Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типология латиноамериканских революций.



 

Интеграция в оп­ре­де­лен­ную сис­те­му ми­ро­во­го хо­зяй­ст­ва тре­бу­ет оп­ре­де­лен­но­го ми­ни­му­ма со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких и по­ли­ти­чес­ких ус­ло­вий в каж­дой из всту­па­ющих в нее стран. Это хо­ро­шо вид­но из то­го, как се­год­ня вступ­ле­ние в ми­ро­вое со­об­щес­т­во и по­мощь кре­ди­та­ми за­ра­нее ого­ва­ри­ва­ют­ся про­ве­де­ни­ем из­вес­т­ных ре­форм по ре­цеп­там Меж­ду­на­род­но­го ва­лют­но­го фон­да. Точ­но так же сис­те­ма меж­ду­на­род­но­го раз­де­ле­ния тру­да, ко­то­рая с кон­ца XVI­II в. скла­ды­ва­лась вок­руг «фаб­ри­ки ми­ра» Ан­г­лии и в ко­то­рую так рва­лись ла­ти­но­аме­ри­кан­с­кие ре­во­лю­ци­оне­ры, пред­по­ла­га­ла осу­щес­т­в­ле­ние на кон­ти­нен­те пре­об­ра­зо­ва­ний в ду­хе ли­бе­раль­ной док­т­ри­ны. Ка­ких же имен­но?

Этот воп­рос тре­бу­ет осо­бо­го вни­ма­ния по двум при­чи­нам. Во-пер­вых, по­то­му, что отож­дес­т­в­ле­ние по­ня­тия «ли­бе­ра­лизм» в мас­со­вом соз­на­нии с «воль­но­дум­с­т­вом», «излиш­ней тер­пи­мос­тью» и да­же «вред­ным по­пус­ти­тель­с­т­вом» край­не не­вер­но, как мы сей­час убе­дим­ся, от­ра­жа­ет его ре­аль­ное со­дер­жа­ние. Во-вто­рых, по­то­му, что из­вес­т­ное де­ле­ние пу­тей раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма в сель­с­ком хо­зяй­ст­ве на «аме­ри­кан­с­кий­» (че­рез крес­ть­ян­с­кие хо­зяй­ст­ва к фер­мер­с­т­ву) и «прус­ский­» (че­рез мед­лен­ное обур­жу­ази­ва­ние фе­одаль­ных по­мес­тий­) не ос­та­ви­ло мес­та ан­г­лий­ско­му опы­ту сго­на крес­ть­ян с зем­ли и ого­ра­жи­ва­ния по­мес­тий­, прев­ра­тив крес­ть­ян­с­кую аг­рар­ную ре­фор­му в ед­ва ли не глав­ное ме­ри­ло бур­жу­аз­нос­ти ре­во­лю­ций. Пос­коль­ку в вой­не за не­за­ви­си­мость Ла­тин­с­кой Аме­ри­ки та­кой ре­фор­мы поч­ти не бы­ло, то в оте­чес­т­вен­ной и за­ру­беж­ной на­уке ши­ро­ко рас­п­рос­т­ра­нил­ся вы­вод, буд­то ра­ди­каль­ных бур­жу­аз­ных пре­об­ра­зо­ва­ний со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой струк­ту­ры в стра­нах кон­ти­нен­та не про­изош­ло.

Поэтому важ­но приг­ля­деть­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям, на­ча­тым под дав­ле­ни­ем ла­ти­фун­дис­тов еще во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в, и ус­ко­рен­ным в хо­де ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны 1810-1826 гг. и пер­вые пос­ле­во­ен­ные го­ды. Пер­вые же кон­с­ти­ту­ции Ве­не­су­элы, Но­вой Гра­на­ды и Ки­то (1821), Бо­ли­вии и Пе­ру (1826), Мек­си­ки (1824) и дру­гих не­за­ви­си­мых го­су­дарств от­ме­ни­ли май­орат и иные фор­мы не­от­чуж­да­емос­ти вла­де­ний­, в том чис­ле цер­ков­ных, и в ря­де стран раз­вер­ну­лась эк­с­п­роп­ри­ация мо­на­шес­ких ор­де­нов. В 1788 г. пал древ­ний ис­пан­с­кий зап­рет на ого­ра­жи­ва­ние зе­мель­ных вла­де­ний. В Но­вой Гра­на­де (1777 и 1820 ), Ве­не­су­эле и Ки­то (1820), ря­де шта­тов Мек­си­ки (20-е го­ды XIX в.), Пе­ру (1824), Бо­ли­вии (1825), Гва­те­ма­ле и Саль­ва­до­ре (30-е го­ды XIX в.) под пред­ло­гом прев­ра­ще­ния ин­дей­цев в час­т­ных соб­с­т­вен­ни­ков на­ча­лось раз­ру­ше­ние и раз­г­раб­ле­ние об­щин­но­го зем­лев­ла­де­ния. Пов­се­мес­т­но шла ли­хо­ра­доч­ная рас­п­ро­да­жа в час­т­ную соб­с­т­вен­ность быв­ших ре­ален­го­вых, ком­му­наль­ных и про­чих не­от­чуж­да­емых ра­нее зе­мель, на ко­то­рых ве­ка­ми крес­ть­ян­с­т­во­ва­ли мил­ли­оны мел­ких не­ле­галь­ных зем­ле­поль­зо­ва­те­лей.

В нас­то­ящую на­род­ную тра­ге­дию эта при­ва­ти­за­ция вы­ли­лась в ве­не­су­эль­с­ко-но­вог­ра­над­с­ких льяно­сах и ар­ген­ти­но-уруг­вай­ской пам­пе, где преж­де «ни­чей­ные» зем­ли и скот да­ва­ли про­пи­та­ние сот­ням ты­сяч сво­бод­ных крес­ть­ян, бег­лых нег­ров, а так­же под­вер­г­шим­ся те­перь вы­тес­не­нию и ис­т­реб­ле­нию ко­че­вым ин­дей­ским пле­ме­нам. Как и в Ан­г­лии XV-XVI­II вв., эта мас­со­вая эк­с­п­роп­ри­ация вез­де соп­ро­вож­да­лась сви­ре­пы­ми за­ко­на­ми по борь­бе с «бро­дяж­ни­чес­т­вом», ког­да тюрь­ма­ми, кну­та­ми, ка­ле­ным же­ле­зом и да­же ви­се­ли­ца­ми ог­раб­лен­ный на­род при­уча­ли к на­ем­но­му тру­ду. Кро­ме то­го, во всех не­за­ви­си­мых го­су­дар­с­т­вах про­воз­г­ла­ше­ние сво­бо­ды тор­гов­ли и пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­ва вы­ра­зи­лось в рез­ком сни­же­нии та­мо­жен­ных пош­лин на им­порт и эк­с­порт, лик­ви­да­ции це­хо­вой ор­га­ни­за­ции ре­мес­лен­ни­ков, прив­ле­че­нии инос­т­ран­но­го ка­пи­та­ла в сфе­ру фи­нан­сов или до­бы­чу дра­го­цен­ных ме­тал­лов в Ар­ген­ти­не, Бо­ли­вии, Бра­зи­лии, Мек­си­ке и Пе­ру. Бы­ли при­ня­ты за­ко­ны и раз­ра­бо­та­ны прог­рам­мы по­ощ­ре­ния ев­ро­пей­ской им­миг­ра­ции на кон­ти­нент.

Ясно те­перь, что та­кая тран­с­фор­ма­ция но­си­ла ан­ти­на­род­ный ха­рак­тер, бы­ла пря­мо про­ти­во­по­лож­ной яко­бин­с­ким ре­фор­мам во Фран­ции, но оз­на­ча­ла не ме­нее кру­тую, ра­ди­каль­ную лом­ку тра­ди­ци­он­ной со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой струк­ту­ры. Эти­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­ями ла­ти­но­аме­ри­кан­с­кие ре­во­лю­ци­оне­ры прев­ра­ща­ли все ви­ды зем­лев­ла­де­ния в бур­жу­аз­ную час­т­ную соб­с­т­вен­ность, т. е. сво­бод­но от­чуж­да­емую, про­да­ва­емую, зак­ла­ды­ва­емую и т. д. (та­ким об­ра­зом соз­да­ва­ли ры­нок средств про­из­вод­с­т­ва); «рас­к­рес­ть­яни­ва­ли», «раз­ре­мес­лен­ни­ва­ли» и при­нуж­да­ли к на­ем­но­му тру­ду мил­ли­оны сво­бод­ных крес­ть­ян, ин­дей­цев-общин­ни­ков и ре­мес­лен­ни­ков (фор­ми­ро­ва­ли ры­нок ра­бо­чей си­лы); де­ла­ли сво­бод­ным дви­же­ние ка­пи­та­лов (учреж­да­ли де­неж­ный ры­нок, кре­дит­но-фи­нан­со­вую сис­те­му). Ины­ми сло­ва­ми, они стро­или фун­да­мент ры­ноч­ной эко­но­ми­ки в точ­нос­ти по ре­цеп­там фи­зи­ок­ра­тов и Ада­ма Сми­та (кста­ти, глав­ный труд Сми­та «Бо­гат­с­т­во на­ро­дов» в 1794 г. был да­же из­дан на ис­пан­с­ком язы­ке). Воз­ве­де­нию же над ре­фор­ми­ро­ван­ным ба­зи­сом по­ли­ти­чес­кой над­с­т­рой­ки, ко­то­рая бы, по тем же ли­бе­раль­ным ре­цеп­там, не ме­ша­ла, а ох­ра­ня­ла и под­дер­жи­ва­ла сво­бод­ную иг­ру ры­ноч­ных сил, слу­жи­ли и рес­пуб­ли­ка (или кон­с­ти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия), и фе­де­ра­тив­ное ус­т­рой­ст­во, и ос­нов­ной на­бор «прав че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на», и, ра­зу­ме­ет­ся, вы­со­кие иму­щес­т­вен­ные, об­ра­зо­ва­тель­ные и про­чие цен­зы на учас­тие в по­ли­ти­ке, да­бы у на­ро­да не воз­ник­ло ил­лю­зий от­но­си­тель­но то­го «че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на», ко­то­ро­му все это пред­наз­на­ча­лось. По­ка­за­тель­но, что на «все­об­щих» вы­бо­рах 1842 г. да­же в сто­ли­це Уруг­вая, не го­во­ря уже о сель­с­кой глу­бин­ке, до­ля из­би­ра­те­лей не дос­тиг­ла и 7% на­се­ле­ния.

Таким об­ра­зом, ла­ти­фун­дис­ты в вой­не за не­за­ви­си­мость не толь­ко не мог­ли и не хо­те­ли улуч­шить по­ло­же­ние на­ро­да, но еще и мно­гое со­би­ра­лись у не­го от­нять как раз во имя бур­жу­аз­но­го прог­рес­са. И для ус­пеш­ной ре­во­лю­ции им, рас­по­ла­гав­шим кре­оль­с­ким опол­че­ни­ем, бы­ли еще не­об­хо­ди­мы удоб­ный слу­чай­, инос­т­ран­ная по­мощь и, глав­ное - хо­тя бы ней­тра­ли­тет на­ро­да.

Благоприятный мо­мент нас­ту­пил на ру­бе­же XVI­II-XIX вв., ког­да са­ми мет­ро­по­лии ока­за­лись на­дол­го ввер­г­ну­ты­ми в ев­ро­пей­ские ре­во­лю­ции и вой­ны. Пос­ту­па­ла, хо­тя и в мень­шем объ­еме, чем ожи­да­лось, инос­т­ран­ная по­мощь. Од­на­ко серь­ез­ным пре­пят­с­т­ви­ем гра­би­тель­с­ким ре­фор­мам ста­ло соп­ро­тив­ле­ние на­ро­да, ко­то­рое вы­ли­лось в ожес­то­чен­ную борь­бу ни­зов с бур­жу­ази­ей в хо­де круп­ней­ше­го ин­дей­ско­го вос­ста­ния 1780-1781 гг. в Пе­ру под ру­ко­вод­с­т­вом Ту­пак Ама­ру, в вос­ста­ние ко­му­не­рос 1781 г. в Но­вой Гра­на­де; в го­ды вой­ны за не­за­ви­си­мость оно при­ни­ма­ло фор­му пар­ти­зан­с­кой вой­ны - ге­рильи - под ро­ялис­т­с­ки­ми или са­мос­тий­ны­ми зна­ме­на­ми и не прек­ра­ща­лось в пос­ле­во­ен­ные го­ды. По этой при­чи­не кон­к­рет­ное со­дер­жа­ние на­ци­ональ­но-осво­бо­ди­тель­ных ре­во­лю­ций в каж­дой из стран Ла­тин­с­кой Аме­ри­ки оп­ре­де­ля­лось не толь­ко стрем­ле­ни­ями бур­жу­азии, но и ис­хо­дом ее стол­к­но­ве­ния с соб­с­т­вен­ным на­ро­дом.

Чисто бур­жу­аз­ной­, без за­мет­но­го от­пе­чат­ка на­род­ных тре­бо­ва­ний­, по­лу­чи­лась толь­ко ре­во­лю­ция 1822 г. в Бра­зи­лии. Эта стра­на в те­че­ние XVI­II в. ис­пы­та­ла ко­лос­саль­ный подъ­ем про­из­во­ди­тель­ных сил, уве­ли­чи­ла на­се­ле­ние в 10 раз и срав­ня­лась по это­му по­ка­за­те­лю с мет­ро­по­ли­ей­, ко­то­рая са­ма прев­ра­ща­лась в ан­г­лий­ский про­тек­то­рат. Проц­ве­та­ние Бра­зи­лии ус­ко­ри­лось с 1808 г,, ког­да в ре­зуль­та­те втор­же­ния на­по­ле­онов­с­ких войск в Пор­ту­га­лию ко­ро­лев­с­кий двор пе­ре­ехал в Рио-де-Жа­ней­ро и ког­да вслед за этим тор­го­вая мо­но­по­лия, ог­ра­ни­че­ния, рег­ла­мен­та­ции и про­чие эле­мен­ты ко­ло­ни­аль­ной сис­те­мы фак­ти­чес­ки рух­ну­ли. В 1815 г. Бра­зи­лия по­лу­чи­ла и но­вый по­ли­ти­чес­кий ста­тус, прев­ра­тив­шись из ко­ло­нии в рав­ноп­рав­ную часть Пор­ту­галь­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва.

Ситуация в кор­не из­ме­ни­лась с окон­ча­ни­ем вой­ны в Ев­ро­пе и ре­во­лю­ци­ей 1820 г. в Пор­ту­га­лии. Вер­нув в Ев­ро­пу сна­ча­ла ко­ро­ля Жо­ана VI, а за­тем от­зы­вая и его сы­на Пед­ру, прин­ца-ре­ген­та Бра­зи­лии, бур­жу­азия мет­ро­по­лии про­де­мон­с­т­ри­ро­ва­ла на­ме­ре­ние рес­тав­ри­ро­вать ко­ло­ни­аль­ные по­ряд­ки. В от­вет бра­зиль­с­кие по­ме­щи­ки, фа­зен­дей­ро, ок­ру­жи­ли дво­рец прин­ца и «убе­ди­ли» его ос­тать­ся; си­ла­ми мес­т­но­го опол­че­ния они быс­т­ро спра­ви­лись с пор­ту­галь­с­ки­ми гар­ни­зо­на­ми, соз­да­ли бра­зиль­с­кое пра­ви­тель­с­т­во и зас­та­ви­ли Пед­ру из­дать ма­ни­фест о не­за­ви­си­мос­ти стра­ны. На­ко­нец 7 сен­тяб­ря 1822 г. они до­би­лись от прин­ца ут­вер­ж­де­ния ре­ше­ния пра­ви­тель­с­т­ва о пол­ном раз­ры­ве от­но­ше­ний с Пор­ту­га­ли­ей (этот день счи­та­ет­ся офи­ци­аль­ной да­той про­воз­г­ла­ше­ния не­за­ви­си­мос­ти). В ка­чес­т­ве над­с­т­рой­ки над ре­фор­ми­ро­ван­ным ба­зи­сом бы­ла ус­та­нов­ле­на кон­с­ти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия во гла­ве с быв­шим прин­цем, а ны­не им­пе­ра­то­ром Пед­ру I.

Революция бы­ла столь ско­ро­теч­ной­, что нег­ры не ус­пе­ли под­нять вос­ста­ние и ока­зать воз­дей­ст­вие на ее ход. Как ре­зуль­тат, треть на­се­ле­ния Бра­зи­лии еще на 66 лет ос­та­лась в раб­с­т­ве, а об­щес­т­во в це­лом, вклю­чая и бур­жу­азию,- в пле­ну у ра­бов­ла­дель­чес­ких сте­ре­оти­пов.

Подлинно на­род­ные, де­мок­ра­ти­чес­кие ре­во­лю­ции, пе­ре­рос­шие бур­жу­аз­ные рам­ки, про­изош­ли на Га­ити и в Па­раг­вае.

Французская часть ос­т­ро­ва Га­ити - Сан-До­мин­го, ти­пич­ная ра­бов­ла­дель­чес­кая ко­ло­ния, бы­ла круп­ней­шим в ми­ре про­из­во­ди­те­лем са­ха­ра и зна­чи­ла для Фран­ции не мень­ше, чем Ин­дия для Ан­г­лии. На­ча­лась га­итян­с­кая ре­во­лю­ция под вли­яни­ем ре­во­лю­ции в мет­ро­по­лии и до осе­ни 1792 г. сох­ра­ня­ла бур­жу­аз­ный ха­рак­тер. На этом от­рез­ке, до­бив­шись уч­реж­де­ния в стра­не ор­га­нов пред­с­та­ви­тель­ной влас­ти, кре­оль­с­кие план­та­то­ры при под­дер­ж­ке ос­таль­ной час­ти бе­ло­го на­се­ле­ния, или «ма­лень­ких бе­лых», как зва­ли эту часть нег­ры, че­рез соб­ра­ние г. Сен-Мар­ка про­ве­ли «Осно­вы кон­с­ти­ту­ции Сан-До­мин­го». До­ку­мент зак­реп­лял за соб­ра­ни­ем раз­ра­бот­ку за­ко­нов по воп­ро­сам внут­рен­не­го строя стра­ны и пра­во ве­то на тор­го­вые ак­ты, при­ня­тые Фран­ци­ей­, и «вре­мен­но» вво­дил сво­бо­ду тор­гов­ли. В то же вре­мя бе­лое мень­шин­с­т­во не толь­ко ра­бам, но и сво­бод­ным «цвет­ным» от­ка­за­ло в граж­дан­с­ких пра­вах, от­че­го му­ла­ты в ос­нов­ном под­дер­жи­ва­ли ко­ло­ни­аль­ную власть.

«Кризис вер­хов» при­вел в дви­же­ние чер­но­ко­жих ра­бов, имев­ших 11-крат­ное чис­лен­ное пре­вос­ход­с­т­во над бе­лы­ми. Ра­ди об­ре­те­ния сво­бо­ды ра­бы, до 1802 г. ру­ко­во­ди­мые та­лан­т­ли­вым ли­де­ром Тус­се­ном Лу­вер­тю­ром, быв­шим ра­бом, пос­то­ян­но ме­ня­ли вра­гов и со­юз­ни­ков: то по­мо­га­ли ис­пан­цам со­сед­не­го Сан­то-До­мин­го за­во­евы­вать фран­цуз­с­кую часть ос­т­ро­ва, то, на­обо­рот, на сто­ро­не фран­цуз­с­ких ко­ло­ни­аль­ных влас­тей во­ева­ли про­тив ис­пан­цев, ду­ши­ли ре­во­лю­цию бе­лых и гро­ми­ли вы­са­жи­вав­ший­ся ей на по­мощь ан­г­лий­ский де­сант. К 1798 г. нег­ры не толь­ко спас­ли фран­цуз­с­кий ре­жим, но и рас­п­рос­т­ра­ни­ли его на весь ос­т­ров. Но, ког­да, по­кон­чив с соб­с­т­вен­ной ре­во­лю­ци­ей­, мет­ро­по­лия воз­на­ме­ри­лась рес­тав­ри­ро­вать раб­с­т­во, они раз­г­ро­ми­ли фран­цуз­с­кий эк­с­пе­ди­ци­он­ный кор­пус и про­воз­г­ла­си­ли не­за­ви­си­мость Га­ити.

Разрушением ко­ло­ни­ализ­ма и соз­да­ни­ем не­за­ви­си­мо­го го­су­дар­с­т­ва быв­шие ра­бы, ка­за­лось, воп­ло­ти­ли в жизнь це­ли сво­ей бур­жу­азии. Но вслед за этим ос­тат­ки бе­ло­го на­се­ле­ния, т. е. яд­ро мес­т­ных план­та­то­ров и «ма­лень­кие бе­лые», вмес­те с семь­ями бы­ли пол­нос­тью вы­ре­за­ны, а на ос­во­бож­ден­ной от них зем­ле воз­ник­ло го­су­дар­с­т­вен­ное план­та­ци­он­ное хо­зяй­ст­во. Под уп­рав­ле­ни­ем чи­нов­ни­ков в нем тру­ди­лись вче­раш­ние ра­бы, по­ло­же­ние ко­то­рых бы­ло луч­ше, чем при фран­цу­зах, но за­во­еван­ная ими сво­бо­да бы­ла уре­за­на зап­ре­том по­ки­дать «свои» план­та­ции. Треть до­хо­дов шла го­су­дар­с­т­ву, треть - уп­рав­ля­ющим, а ос­та­ток де­лил­ся по­ров­ну меж­ду ра­бот­ни­ка­ми. Над этой «обще­на­род­ной­» соб­с­т­вен­нос­тью сло­жи­лась и адек­ват­ная ей над­с­т­рой­ка в фор­ме гос­под­с­т­ва во­ен­но-го­су­дар­с­т­вен­ной бю­рок­ра­тии, ко­то­рая вмес­те с вер­хов­ны­ми вож­дя­ми, име­ну­емы­ми то пре­зи­ден­та­ми, то им­пе­ра­то­ра­ми, то во­ен­ны­ми дик­та­то­ра­ми, про­ис­хо­ди­ла из тех же быв­ших ра­бов и в мень­ше ме­ре из план­та­то­ров-му­ла­тов.

В ис­то­ри­чес­ком пла­не стра­на бы­ла от­б­ро­ше­на на­зад и вы­нуж­де­на за­но­во пе­ре­жить ге­не­зис ка­пи­та­лиз­ма и бур­жу­азии, глав­ным об­ра­зом пу­тем пос­те­пен­но­го раз­во­ро­вы­ва­ния «обще­на­род­ной­» соб­с­т­вен­нос­ти бю­рок­ра­ти­ей. Нас­коль­ко дол­гим и му­чи­тель­ным был этот про­цесс, мож­но су­дить по то­му, как пры­жок в «цар­с­т­во сво­бо­ды» обер­нул­ся для не­ког­да бо­га­тей­шей ко­ло­нии Фран­ции дег­ра­да­ци­ей до по­ло­же­ния са­мо­го от­с­та­ло­го во всех от­но­ше­ни­ях го­су­дар­с­т­ва Ла­тин­с­кой Аме­ри­ки, ка­ко­вым Га­ити ос­та­ет­ся и по­ны­не.

Революция в Па­раг­вае по­учи­тель­на тем, что свер­ши­лась в та­кой лап­лат­с­кой про­вин­ции, чья эко­но­ми­ка по­ко­илась на сво­бод­ном мел­ком крес­ть­ян­с­ком хо­зяй­ст­ве, буд­то бы рож­да­ющем ка­пи­та­лизм еже­час­но, да еще и «аме­ри­кан­с­ким» спо­со­бом. Од­но­род­ная и в эт­ни­чес­ком от­но­ше­нии (в ос­нов­ном ме­ти­сы) крес­ть­ян­с­кая мас­са Па­раг­вая по са­мой сво­ей при­ро­де тя­го­те­ла к ра­вен­с­т­ву и на­род­но­му су­ве­ре­ни­те­ту, да­же не по­доз­ре­вая о су­щес­т­во­ва­нии фран­цуз­с­ких прос­ве­ти­те­лей. В то же вре­мя она име­ла опас­но­го вра­га в ли­це ли­бе­раль­ных ре­во­лю­ци­оне­ров Бу­энос-Айре­са, а свя­зан­ных с ни­ми от­но­си­тель­но сла­бых па­раг­вай­ских по­ме­щи­ков и тор­гов­цев рас­смат­ри­ва­ла как внут­рен­них аген­тов сво­его внеш­не­го вра­га. Оба эти нас­т­ро­ения про­буж­да­ли в крес­ть­ян­с­т­ве пот­реб­ность в сво­ем Ро­бес­пь­ере, ка­ко­вым и стал вы­хо­дец из сос­то­ятель­ной семьи, док­тор те­оло­гии (фи­ло­со­фии), тон­кий зна­ток прос­ве­ти­те­лей и боль­шой пок­лон­ник Рус­со Хо­се Гас­пар Род­ри­гес де Фран­сиа (1766- 1840), из скром­нос­ти име­но­вав­ший­ся прос­то док­то­ром Фран­си­ей.

В 1810 г. па­раг­вай­цы раз­г­ро­ми­ли ос­во­бо­ди­тель­ную эк­с­пе­ди­цию из ре­во­лю­ци­он­но­го Бу­энос-Айре­са, а че­рез год унич­то­жи­ли и ис­пан­с­кий ре­жим. Пос­ле крат­ков­ре­мен­но­го дво­ев­лас­тия был ус­та­нов­лен су­ве­ре­ни­тет на­ро­да, ког­да крес­ть­ян­с­кие из­б­ран­ни­ки в кон­г­рес­се в 1814 г. воз­ве­ли Фран­сию в ранг «вер­хов­но­го дик­та­то­ра», а в 1816 г. от­да­ли в его ру­ки судь­бу са­мо­го кон­г­рес­са, ко­то­рый до са­мой смер­ти вер­хов­но­го в 1840 г. так ни ра­зу бо­лее и не со­зы­вал­ся.

1814-1840 го­ды от­ме­че­ны в Па­раг­вае и же­лез­ным за­на­ве­сом, и стро­итель­с­т­вом но­во­го об­щес­т­ва в от­дель­но взя­той стра­не. Вы­рос мел­кий крес­ть­ян­с­кий и ре­мес­лен­ный сек­тор, бед­ней­шие хо­зяй­ст­ва пе­ри­оди­чес­ки под­тя­ги­ва­лись до сред­не­го уров­ня. А ря­дом за счет соб­с­т­вен­нос­ти, от­ня­той у ис­пан­цев, сво­ей бур­жу­азии и цер­к­ви, воз­ник­ли гос­хо­зы («эстан­сии Ро­ди­ны») и го­су­дар­с­т­вен­ные ма­ну­фак­ту­ры, где ши­ро­ко при­ме­нял­ся труд нег­ров-ра­бов и зак­лю­чен­ных - вра­гов на­ро­да. Все про­из­вод­с­т­во жес­т­ко рег­ла­мен­ти­ро­ва­лось го­су­дар­с­т­вом, ус­та­нав­ли­вав­шим, сколь­ко и че­го про­из­во­дить. Про­дук­тив­ность и ка­чес­т­во тру­да «сти­му­ли­ро­ва­лись» реп­рес­си­ями. Час­т­ная тор­гов­ля бы­ла низ­ве­де­на до уров­ня го­род­с­ко­го ба­за­ра, ос­таль­ные звенья об­ме­на и рас­п­ре­де­ле­ния ого­су­дар­с­т­в­ле­ны. Го­су­дар­с­т­во дик­то­ва­ло це­ны, соз­да­ло свои лав­ки, нор­ми­ро­ва­ло от­пуск де­фи­ци­та, бес­п­лат­но рас­п­ре­де­ля­ло сре­ди бед­ней­ших скот, одеж­ду, до­маш­нюю ут­варь и т. д.

Скудные, но рав­ные ма­те­ри­аль­ные ус­ло­вия жиз­ни на­ро­да до­пол­ня­лись ра­вен­с­т­вом ду­хов­ным. В стра­не - впер­вые в Ла­тин­с­кой Аме­ри­ке - бы­ло вве­де­но обя­за­тель­ное бес­п­лат­ное на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, и в Па­раг­вае той эпо­хи, как от­ме­ча­ли оче­вид­цы, ред­ко мож­но бы­ло встре­тить муж­чи­ну, не умев­ше­го чи­тать и пи­сать. Бо­лее же вы­со­кое об­ра­зо­ва­ние не­ко­то­рых на­ру­ша­ло ра­вен­с­т­во и рож­да­ло оп­по­зи­цию, по­это­му в 1822 г. все сред­нее и выс­шее об­ра­зо­ва­ние в стра­не бы­ло поп­рос­ту лик­ви­ди­ро­ва­но.

Над этим об­щес­т­вом ра­вен­с­т­ва воз­вы­ша­лось все­силь­ное бю­рок­ра­ти­чес­кое го­су­дар­с­т­во, в ко­то­ром ис­пол­ни­тель­ная власть под­ме­ня­ла со­бой все ос­таль­ные, а ее ни­ти еди­но­лич­но удер­жи­вал в ру­ках Фран­сиа. Од­на­ко на­род был до­во­лен сво­ей жиз­нью, бо­ял­ся, но и чтил лю­би­мо­го вож­дя, был го­тов на ве­ли­чай­шие жер­т­вы ра­ди за­щи­ты соз­дан­но­го строя. Дис­си­ден­тов же вов­ре­мя вы­яв­ля­ла и ус­т­ра­ня­ла тай­ная по­ли­ция с по­мощью се­ти ос­ве­до­ми­те­лей.

Буржуазные ре­во­лю­ции с от­пе­чат­ка­ми на­род­ных тре­бо­ва­ний ха­рак­тер­ны для ос­таль­ной Ис­пан­с­кой Аме­ри­ки, за ис­к­лю­че­ни­ем Ку­бы и Пу­эр­то-Ри­ко, ос­та­вав­ших­ся ко­ло­ни­ями до кон­ца XIX в. Ок­ку­па­ция Ис­па­нии и пле­не­ние ко­ро­ля Фер­ди­нан­да VII фран­цу­за­ми су­ли­ли мес­т­ной кре­оль­с­кой вер­хуш­ке быс­т­рый ус­пех; она, опи­ра­ясь лишь на свое опол­че­ние, лик­ви­ди­ро­ва­ла ко­ло­ни­аль­ный ре­жим и пы­та­лась до­вер­шить эк­с­п­роп­ри­ацию ин­дей­цев-общин­ни­ков, мел­ких крес­ть­ян, сох­ра­нить раб­с­т­во нег­ров или от­да­лить его от­ме­ну. Сре­ди ан­ти­на­род­ных ре­во­лю­ци­он­ных дек­ре­тов осо­бо вы­де­ля­лись «Рег­ла­мент льяно­сов» 1812 г. в Ве­не­су­эле и за­ко­ны 1811-1812 гг. для ар­ген­тин­с­кой пам­пы, дек­рет ре­во­лю­ци­он­ной хун­ты Бо­го­ты (сто­ли­цы Но­вой Гра­на­ды) от 1810 г. о рас­п­ро­да­же об­щин­ных зе­мель. Мас­со­вые вос­ста­ния ра­бов, а за­тем и пас­ту­хов-льяне­ро под ло­зун­гом «Да здрав­с­т­ву­ет Фер­ди­нанд VII!» сме­ли ре­во­лю­ци­оне­ров Ве­не­су­элы без по­мо­щи ис­пан­цев, а в Но­вой Гра­на­де важ­ный вклад в их раз­г­ром внес­ли ин­дей­цы-общин­ни­ки. К 1815 г. толь­ко в Бу­энос-Айре­се еще теп­лил­ся очаг кре­оль­с­кой ре­во­лю­ции, хо­тя и там ей при­хо­ди­лось во­евать с пас­ту­ха­ми.

В Мек­си­ке, на­обо­рот, на­ча­ло арес­тов ис­пан­ца­ми ру­ко­во­ди­те­лей рас­к­ры­то­го кре­оль­с­ко­го за­го­во­ра по­бу­ди­ло кре­оль­с­ких ре­во­лю­ци­оне­ров ис­кать спа­се­ния в сроч­ной ор­га­ни­за­ции мас­со­во­го вос­ста­ния. Тру­до­вой люд лег­ко от­к­лик­нул­ся на при­зыв свя­щен­ни­ка Ми­ге­ля Идаль­го, сос­то­яв­ше­го в за­го­во­ре, но быс­т­ро пе­ре­рос уго­то­ван­ные ему рам­ки и под на­ци­ональ­ны­ми ло­зун­га­ми раз­вя­зал вой­ну про­тив всех уг­не­та­те­лей - ис­пан­цев и кре­олов, по­ка их же объ­еди­нен­ной ко­али­ци­ей не был по­вер­г­нут в 1815 г. Точ­но так же по­ве­ла се­бя кре­оль­с­кая вер­хуш­ка Пе­ру во вре­мя вос­ста­ния Ту­па­ка Ама­ру, ко­то­рое так ее на­пу­га­ло, что во вре­мя вой­ны за не­за­ви­си­мость она уже не по­мыш­ля­ла о са­мос­то­ятель­ной борь­бе и бла­го­по­луч­но дож­да­лась ос­во­бож­де­ния Пе­ру ар­ми­ями со­сед­них стран.

Тем не ме­нее на­род­ные дви­же­ния и в тех слу­ча­ях, ког­да на пер­вых по­рах ду­ши­ли кре­оль­с­кую ре­во­лю­цию и ког­да са­ми они ока­зы­ва­лись по­беж­ден­ны­ми аль­ян­сом кре­олов и ис­пан­цев, ока­за­ли ог­ром­ное воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие вто­ро­го, по­бе­до­нос­но­го эта­па вой­ны за не­за­ви­си­мость (1816-1826). Они впер­вые зас­та­ви­ли кре­оль­с­кую бур­жу­азию всерь­ез за­нять­ся со­ци­аль­ны­ми воп­ро­са­ми, и по­то­му к лик­ви­да­ции ко­ло­ни­ализ­ма здесь при­ба­ви­лись от­ме­на раб­с­т­ва нег­ров, по­душ­ной по­да­ти и тру­до­вой по­вин­нос­ти ин­дей­цев, ра­вен­с­т­во граж­дан пе­ред за­ко­ном не­за­ви­си­мо от цве­та ко­жи, кое-где на­де­ле­ние сол­дат ре­во­лю­ци­он­ных ар­мий зем­лей и т. п. Раз­ру­ше­ни­ем оди­оз­ных форм уг­не­те­ния, за­во­ева­ни­ем оп­ре­де­лен­ных прав и т. д. на­род­ные мас­сы при­нуж­да­ли бур­жу­азию к по­ис­кам но­вых форм ор­га­ни­за­ции про­из­вод­с­т­ва, тру­да, граж­дан­с­ко­го об­щес­т­ва, сво­его по­ли­ти­чес­ко­го гос­под­с­т­ва. Без борь­бы ни­зов ни­че­го это­го не бы­ло бы, о чем крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­с­т­ву­ют скуд­ные ито­ги кре­оль­с­кой ре­во­лю­ции 1822 г. в Бра­зи­лии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.