд, 1924; Ajuurraj-
нова Teopija релативитета, Београд, 1929, Основни по)мови
политичке eKOHOMHje, Београд, [1933], Принцип каузали-
тета и модерна физика, Београд, 1935; в рус. пер. — Ком­
мунизм в Юго-Славии, М., 1923. Й. Элев. Москва.

МАРКОВИЧ(Markovic), Франьо (1845—1914) — хорватский писатель и эстетик, первый проф. фило­софии Загребского ун-та. Соч. М. «Развитие и систе­ма общей эстетики» («Razvoj i sustav obcenite esteti-ke», 1903) свидетельствует о влиянии на него нем. философа-идеалиста Гербарта.

МАРКС*(Marx), Карл родился 5 мая нового стиля 1818 г.в городе Трире (приреинская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантст­во. Семья была зажиточная, культурная, но не револю­ционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г., представив уни­верситетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стреми­лись делать из философии Гегеля атеисти­ческие и революционные выводы.

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реак­ционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха и в 1836 г. сно­ва отказалось пустить его в университет, а в 1841 отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса от­казаться от ученой карьеры. Развитие взглядов ле­вого гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать к ма­териализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. («Сущность христианства»); в 1843 г. вышли его же «Основные положения философии будущего». «Надо было пережить освободительное действие» этих книг — писал Энгельс впоследствии об этих сочинениях Фей-

*Настоящая статья перепечатана из Собрания Сочинений В. И. Ленина, т. 21, 4 изд., с. 30—62. Статья печатается без предисловия, написанного Лениным позже, в 1918 г. В статье выдержаны шрифтовые оформления указанного из­дания, не соответствующие в некоторых отношениях энци­клопедическому оформлению.


МАРКС 301


ербаха. «Мы» (т. е. левые гегельянцы, Маркс в том чис­ле) «стали сразу фейербахианцами». В это время рейн­ские радикальные буржуа, имевшие точки соприкос­новения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: «Рейнскую газету» (начала выходить с 1 января 1842 г.). Маркс и Бруно Бауэр были приглашены в качестве главных сотрудников, а в октябре 1842 г. Маркс сделался главным редакто­ром и переселился из Бонна в Кёльн. Революционно-демократическое направление газеты при редактор­стве Маркса становилось все определеннее, и прави­тельство сначала подчинило газету двойной ц тройной цензуре, а затем решило вовсе закрыть ее 1 января 1843 г. Марксу пришлось к этому сроку оставить ре­дакторство, но его уход все же не спас газеты, и она была закрыта в марте 1843 г. Из наиболее крупных статен Маркса в «Рейнской Газете» Энгельс отмечает, кроме указанных ниже (см. Литературу), еще статью о положении крестьян-виноделов в долине Мозеля. Газетная работа показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, и он усердно принялся за ее изучение.

В 1843 г. Маркс женился в Крейцнахе на Дженни фон Вестфален, подруге детства, с которой он был об­ручен еще будучи студентом. Жена его принадлежала к прусской реакционной дворянской семье. Ее стар­ший брат был министром внутренних дел в Пруссии в одну из самых реакционных эпох, 1850—1858 гг. Осенью 1843 г. Маркс приехал в Париж, чтобы изда­вать за границей, вместе в Арнольдом Руге (1802 — 1880; левый гегельянец, 1825—1830 в тюрьме, после 1848 г. эмигрант; после 1866—1870 бисмаркианец), радикальный журнал. Вышла лишь первая книжка этого журнала «Немецко-Французский Ежегодник». Он прекратился из-за трудностей тайного распростра­нения в Германии и из-за разногласий с Руге. В своих статьях в этом журнале Маркс выступает уже как ре­волюционер, провозглашающий «беспощадную кри­тику всего существующего» и в частности «критику оружия»*, апеллирующий к массам и к проле­тариату.

В сентябре 1844 г. в Париж приехал на несколько дней Фридрих Энгельс, ставший с тех пор ближайшим другом Маркса. Они вдвоем приняли самое горячее участие в тогдашней кипучей жизни революционных групп Парижа (особенное значение имело учение Пру-дона, с которым Маркс решительно рассчитался в сво­ей «Нищете философии», 1847 г.) и выработали, резко борясь с различными учениями мелкобуржуазного социализма, теорию и тактику революционного про­летарского социализма или коммунизма (марксизма). См. соч. Маркса этой эпохи, 1844—48 гг., ниже: Литература. В 1845 г. Маркс по нас­тоянию прусского правительства, как опасный рево­люционер, был выслан из Парижа. Он переехал в Брюссель. Весной 1847 г. Маркс и Энгельс примк­нули к тайному пропагандистскому обществу: «Союзу коммунистов», приняли выдающееся участие на II съез­де этого союза (ноябрь 1847 г. в Лондоне) и, по его по­ручению, составили вышедший в феврале 1848 г. знаме­нитый «Манифест Коммунистической Партии». В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обри­совано новое миросозерцание, последовательный ма­териализм, охватывающий и область социальной жиз­ни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубо­кое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролета­риата, творца нового, коммунистического общества.

Когда разразилась февральская революция 1848 г., Маркс был выслан из Бельгии. Он приехал опять

* Имеется в виду высказывание Маркса из его работы «К критике гегелевской философии права» (см. К. Маркс в Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 1938, с. 392).


в Париж, а оттуда, после мартовской революции, в Германию, именно в Кёльн. Там выходила с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 г. «Новая Рейнская Газета»; глав­ным редактором ее был Маркс. Новая теория была блестяще подтверждена ходом революционных собы­тий 1848—1849 гг., как подтверждали ее впоследствии все пролетарские и демократические движения всех стран мира. Победившая контрреволюция сначала от­дала Маркса под суд (оправдан 9 февраля 1849 г.), а потом выслала из Германии (16 мая 1849 г.). Маркс отправился сначала в Париж, был выслан и оттуда после демонстрации 13 июня 1849 г. и уехал в Лондон, где и жил до самой смерти.

Условия эмигрантской жизни, особенно наглядно вскрытые перепиской Маркса с Энгельсом (изд. в 1913 г.), были крайне тяжелы. Нужда прямо душила Маркса и его семью; не будь постоянной самоотвержен­ной финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить «Капитала», но и неминуемо погиб бы под гнетом нищеты. Кроме того, преобладающие учения и течения мелкобуржуазного, вообще непро­летарского социализма вынуждали Маркса постоянно к беспощадной борьбе, иногда к отражению самых бешеных и диких личных нападок («Herr Vogt»*). Сто­ронясь от эмигрантских кружков, Маркс в ряде исто­рических работ (см. Литературу) разрабатывал свою материалистическую теорию, посвящая главным образом силы изучению политической экономии. Эту науку Маркс революционизировал (см. ниже уче­ние Маркса) в своих сочинениях «К критике поли­тической экономии» (1859) и «Капитал» (т. I, 1867).

Эпоха оживления демократических движений конца 50-х и 60-х гг. снова призвала Маркса к практической деятельности. В 1864 г. (28 сентября) был основан в Лондоне знаменитый I Интернационал, «Междуна­родное товарищество рабочих». Маркс был душой этого общества, автором его первого «Обращения» и массы резолюций, заявлений, манифестов. Объеди­няя рабочее движение разных стран, стараясь напра­вить в русло совместной деятельности различные фор­мы непролетарского, домарксистского социализма (Мадзини, Прудон, Бакунин, английский либеральный тред-юнионизм, лассальянские качания вправо в Гер­мании и т. п.), борясь с теориями всех этих сект и школок, Маркс выковывал единую тактику пролетар­ской борьбы рабочего класса в различных странах. После падения Парижской Коммуны (1871), которую так глубоко, метко, блестяще и действенно, рево­люционно оценил Маркс («Гражданская война во Фран­ции» 1871), и после раскола Интернационала баку­нистами, существование его в Европе стало невозмож­ным. Маркс провел после конгресса Интернационала в Гааге (1872) перенесение Генерального совета Ин­тернационала в Нью-Йорк. I Интернационал кончил свою историческую роль, уступив место эпохе неиз­меримо более крупного роста рабочего движения «о всех странах мира, именно эпохе роста его вширь, создания массовых социалистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств.

Усиленная работа в Интернационале и еще более усиленные теоретические занятия окончательно подор­вали здоровье Маркса. Он продолжал свою перера­ботку политической экономии и окончание «Капи­тала», собирая массу новых материалов и изучая ряд языков (напр., русский), но окончить «Капи­тал» не дала ему болезнь.

2 декабря 1881 г. умерла его жена. 14 марта 1883 г. Маркс тихо заснул навеки в своем кресле. Он похо­ронен, вместе со своей женой, на кладбище Хайгейт в Лондоне. Из детей Маркса несколько умерло в дет-

* Здесь и далее, как и в 5-м изд. Соч. В. И. Ленина, опускаются подстрочные переводы иностранных названий, сделанные редакцией 4-го изд. Соч. В. И. Ленина.


МАРКС


скомвозрасте в Лондоне, когда семья сильно бедство­вала. Три дочери были замужем за социалистами Анг­лии и Франции: Элеонора Эвелинг, Лаура Лафарг и Дженни Лонгэ. Сын последней — член французской социалистической партии.

УЧЕНИЕ МАРКСА

Марксизм — система взглядов и учения Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным заверши­телем трех главных идейных течений XIX века, при­надлежащих трем наиболее передовым странам чело­вечества: классической немецкой философии, клас­сической английской политической экономии и фран­цузского социализма в связи с французскими револю­ционными учениями вообще. Признаваемая даже про­тивниками Маркса замечательная последовательность ицельность его взглядов, дающих в совокупности современный материализм и современный научный социализм как теорию и программу рабочего движе­ния всех цивилизованных стран мира, заставляет нас предпослать изложению главного содержания марк­сизма, именно: экономического учения Маркса, крат­кий очерк его миросозерцания вообще.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.