События 16 века вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:
- о характере и сути государственной власти;
- о церкви;
- о месте России среди других стран;
Первые литературно - публицистические произведения поддерживали и обосновывали новую государственную политику:
- «Сказание о великих князьях Владимирских».
- «Сказание о Владимире Мономахе».
В них говорилось о наследственной связи русских государей с византийскими и римскими императорами. Эту идею поддерживала и Православная церковь.
В «Послании монаха Филофея Василию III» cформулирована знаменитая концепция «Москва – 3й Рим», ставшая идеологией русского самодержавия.
К ЖАНРУ ПУБЛИЦИСТИКИ ОТНОСЯТ СОЧИНЕНИЯ:
1) Федора Ивановича Карпова. В своем послании к митрополиту Даниилу, он говорил, что церковная и светская власть имеют разные задачи и добиваются их решения разными средствами. Обосновывая свои взгляды, он ссылался на древнегреческого мыслителя АРИСТОТЕЛЯ– это первое обращение к сочинениям греческого мыслителя в истории русской общественной мысли.
2) Крупным русским публицистом 16 века был Иван Семенович Пересветов.
Он обратился к Ивану Грозному с посланиями (челобитными) в которых была изложена его ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ – «Сказание о царе Константине».
Иван Пересветов критиковал годы «боярского правления» за злоупотребления знати. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, с опорой на дворянство. Ратовал за возвышение людей по ЗАСЛУГАМ, не по БОГАТСТВУ и ЗНАТНОСТИ.
3) Публицистическое наследие оставил князь Андрей Курбский, бежавший в Литву и начавший переписку с Иваном Грозным. Главной обсуждаемой проблемой стала проблема ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МОНАРХА и ПОДДАННЫХ(прежде всего – круга его советников). Курбскийрезко критиковал отношения царя к своим советникам, предлагал идею ОГРАНИЧЕНИЯ ВЛАСТИ царя. В свою очередь Иван Грозный выступил с развернутым обоснованием своего права на неограниченную власть и повиновение подданных. Царь подробно перечислял все доводы в пользу того, что его власть должна быть НЕОГРАНИЧЕННОЙ, а Москва – новым центром христианского мира.
ЛИТЕРАТУРА
Летописания:
1) «Летописец начала царства» - описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти в России.
2) «Книга Степенная царского родословия» -книга содержит портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов от Владимира I до Ивана Грозного.
3) «Лицевой летописный свод» - НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ.Это историческая энциклопедия по всемирной истории от сотворения мира до середины 16 века. Один из списков летописи содержит 16 тысяч миниатюр – цветных иллюстраций, за что получил название ЛИЦЕВОЙ СВОД – «лицо» - изображение.
Исторические повести:
В них, как и раньше, преобладает героическая тематика:
1) «Казанское взятие»– рассказ об отношениях Руси с Золотой Ордой, затем – казанским ханством и о покорении Казани Иваном Грозным.
2) «О хождении Стефана Батория на град Псков».
3). В 20е годы 16 века в Иосифо – Волоколамском монастыре был создан «Русский Хронограф» - впервые тексты византийских исторических сочинений были соединены в одно целое с русской летописью.
«ДОМОСТРОЙ»
Энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм 16 века является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного СИЛЬВЕСТРА «Домострой» - учебник нравственности, свод наставлений и советов по ведению дома и хозяйства, определявший поведение человека в семье и обществе.
Эти правила на долгое время стали образцом уклада в семье и обществе.
«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ»
В 30е годы 16 века новгородский архиепископ МАКАРИЙ,затем митрополит Макарий поставил цель– собрать в составе одной энциклопедии все «душеполезные» книги, известные древнерусской письменной традиции.
Итогом многолетних трудов стали «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ МИНЕИ» - 12 томный свод текстов в рамках годового, 12 месячного круга чтения - «Чтения ежемесячные». Макарий передал свод Успенскому Собору Кремля.
АРХИТЕКТУРА
1) Завершение строительства ансамбля Московского Кремля.
Завершили строительство русские и итальянские мастера:
- Пьетро Солари;
- Аристотель Фиораванти;
- Марк Фрязин;
- Алевиз Новый;
- Андрей Чохов – оружейный мастер создал в Кремле ЦАРЬ – ПУШКУ.
2) Новым направлением в архитектуре 16 века было строительство больших ПЯТИГЛАВЫХ монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве.
Наиболее известны:
- Успенский собор в Троице – Сергиевом монастыре;
- Смоленский собор Новодевичьего монастыря;
- Софийский собор в Вологде;
- Соборы в Туле, Суздале, Дмитрове.
3) Еще одно направление – строительство НЕБОЛЬШИХ каменных или деревянных ПОСАДСКИХ храмов.Они являлись центрами слобод и посвящались определенному святому – покровителю данного ремесла.
4) В 16 веке началось строительство каменных Кремлей в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне. Смоленский Кремль возводит архитектор Федор Конь.
5) Продолжается строительство защитных оборонительных укреплений вокруг Москвы:
-в 30е годы 16 века прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена КИРПИЧНОЙ СТЕНОЙ названной КИТАЙГОРОДСКОЙстеной. Архитектор ПЕТРОК МАЛЫЙ.
-в конце 16 века архитектор ФЕДОР КОНЬ возвел белокаменные стены 9 километрового БЕЛОГО ГОРОДА (современное Бульварное кольцо).
- в конце 16в. в связи с набегом крымских татар была сооружена последняя линия внешних укреплений Москвы – ЗЕМЛЯНОЙ ВАЛ – 15км. деревянная стена – крепость на валу. (Современное Садовое кольцо).
6) Расцвет архитектуры 16 века связан с появлением нового стиля – ШАТРОВОГО ЗОДЧЕСТВА.Такие храмы не имеют внутри столбов, вся масса здания держится на фундаменте.
Памятники шатрового зодчества:
- Церковь Вознесения в селе Коломенское (1532г), созданная по приказу Василия III, в честь рождения сына, будущего Ивана Грозного.
- Покровский собор (Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого - 1555г – 1561г.). Зодчие – русские мастера БАРМАи ПОСТНИК. Храм построен в честь взятия русским войском Казани.
- Храмы в Суздале, Загорске.
ЖИВОПИСЬ
В 16 веке наметились 2 тенденции развития:
1. Стирание границ местных школ;
2. Заметное усиление светских элементов.
1) ИКОНОПИСЬ– господствует московская школа, которая станет основой общерусской национальной иконописной школы.
2) В 16 веке расширяется круг тем живописи. Церковный Собор 1553г. – 1554г. разрешил изображать на иконах ЛИЦА ЦАРЕЙ, КНЯЗЕЙ и «БЫТИЙНОЕ ПИСЬМО».То есть исторические сюжеты. Это способствует развитию жанра ИСТОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА.
На фресках Благовещенского собора Кремля помимо изображений святых, князей уже есть портреты античных поэтов и мыслителей: Гомера, Плутарха, Аристотеля.
3) Изменения в книжной миниатюре. Замена пергамента бумагой отразилась на ее технике и колорите. Новые миниатюры походили на акварель.
4) Крупным русским живописцем, продолжателем традиций Андрея Рублева стал ДИОНИСИЙ.
Работы:
- фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой;
- икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексия.