2. Прослеживается тенденция к стремлению к нарядности в крепостном зодчестве. Крепостная архитектура стен и башен монастырей, теряющих свое оборонительное значение, становилась более нарядной, не такой суровой как раньше.
3. В Москве и других городах богатые бояре дворяне и купцы начинают строить КАМЕННЫЕ ДОМА. В гражданском строительстве заказчики отказываются от былой простоты и стремятся к нарядности.
4. В последние десятилетия XVII века получает распространение стиль
«МОСКОВСКОЕ БАРОККО» или «НАРЫШКИНСКИЙ СТИЛЬ» (поскольку заказчиками большинства храмов были бояре Нарышкины и родственники второй жены Алексея Михайловича Натальи Нарышкиной).
Характерные черты стиля :
- устремленность ввысь построек;
- многоярусность;
-раскраска фасадов;
- применение в качестве украшений колонн;
- сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий;
- высокие украшенные резьбой иконостасы.
Памятники «Московского барокко»
- Церковь Покрова в Филях;
- Трапезная Троице – Сергиева монастыря;
- Колокольня Преображенской церкви Новодевичьего монастыря;
- Успенский собор в Рязани.
Каменная архитектура развивается с Деревянным Зодчеством.
Выдающийся образец деревянного зодчества – знаменитый дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском,построенный в 1667 – 1668 гг. Дворец представлял собой сложный комплекс разных построек связанных переходами насчитывал 270 комнат и 3000 окон. Дворец напоминал город с башенками, шатрами, крылечками. Мастера – Семен Петров и Иван Михайлов. Дворец существовал до 1768 г и был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
6. В XVII веке меняется облик Москвы. К 1635 – 1637 г относится строительство ТЕРЕМНОГО ДВОРЦА в КРЕМЛЕ. Это пример гражданской постройки, которая используется и как жилое помещение и как государственное здание. Создали мастера :
- Антип Константинов;
- Бажен Огурцов;
- Трефил Шарутинов;
- Илларион Ушаков.
7. В XVII веке бурно развивается строительство в Ярославле, Костроме, Вологде и Рязани. Особо выделилась ярославская школа:
- церковь Ильи Пророка 1647 – 1650г
- церковь Иоанна Златоуста 1649 -1654г
- церковь Николы Мокрого 1665 – 1672г
- церковь Иоанна Предтечи
- церковь Богоявления.
8. В конце XVII века в Москве идет быстрое церковное строительство:
- церковь Николы в Хамовниках;
- храм Николы в Пыжах;
- церковь Троицы в Никитинках
- церковь Рождества Богородицы в Путинках;
ЖИВОПИСЬ
«Обмирщение» искусства проявилось и в живописи. В начале XVII века господствовали 2 художественных направления: «ГОДУНОВСКОЕ» и
«СТРОГАНОВСКОЕ».
«Годуновское направление»: по заказу Бориса Годунова. Ориентация на рублевско – дианисиевскую эпоху.
«Строгановское направление»: заказы купцов Строгановых. Это искусство иконной миниатюры.Наиболее известные мастера «Строгановской школы» Прокопий Чирин и Назарий Истомин.
Временем расцвета школы русских иконописцев стали 50 -80 гг XVII века. Главой русских живописцев стал СИМЕОН УШАКОВ – работал в Оружейной палате. Именно в кругу Симеона Ушакова зарождаются новые представления о живописи и ее предназначении. Появляются элементы РЕАЛИЗМА как направления живописи. Наиболее известная работа – иконы «Троица». Хранится в Русском музее города Санкт- Петербурга.
Интерес к человеческой личности вызвал появление «ПАРСУНЫ» - (от латинского «личность») то есть ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ. В первой половине XVII века портреты становятся реалистическими, пишутся маслом на холсте.
Первые парсуны:
- портрет И.Грозного;
- портрет М Скопина – Шуйского;
Более поздние:
- портреты царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича;
- портрет патриарха Никона;
- портрет боярина Л.К. Нарышкина – дяди Петра I.
ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:
1. Культура XVII века представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени.
2. В XVII веке светское начало искусства переплеталось с религиозным.
3. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской.
4. В XVII веке шел процесс формирования русской национальной культуры.