Программно-информационные комплексы автоматизированной обучающей системы (АОС) предназначены для обучения, тренинга, контроля знаний (аггестации) и повышения квалификации оперативных работников хозяйства перевозок, в первую очередь поездных и узловых диспетчеров (ДГЦ, ДНЦ, ДНЦУ) и дежурных по станциям и паркам (ДСП, ДСПП), и дают возможность осуществлять в автоматизированном режиме:
1) обучение профессионально важным знаниям;
2) контроль знаний и аттестацию;
3) тренинг навыкам работы на ПЭВМ;
4) тренинг навыкам работы на пульте диспетчерской централизации
(ДЦ);
5) тренинг навыкам работы на пультах электрической и маршрутно-релейной централизации (ЭЦ, МРЦ);
6) тренинг навыкам выполнения основных технологических функций и освоение умения самостоятельно работать в роли ДНЦ, ДНЦУ, ДСП, ДСПП;
7) тренинг навыкам работы в условиях неисправности устройств СЦБ, нестандартных, экстремальных и аварийных ситуаций;
8) контроль за ходом обучения.
На компьютеры устанавливаются АОС и имитационные тренажеры (ИТ), функционирующие как в локальном, таки в групповом (посредством локальной вычислительной сети (ЛВС) учебного класса) режиме работы.
АОС включают в себя:
1) компьютерный учебник;
2) систему обучения и контроля знаний;
3) систему аттестации;
4) ситуационные тренажеры ДНЦ и ДСП;
5) средства инструктора;
6) сетевой компьютерный тренажер ДСП, имитирующий работу на пультах ЭЦ и МРЦ;
7) сетевой компьютерный тренажер ДНЦ, имитирующий работу на посту ДЦ,ДК;
8) помощь (методические и учебные материалы);
9) систему протоколирования учебного процесса;
10) систему протоколирования деятельности обучаемых;
11) систему настройки (рис. 11.2).
Компьютерный учебникобеспечивает порционное предъявление учебного материала для изучения по запросу пользователя. Переход от одной порции материала к другой или к более подробному изложению осуществляется с помощью системного меню. Меню представляет собой подробное содержание учебного материала и имеет многоуровневую структуру. Визуально уровни отличаются расположением окон на экране монитора (рис. 11.3).
С помощью сервисных программ можно изменять, добавлять, исключать и распечатывать учебные материалы, имеющиеся в базе знаний (профессионально важных сведений).
Структура
документов,
вопросы
Должности (минимальный объем знаний)
Модуль
формирования
билетов
Протоколы
и
Инструктор
Рис. 11.2. Структура АОС
Регистрация Обучение Контроль 1ренажер Инструктор Помощь Настройка
Диспетчерская система оперативного управления перевозочным процессом
Технология работы и техническое оснащение станций
Техническое оснащение и технология работы участков и узлов
Граоик движения поездов* пропускная и провозная способность участков
Организация движения при различных средствах связи и их неиспр.
Оперативное планирование, регулирование, анализ эксплуатационной работы
Приемы и технология опер, диспатч, регулнр-я экспл» работы
Классификация диспетчерских регулировочных приемов и пер Регулировочные приемы и технология на диспетчерских кругах отделен
Ий |
Приемы поиьшения участковой скорости движения груз.поездов Приемы повышения участковой скорости движения ... <продолж.> Приемы повышения перерабатывающей способности тех.станций Приемы ускорения продвижения вагонов и доставки грузов Приемы ускорения продвижения вагонов и доставки ... Спродолж.) Приемы улучшения использования локомотивов Приемы,осуществляемые при предоставлении "окон"
Система контроля знаний и аттестациивключает свыше 1000 контрольных блоков по содержанию Правил технической эксплуатации, Инструкции по сигнализации, Инструкции по организации движения поездов на железных дорогах РФ и других инструкций и регламентов отраслевого характера.
Каждый контрольный блок включает в себя текст вопроса, тексты вариантов ответа, номер правильного ответа (ответов), подсказку (наводящий вопрос) и сжатый текст правильного ответа со ссылкой па источник (рис. 11.4). Тексты дополнены графическими изображениями, звуковым сопровождением.
При самоконтроле обучаемому разрешается пользоваться двумя уровнями подсказок и пояснений в случае изучения материалов системы «Контроль знаний» и в случае неправильных ответов на предъявленные вопросы. При работе в режиме «Аттестация» (экзамен) это запрещено.
Ситуационные тренажеры ДНЦ, ДСПпредназначены для формирования в пошаговом режиме устойчивых навыков деятельности в конкретных ситуациях. Они мо1ут использоваться также для контроля и оценки уровня навыков работы в этих ситуациях как в автономном режиме функционирования, так и в связке с имитационными тренажерами ДЦ, ЭЦ, МРЦ (в виде набора вводных, возникающих внезапно в процессе имитации управления движением проездов и маневровой работой на тренажере).
Обучающие примеры (ОП) — ситуации, разработанные методистами-технологами, введены в систему на стадии ее подготовки к сдаче в эксплуатацию. Тексты дополнены иллюстрациями, звуковым сопровождением.