Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПУБЛИЦИСТИКА И ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ



События 16 века вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:

- о характере и сути государственной власти;

- о церкви;

- о месте России среди других стран;

Первые литературно - публицистические произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику:

- «Сказание о великих князьях Владимирских».

- «Сказание о Владимире Мономахе».

В них говорилось о наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддерживала и Православная церковь.

В «Послании монаха Филофея Василию III» cформулирована знаменитая концепция «Москва – 3й Рим», ставшая идеологией русского самодержавия.

 

К ЖАНРУ ПУБЛИЦИСТИКИ ОТНОСЯТ СОЧИНЕНИЯ:

1) Федора Ивановича Карпова. В своем послании к митрополиту Даниилу, он говорил, что церковная и светская власть имеют разные задачи и добиваются их решения разными средствами. Обосновывая свои взгляды, он ссылался на древнегреческого мыслителя АРИСТОТЕЛЯ– это первое обращение к сочинениям греческого мыслителя в истории русской общественной мысли.

2) Крупным русским публицистом 16 века был Иван Семенович Пересветов.

Он обратился к Ивану Грозному с посланиями (челобитными) в которых была изложена его ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ – «Сказание о царе Константине».

Иван Пересветов критиковал годы «боярского правления» за злоупотребления знати. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, с опорой на дворянство. Ратовал за возвышение людей по ЗАСЛУГАМ, не по БОГАТСТВУ и ЗНАТНОСТИ.

3) Публицистическое наследие оставил князь Андрей Курбский, бежавший в Литву и начавший переписку с Иваном Грозным. Главной обсуждаемой проблемой стала проблема ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОНАРХА и ПОДДАННЫХ(прежде всего – круга его советников). Курбскийрезко критиковал отношения царя к своим советникам, предлагал идею ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ царя. В свою очередь Иван Грозный выступил с развернутым обоснованием своего права на неограниченную власть и повиновение подданных. Царь подробно перечислял все доводы в пользу того, что его власть должна быть НЕОГРАНИЧЕННОЙ, а Москва – новым центром христианского мира.

ЛИТЕРАТУРА

Летописания:

1) «Летописец начала царства» - описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти в России.

2) «Книга Степенная царского родословия» -книга содержит портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов от Владимира I до Ивана Грозного.

3) «Лицевой летописный свод» - НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.Это историческая энциклопедия по всемирной истории от сотворения мира до середины 16 века. Один из списков летописи содержит 16 тысяч миниатюрцветных иллюстраций, за что получил название ЛИЦЕВОЙ СВОД – «лицо» - изображение.

Исторические повести:

В них, как и раньше, преобладает героическая тематика:

1) «Казанское взятие»– рассказ об отношениях Руси с Золотой Ордой, затем – казанским ханством и о покорении Казани Иваном Грозным.

2) «О хождении Стефана Батория на град Псков».

3). В 20е годы 16 века в Иосифо – Волоколамском монастыре был создан «Русский Хронограф» - впервые тексты византийских исторических сочинений были соединены в одно целое с русской летописью.

«ДОМОСТРОЙ»

Энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм 16 века является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного СИЛЬВЕСТРА «Домострой» - учебник нравственности, свод наставлений и советов по ведению дома и хозяйства, определявший поведение человека в семье и обществе.

Эти правила на долгое время стали образцом уклада в семье и обществе.

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ»

В 30е годы 16 века новгородский архиепископ МАКАРИЙ,затем митрополит Макарий поставил цель– собрать в составе одной энциклопедии все «душеполезные» книги, известные древнерусской письменной традиции.

Итогом многолетних трудов стали «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ» - 12 томный свод текстов в рамках годового, 12 месячного круга чтения - «Чтения ежемесячные». Макарий передал свод Успенскому Собору Кремля.

АРХИТЕКТУРА

1) Завершение строительства ансамбля Московского Кремля.

Завершили строительство русские и итальянские мастера:

- Пьетро Солари;

- Аристотель Фиораванти;

- Марк Фрязин;

- Алевиз Новый;

- Андрей Чохов – оружейный мастер создал в Кремле ЦАРЬ – ПУШКУ.

2) Новым направлением в архитектуре 16 века было строительство больших ПЯТИГЛАВЫХ монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве.

Наиболее известны:

- Успенский собор в Троице – Сергиевом монастыре;

- Смоленский собор Новодевичьего монастыря;

- Софийский собор в Вологде;

- Соборы в Туле, Суздале, Дмитрове.

3) Еще одно направление – строительство НЕБОЛЬШИХ каменных или деревянных ПОСАДСКИХ храмов.Они являлись центрами слобод и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.

4) В 16 веке началось строительство каменных Кремлей в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне. Смоленский Кремль возводит архитектор Федор Конь.

5) Продолжается строительство защитных оборонительных укреплений вокруг Москвы:

-в 30е годы 16 века прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена КИРПИЧНОЙ СТЕНОЙ названной КИТАЙГОРОДСКОЙстеной. Архитектор ПЕТРОК МАЛЫЙ.

-в конце 16 века архитектор ФЕДОР КОНЬ возвел белокаменные стены 9 километрового БЕЛОГО ГОРОДА (современное Бульварное кольцо).

- в конце 16в. в связи с набегом крымских татар была сооружена последняя линия внешних укреплений Москвы – ЗЕМЛЯНОЙ ВАЛ – 15км. деревянная стена – крепость на валу. (Современное Садовое кольцо).

6) Расцвет архитектуры 16 века связан с появлением нового стиляШАТРОВОГО ЗОДЧЕСТВА.Такие храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте.

Памятники шатрового зодчества:

- Церковь Вознесения в селе Коломенское (1532г), созданная по приказу Василия III, в честь рождения сына, будущего Ивана Грозного.

- Покровский собор (Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого - 1555г – 1561г.). Зодчие – русские мастера БАРМАи ПОСТНИК. Храм построен в честь взятия русским войском Казани.

- Храмы в Суздале, Загорске.

ЖИВОПИСЬ

В 16 веке наметились 2 тенденции развития:

1. Стирание границ местных школ;

2. Заметное усиление светских элементов.

1) ИКОНОПИСЬ– господствует московская школа, которая станет основой общерусской национальной иконописной школы.

2) В 16 веке расширяется круг тем живописи. Церковный Собор 1553г. – 1554г. разрешил изображать на иконах ЛИЦА ЦАРЕЙ, КНЯЗЕЙ и «БЫТИЙНОЕ ПИСЬМО».То есть исторические сюжеты. Это способствует развитию жанра ИСТОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА.

На фресках Благовещенского собора Кремля помимо изображений святых, князей уже есть портреты античных поэтов и мыслителей: Гомера, Плутарха, Аристотеля.

3) Изменения в книжной миниатюре. Замена пергамента бумагой отразилась на ее технике и колорите. Новые миниатюры походили на акварель.

4) Крупным русским живописцем, продолжателем традиций Андрея Рублева стал ДИОНИСИЙ.

Работы:

- фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой;

- икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексия.

Работам присущи яркость, красочность, изысканность линий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.