Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономический строй.



 

Хотя ос­ва­ива­лась Аме­ри­ка раз­ны­ми ев­ро­пей­ски­ми дер­жа­ва­ми и в раз­ные ис­то­ри­чес­кие эпо­хи, тем не ме­нее со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кий строй в ко­ло­ни­ях оп­ре­де­лял­ся не раз­ли­чи­ями меж­ду ко­ло­ни­за­то­ра­ми, а преж­де все­го при­род­но-кли­ма­ти­чес­ки­ми и де­мог­ра­фи­чес­ки­ми осо­бен­нос­тя­ми ко­ло­ни­зу­емых тер­ри­то­рий. Так, на рас­по­ло­жен­ных в тро­пи­ках и суб­т­ро­пи­ках ос­т­ро­вах Ка­риб­с­ко­го бас­сей­на, по­бе­режье Ве­не­су­элы, Но­вой Гра­на­ды (сов­ре­мен­ная Ко­лум­бия), Бра­зи­лии и в Гви­ане до по­яв­ле­ния ев­ро­пей­цев про­жи­ва­ли ин­дей­ские пле­ме­на охот­ни­ков, со­би­ра­те­лей и при­ми­тив­ных зем­ле­дель­цев, ма­ло или вов­се не при­год­ные для эк­с­п­лу­ата­ции. И не­за­ви­си­мо от то­го, дос­та­лись ли эти зем­ли ибе­рий­ским ко­ло­ни­за­то­рам или же ан­г­ли­ча­нам, фран­цу­зам, гол­лан­д­цам, здесь пов­се­мес­т­но ко­рен­ное на­се­ле­ние ис­чез­ло; ос­но­вой же эко­но­ми­ки ста­ло план­та­ци­он­ное хо­зяй­ст­во, дос­тав­ляв­шее Ев­ро­пе трос­т­ни­ко­вый са­хар, хло­пок, ка­као, ко­фе и дру­гие тро­пи­чес­кие куль­ту­ры, а для ра­бо­ты на план­та­ци­ях из Аф­ри­ки за­во­зи­лись чер­но­ко­жие ра­бы.

Безжалостно ис­т­реб­ля­лись ко­че­вые пле­ме­на ин­дей­цев так­же в уме­рен­ных и близ­ких к ним кли­ма­ти­чес­ких зо­нах, как то: на Ла-Пла­те, в Чи­ли, юго-за­пад­ных рай­онах Бра­зи­лии, на се­ве­ре Мек­си­ки. И хо­тя хо­зяй­ни­ча­ли на этих тер­ри­то­ри­ях ибе­рий­цы, здесь скла­ды­ва­лись круп­ные цен­т­ры ско­то­вод­с­т­ва и хле­бо­па­шес­т­ва, ко­то­рые и по эт­ни­чес­ко­му сос­та­ву на­се­ле­ния ма­ло чем от­ли­ча­лись от ан­г­лий­ских, фран­цуз­с­ких, гол­лан­д­с­ких пе­ре­се­лен­чес­ких ко­ло­ний в Се­вер­ной Аме­ри­ке, Юж­ной Аф­ри­ке, Ав­с­т­ра­лии или Но­вой Зе­лан­дии.

Иное де­ло зах­ва­чен­ные Ис­па­ни­ей цен­т­раль­ные и юж­ные Мек­си­ка и Но­вая Гра­на­да, Гва­те­ма­ла, Саль­ва­дор, Пе­ру (ны­не Пе­ру и Бо­ли­вия). Их ска­зоч­ные бо­гат­с­т­ва сос­тав­ля­ли не толь­ко мес­то­рож­де­ния зо­ло­та, се­реб­ра, изум­ру­дов, но и ко­рен­ное на­се­ле­ние, соз­дав­шее вы­со­ко­раз­ви­тые ин­дей­ские ци­ви­ли­за­ции май­я, ац­те­ков, ин­ков, чиб­ча. Эти на­ро­ды на­хо­ди­лись на той сту­пе­ни об­щес­т­вен­но­го раз­ви­тия, ко­то­рая бы­ла ха­рак­тер­на для древ­них стран Вос­то­ка с ази­ат­с­ким спо­со­бом про­из­вод­с­т­ва и го­су­дар­с­т­вом в фор­ме дес­по­тии. Они об­ла­да­ли ты­ся­че­лет­ни­ми тру­до­вы­ми на­вы­ка­ми в зем­ле­де­лии, ре­мес­лах, гор­но­до­бы­че, бы­ли при­выч­ны к эк­с­п­лу­ата­ции сво­ей го­су­дар­с­т­вен­ной бю­рок­ра­ти­ей и пред­с­тав­ля­ли для ко­ло­ни­за­то­ров цен­ную ра­бо­чую си­лу. Ра­зу­ме­ет­ся, звер­с­т­ва ис­пан­цев слу­ча­лись и здесь, но все же об­щим пра­ви­лом их по­ве­де­ния бы­ло стрем­ле­ние ис­поль­зо­вать в сво­их ин­те­ре­сах об­щин­ную ор­га­ни­за­цию и обы­чаи або­ри­ге­нов, точ­но так же как в по­хо­жих ус­ло­ви­ях Ин­до­не­зии, Ин­до­ки­тая, Ин­дии или Ближ­не­го Вос­то­ка пос­ту­па­ли гол­лан­д­с­кие, фран­цуз­с­кие и ан­г­лий­ские ко­ло­ни­за­то­ры.

Начальной фор­мой эк­с­п­лу­ата­ции ин­дей­ской об­щи­ны бы­ла эн­комь­ен­да, зак­лю­чав­ша­яся в пе­ре­да­че от­ли­чив­шим­ся кон­кис­та­до­рам не­ко­то­ро­го чис­ла об­щин на «по­пе­че­ние». Ин­дей­цы про­дол­жа­ли вес­ти хо­зяй­ст­во на об­щин­ной зем­ле под уп­рав­ле­ни­ем сво­их вож­дей - ка­си­ков или ку­ра­ков, но за «опе­ку» от­да­ва­ли часть про­из­ве­ден­но­го про­дук­та и ока­зы­ва­ли «лич­ные ус­лу­ги» кон­кис­та­до­рам, тру­дясь на при­над­ле­жав­ших тем по­лях, при­ис­ках, ма­ну­фак­ту­рах, в руд­ни­ках или по до­му. По фор­ме это бы­ли те же «ази­ат­с­кие» по­вин­нос­ти, ко­то­рые преж­де об­щи­ны нес­ли в поль­зу сво­ей зна­ти и го­су­дар­с­т­ва. И об­рок, и от­ра­бот­ки ин­дей­цев пред­п­ри­им­чи­вые «по­пе­чи­те­ли» ис­поль­зо­ва­ли не толь­ко для лич­но­го пот­реб­ле­ния, но и как то­ва­ры, в том чис­ле про­да­вая от­ра­бот­ки сво­их ин­дей­цев тем из ко­ло­нис­тов, ко­то­рые эн­комь­ен­дой не об­ла­да­ли.

Когда чис­лен­ность пред­п­ри­ни­ма­те­лей вы­рос­ла, а ин­дей­цев - сок­ра­ти­лась и об­щая нех­ват­ка ра­бо­чих рук на­ча­ла вы­зы­вать не­до­воль­с­т­во у арен­да­то­ров «лич­ных ус­луг», эта сис­те­ма бы­ла из­ме­не­на так на­зы­ва­емы­ми Но­вы­ми за­ко­на­ми (40-е го­ды XVI в.). Чис­ло эн­комь­енд рез­ко сок­ра­ти­лось, а у их вла­дель­цев бы­ло от­ня­то пра­во на «лич­ные ус­лу­ги». Об­щин­ное зем­лев­ла­де­ние ук­реп­ля­лось ус­та­нов­ле­ни­ем ми­ни­маль­ных раз­ме­ров паш­ни и эхи­до - об­щин­но­го пас­т­би­ща. По­дав­ля­ющее боль­шин­с­т­во об­щин­ни­ков ока­за­лось под не­пос­ред­с­т­вен­ной опе­кой ко­ро­ны и об­ла­га­лось по­душ­ной по­датью в де­неж­ной фор­ме. В ос­нов­ном день­га­ми пред­пи­сы­ва­лось взи­мать и об­рок в эн­комь­ен­дах.

Вынужденные до­бы­вать день­га об­щи­ны втя­ги­ва­лись в то­вар­но-де­неж­ные от­но­ше­ния раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. На­ибо­лее рас­п­рос­т­ра­нен­ный из них опять-та­ки опи­рал­ся на «ази­ат­с­кую» тра­ди­цию ин­дей­ской об­щи­ны, сос­то­яв­шую в том, что в до­ко­лум­бо­вые вре­ме­на ин­дей­цы-общин­ни­ки, по­доб­но древ­ним егип­тя­нам, по­оче­ред­но от­бы­ва­ли тру­до­вую по­вин­ность на стро­итель­с­т­ве пи­ра­мид, хра­мов, ка­на­лов, до­рог и дру­гих объ­ек­тов об­ще­го­су­дар­с­т­вен­но­го зна­че­ния. От­ме­нив «лич­ные ус­лу­ги», ко­ло­ни­аль­ные влас­ти ор­га­ни­зо­ва­ли от­п­рав­ку ин­дей­цев то­же на «общие» ра­бо­ты и да­же сох­ра­ни­ли ин­дей­ские наз­ва­ния та­кой по­вин­нос­ти - ми­та в Юж­ной Аме­ри­ке, ко­ате­киль в Мек­си­ке и т. п. Од­на­ко чис­ло рек­ру­тов и про­дол­жи­тель­ность от­ра­бо­ток уве­ли­чи­лись, а мес­том их от­бы­ва­ния ста­ли глав­ным об­ра­зом руд­ни­ки, вла­дель­цы ко­то­рых обя­зы­ва­лись оп­ла­чи­вать труд ин­дей­цев че­рез об­щин­ные кас­сы. Эта сис­те­ма ос­та­ва­лась глав­ной фор­мой эк­с­п­лу­ата­ции ин­дей­ской об­щи­ны в Ис­пан­с­кой Аме­ри­ке до на­ча­ла XVI­II в.

Негры-рабы и ин­дей­ское об­щин­ное крес­ть­ян­с­т­во бы­ли са­мы­ми уг­не­тен­ны­ми, но не един­с­т­вен­ны­ми об­щес­т­вен­ны­ми клас­са­ми, сос­тав­ляв­ши­ми ос­но­ва­ние со­ци­аль­ной пи­ра­ми­ды в ко­ло­ни­ях. Хо­тя ев­ро­пей­цы ус­т­рем­ля­лись в Но­вый Свет ра­ди быс­т­рой на­жи­вы и круп­ные сос­то­яния дей­ст­ви­тель­но слу­ча­лось ско­ло­тить как знат­но­му дво­ря­ни­ну Эр­на­ну Кор­те­су, по­ко­ри­те­лю Мек­си­ки, так и нег­ра­мот­но­му в прош­лом сви­но­па­су Фран­сис­ко Пи­сар­ро, за­во­ева­те­лю Пе­ру, боль­шин­с­т­во пе­ре­се­лен­цев и их бе­лых по­том­ков, кре­олов, ос­та­ва­лись все же бед­ня­ка­ми. Вмес­те с груп­па­ми сме­шан­но­го на­се­ле­ния - ме­ти­са­ми, му­ла­та­ми, сам­бо или воль­но­от­пу­щен­ны­ми нег­ра­ми и по­ки­дав­ши­ми об­щи­ны ин­дей­ца­ми - бе­лые бед­ня­ки иног­да на­де­ля­лись мел­ки­ми пар­цел­ла­ми, а ча­ще са­мо­чин­но осе­да­ли на ре­ален­го­вых (ко­ро­лев­с­ких) пус­ты­рях, ве­дя мел­ко­то­вар­ное, по­лу- и пол­нос­тью на­ту­раль­ное крес­ть­ян­с­кое хо­зяй­ст­во, охо­ти­лись на оди­чав­ший скот, ста­но­ви­лись арен­да­то­ра­ми в круп­ных по­мес­ть­ях, на­ни­ма­лись на се­зон­ные ра­бо­ты в де­рев­не, за­ни­ма­лись мел­кой тор­гов­лей и ре­мес­ла­ми в го­ро­дах, тру­ди­лись в гор­но­до­бы­ва­ющих цен­т­рах, пе­ре­би­ва­лись слу­чай­ны­ми за­ра­бот­ка­ми. Вся эта со­ци­аль­но и эт­ни­чес­ки пес­т­рая мас­са сво­бод­но­го мел­ко­го крес­ть­ян­с­т­ва и го­род­с­ких ни­зов так­же под­вер­га­лась эк­с­п­лу­ата­ции, но в иных фор­мах и иной сте­пе­ни.

Верхнюю сту­пень об­щес­т­ва за­ни­ма­ли выс­шие чи­нов­ни­ки ко­ло­ни­аль­но­го ап­па­ра­та и цер­к­ви, вла­дель­цы зо­ло­тых при­ис­ков и руд­ни­ков, пре­ус­пе­вав­шие тор­гов­цы, су­дов­ла­дель­цы и про­мыш­лен­ни­ки, круп­ные зем­лев­ла­дель­цы, к чис­лу ко­то­рых в Ибе­ро-Аме­ри­ке от­но­си­лись ка­то­ли­чес­кая цер­ковь и мо­на­шес­кие ор­де­на. Пос­коль­ку нед­ра при­над­ле­жа­ли ко­ро­не и толь­ко сда­ва­лись в арен­ду, са­мой на­деж­ной и прес­тиж­ной соб­с­т­вен­нос­тью счи­та­лась нед­ви­жи­мость, в пер­вую оче­редь зем­ля. Соб­с­т­вен­ность на нее сох­ра­ня­ла ро­ди­мые пят­на фе­одаль­но­го пра­ва в те­че­ние всей ко­ло­ни­аль­ной эпо­хи, так как ле­галь­ным ка­на­лом ее по­лу­че­ния ос­та­ва­лось лишь ко­ро­лев­с­кое по­жа­ло­ва­ние. Но и в XVI в. час­т­ные ли­ца че­рез че­ты­ре го­да пос­ле по­жа­ло­ва­ния об­ре­та­ли пол­ные пра­ва на учас­т­ки и мог­ли рас­по­ря­жать­ся ими как угод­но, в том чис­ле про­да­вать. В ис­пан­с­ких ко­ло­ни­ях, кро­ме то­го, с 1591 г. не­ле­галь­ные поль­зо­ва­те­ли зем­лей мог­ли уза­ко­нить вла­де­ния за оп­ре­де­лен­ную пла­ту в каз­ну; ас 1631 г. по­жа­ло­ва­ние и пла­та в каз­ну осу­щес­т­в­ля­лись од­нов­ре­мен­но, что фак­ти­чес­ки на­по­ми­на­ло уже про­да­жу зем­ли в час­т­ную соб­с­т­вен­ность. Не­от­чуж­да­емы­ми и не­де­ли­мы­ми, по­ми­мо зе­мель ин­дей­ских об­щин и ре­ален­го­вых пус­ты­рей­, ос­та­ва­лись об­шир­ные цер­ков­ные вла­де­ния и нем­но­го­чис­лен­ные май­ора­ты.

Хозяйства час­т­ных лиц, за ис­к­лю­че­ни­ем от­да­лен­ных и изо­ли­ро­ван­ных рай­онов, соз­да­ва­лись с са­мо­го на­ча­ла в ос­нов­ном для про­из­вод­с­т­ва то­ва­ров на внеш­ний и внут­рен­ний ры­нок. Рас­п­рос­т­ра­нял­ся в ко­ло­ни­ях и на­ем­ный труд, осо­бен­но в гор­но­до­бы­че ря­да рай­онов Мек­си­ки и в сель­с­ком хо­зяй­ст­ве Ибе­ро-Аме­ри­ки. Од­на­ко сла­бая за­се­лен­ность Но­во­го Све­та, на­ли­чие там гро­мад­ных мас­си­вов не­за­ня­той зем­ли да и сам ран­не­ка­пи­та­лис­ти­чес­кий ха­рак­тер эпо­хи пре­пят­с­т­во­ва­ли мас­со­вой эк­с­п­роп­ри­ации не­пос­ред­с­т­вен­ных про­из­во­ди­те­лей и фор­ми­ро­ва­нию рын­ка де­ше­вой ра­бо­чей си­лы, и, как след­с­т­вие, на­ем­ные ра­бо­чие ру­ки об­хо­ди­лись слиш­ком до­ро­го. Так, нап­ри­мер, в XVI­II в. шах­те­ры мек­си­кан­с­ких се­реб­ря­ных руд­ни­ков по­лу­ча­ли за свой труд до вось­мой час­ти до­бы­то­го се­реб­ра и не раз за­бас­тов­ка­ми сры­ва­ли по­пыт­ки хо­зя­ев сни­зить эту до­лю или за­ме­нить ее де­неж­ной фор­мой за­ра­бот­ной пла­ты. По этой при­чи­не в чис­том ви­де на­ем­ный труд при­ме­нял­ся ред­ко и ча­ще там, где (как, нап­ри­мер, в эк­с­тен­сив­ном ско­то­вод­с­т­ве) тре­бо­ва­лось нем­но­го ра­бот­ни­ков. За­то ши­ро­кое рас­п­рос­т­ра­не­ние во всех от­рас­лях про­из­вод­с­т­ва по­лу­чи­ли ли­бо сме­шан­ные фор­мы эк­с­п­лу­ата­ции - нап­ри­мер, при­вя­зы­ва­ние ра­бот­ни­ков к хо­зя­евам дол­го­вой ка­ба­лой­, при­нуж­де­ние об­щин­ни­ков к оп­ла­чи­ва­емо­му тру­ду (ми­та), ли­бо да­же пря­мое вне­эко­но­ми­чес­кое при­нуж­де­ние - труд ка­тор­ж­ни­ков из Ев­ро­пы, раб­с­т­во нег­ров и т. п.

Социальные раз­ли­чия в ко­ло­ни­ях ус­лож­ня­лись ра­со­вы­ми. Те­оре­ти­чес­ки цвет ко­жи сам по се­бе не оп­ре­де­лял со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ин­ди­ви­да, от­че­го в низ­ших сло­ях об­щес­т­ва встре­ча­лись бе­лые бед­ня­ки, а сре­ди бо­га­той вер­хуш­ки - ин­дей­цы, вла­дев­шие круп­ны­ми ла­ти­фун­ди­ями, или му­ла­ты и да­же воль­но­от­пу­щен­ные нег­ры, ко­то­рым, нап­ри­мер, на фран­цуз­с­кой час­ти Га­ити при­над­ле­жа­ла чет­верть всех план­та­ций и пя­тая часть ра­бов. Од­на­ко бе­лый цвет ко­жи имел ре­ша­ющее зна­че­ние при за­ня­тии пос­тов в ко­ло­ни­аль­ном ап­па­ра­те, учас­тии в ор­га­нах мес­т­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния (аюн­тамь­ен­то и ка­биль­до в Ис­пан­с­кой Аме­ри­ке, му­ни­ци­паль­ных па­ла­тах в Бра­зи­лии, ко­ло­ни­аль­ных соб­ра­ни­ях в Бри­тан­с­кой Вест-Индии), но­ше­нии ору­жия и ев­ро­пей­ской одеж­ды, дос­ту­пе к об­ра­зо­ва­нию и т. п.

Среди бе­ло­го на­се­ле­ния име­лось не­ма­ло тре­ний меж­ду вы­ход­ца­ми из мет­ро­по­лий и кре­ола­ми, пос­коль­ку в ор­га­нах уп­рав­ле­ния на уров­не ви­це-ко­ро­лев­с­т­ва, ге­не­рал-ка­пи­тан­с­т­ва или гу­бер­на­тор­с­т­ва гос­под­с­т­во­ва­ли пер­вые, в то вре­мя как за вто­ры­ми ос­та­ва­лись ор­га­ны мес­т­но­го са­мо­уп­рав­ле­ния и ко­ло­ни­аль­ное опол­че­ние, приз­ван­ное вмес­те с гар­ни­зо­на­ми ре­гу­ляр­ных войск от­ра­жать внеш­нюю аг­рес­сию или под­дер­жи­вать внут­рен­ний по­ря­док. Но и те и дру­гие рев­нос­т­но от­с­та­ива­ли свои при­ви­ле­гии от при­тя­за­ний со сто­ро­ны «цвет­ных».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.