Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация рациональных режимов трудовой деятельности



Вопросы рациональной организации трудовой деятельности операто­ров и в первую очередь режимов труда и отдыха выделены в эргономике в особую группу так называемых организационных факторов. Это не только исключительно важные для практики вопросы, но и серьезные теоретические проблемы. Основная задача рациональной организации деятельности — обеспечение стабильного требуемого уровня работо­способности в течение заданного времени, профилактика утомления и переутомления, сохранение здоровья человека. Главный показатель, на который ориентируется эргономика при определении режима труда и отдыха, — работоспособность человека и ее изменения в процессе самих работы и отдыха.

Характер физических и нервно-психических нагрузок на человека во время его трудовой деятельности позволяет разделить выполняемую им работу на четыре основные категории: легкую, среднюю, тяжелую и очень тяжелую (табл. 11.2— 11.4). Легкую и среднюю работу человек может делать в течение всего рабочего времени без заметной усталости. Тяжелая работа требует сокращения времени работы и ограничения функций, очень тяжелую работу (особенно в экстремальных условиях) можно вы­полнять весьма ограниченное время и с опасностью для жизни.

Работа по индивидуальному плану по эмоциональной нагрузке от­носится к легкой, по установленному графику с возможной корректи­ровкой — к работе средней трудности. Работа при дефиците времени и повышенной ответственности — тяжелая, если же она сопровождается личным риском, опасностью и ответственностью за безопасность дру­гих лиц, то относится к эмоционально очень тяжелой. При анализе нервно-психической нагрузки следует иметь в виду, что сокращение числа и длительности повторяющихся операций за смену сопрово­ждается увеличением числа и длительности новых неповторяющихся

Таблица J 1.2 Основные характеристики физической работы человека


Нагрузка

Легкая

Средняя

Тяжелая


Поза

Сидя Сидя, стоя Сидя, стоя


Расход энергии, кДж/мин 6-12 20-33 33-46


Потребле­ние кисло­рода, л/мин

0,5-1

1-1,5

1,5-2


Частота пульса, уда­ров/мин

80-90

100-125

125-150


Наклоны

> 30° за

смену

50-100 100-300



Таблица 11.3

Основные характеристики нервно-психической нагрузки человека по вниманию

 

Нагрузка Число одновре­менно контроли­руемых объектов Доля времени сосре­доточенного наблю­дения за смену, % Средняя плот­ность поступле­ния сигналов в 1 ч
Легкая До 4 До 12 До 15
Средняя 5-7 25-37 75-125
Тяжелая 10-25 50-75 175-300
Очень тяжелая >25 >75 > 300

Таблица 11.4

Основные характеристики нервно-психической нагрузки человека по анализаторным функциям

 

Нагрузка Зрение (размеры объекта, мм) Слух (разни­ца уровней сигнала и шума, дБ) Длительность повторяющих­ся операций за смену, с Доля времени пассивного наблюдения за смену, %
Легкая До 75
Средняя 1-0,5 15-12 100-65 80-85
Тяжелая 0,3-15 6-0 45-20 90-95
Очень тяжелая <0,15 0-5 20-2

движений, которые требуют новых двигательных навыков. Увеличение длительности пассивного наблюдения сокращает время творческой работы оператора.

Работоспособность человека в значительной степени зависит от его физиологического состояния. Исследования показывают, что системы органов человека не в состоянии обеспечить равномерный уровень работоспособности и для нее характерны периодические колебания. Периоды этих колебаний иногда составляют 24 ч и более. Смена фаз сильной и слабой физиологической активности исключительно важна при формировании условий труда.

На биологический ритм влияют смена дневного и ночного осве­щения и другие физико-химические явления окружающей среды. На колебаниях работоспособности сказываются явления социологического и психологического характера. Для эргономики представляет интерес возможность влияния на периодические колебания работоспособности. Исследователи считают, что биологические ритмы — это управляемые


т

40 [■
g 20h ^----- ч. ^-^^ /

о °Г/---------- ^^~^^------- ^S\-------------- -/----

о -20 К ! \ / !

£-4oL | |

ol_J------------ ■-------- ,-------- ,--------- ,--------- ,-------- ■-------- ,-------- !----------- ^

6 9 12 15 18 21 24 3 6 Время, ч

Рис. 11.7. Суточные колебания работоспособности человека

головным мозгом условно-рефлекторные явления адаптации организма к окружающим условиям. При соответствующем закреплении они могут оказаться сравнительно стабильными, но не застывшими.

Изучая причины брака па одном из предприятий, эргономисты про­следили за изменениями работоспособности человека в течение 24 ч, обусловленными его физиологическими особенностями. Оказалось, что колебания работоспособности соответствуют экспериментально доказанным биологическим ритмам. Характер кривой (рис. 11.7) пока­зывает, что при 24-часовом цикле выделяются две фазы с максимальной точкой работоспособности в предобеденные часы и затем через некоторое время после обеда и две фазы с минимальными точками во время обеда и ночью. Типичны для большинства периодических суточных колеба­ний работоспособности две максимальные и две минимальные точки. Максимальная работоспособность отмечается в предобеденные часы, а особенно резко снижается в ночные часы.

Колебания работоспособности в течение рабочего дня характеризуют­ся подъемом и спадом. Спад работоспособности — обратимый процесс. Влияющие на него факторы теряют действие после отдыха. Для эргономи­стов важно, что ощущение отдыха может наступить сравнительно скоро, но полное восстановление сил требует достаточно длительного времени (рис. 11.8). Период спада работоспособности наступает при всякой дея­тельности, поэтому важно уметь контролировать его, добиваясь полного восстановления работоспособности.

Как уже отмечалось, на процесс труда влияют перерывы в работе. Они необходимы для восстановления работоспособности, достижения равно­мерной высокой производительности труда. Эффективность перерывов


А

<->

о

s

Время Рис. 11.8. График полного восстановления сил человека

зависит от их числа, времени и продолжительности, что определяется спецификой труда. Наиболее целесообразно устраивать перерывы перед значительным снижением работоспособности. Потеря рабочего времени во время перерыва возмещается, как правило, повышением работоспо­собности после него. Благодаря этому можно сохранить относительно постоянную работоспособность.

Опыт показывает, что шесть пауз по 1,5 мин в течение 8-часовой смены увеличивают выпуск продукции на 6,4 %, а шесть пауз по 3 мин — на 11,1 %. Однако возможность повышения производительности труда благодаря правильно установленным перерывам используется в промышленности неполно. Частично это объясняется недостатком исследований, которые могли бы определить оптимальные число, время и продолжительность паузы в работе.

Чем больше условия внешней среды отклоняются от оптимальных, тем быстрее наступает утомление и снижается работоспособность. Ма­териальные факторы внешней среды вызывают соответствующие физио­логические реакции человека. Например, шум раздражает органы слуха, вызывает утомление человека, что может привести к функциональным изменениям в центральной нервной системе, системе кровообращения и др. Различные физические и химические факторы среды действуют одновременно, при этом их влияние на человека может взаимно усили­ваться или ослабляться.

Вес пути и способы, которые отдаляют утомление, делят на специфи­ческие и неспецифические. К первым относятся подготовка оператора к профессиональной деятельности и рациональная организация рабочего процесса (организация рабочего места и физиологические приемы и на-


выки, которые соответствуют физиологическим особенностям систем организма). Необходимо точно знать структуру рабочего процесса и разрабатывать рекомендации по организации конкретного вида труда. Неспецифические способы поддержания работоспособности связаны в основном не с особенностями труда, а с воспитанием и общей физической подготовкой человека.

В зависимости от вида труда необходимы такие оздоровительные меры, которые снижали бы развивающееся во время трудовой деятель­ности утомление. Наиболее эффективны те из них, которые нормализуют активную трудовую деятельность. Для поддержания высокого уровня работоспособности следует организовать ритмичную работу, исключив случайные перебои. Нарушение нормального ритма работы или простои не отдаляют утомление, а, наоборот, могут его ускорить.

Одним из важных физиологических мероприятий по снятию утомле­ния является правильный режим труда и отдыха. Чередование периодов работы и перерывов для отдыха должно быть обосновано физиологиче­ски и психологически. При организации отдыха необходимо учитывать особенности восстановления функционального состояния после работы. Если к концу работы утомление было значительным, то в первый час отдыха состояние организма не изменяется. Восстановление проис­ходит постепенно. При этом в первую очередь восстанавливается работа органов, обеспечивающих жизненно важные функции. Организация от­дыха должна определяться характером работы, а также условиями быта человека и его склонностями. Например, при сосредоточенной работе с повышенным вниманием рекомендуются короткие, но частые перерывы, так как длительные могут привести к потере ритма. Такие же перерывы необходимы и при длительном монотонном труде, однако в период повы­шенной работоспособности они должны быть более короткими, а после появления усталости — более продолжительными.

Рассмотрим некоторые эргономические рекомендации режимов труда и отдыха для представителей железнодорожных профессий: машинистов, поездных диспетчеров, горочных операторов.

Существующий режим труда и отдыха машинистов отличается большим своеобразием. Начало и конец их рабочей смены не фиксированы, как у большинства других профессий, а изменяются от поездки к поездке и при­ходятся на любое время суток. Наиболее прогрессивная форма организации их трудовой деятельности — именной график, в котором на месяц вперед указаны дата и время прихода в депо на тот или иной рейс. Но в некоторых депо сохранена старая, так называемая вызывная система работы: машинисту по возвращении в основное депо указывают, когда он должен явиться на


работу в следующий раз. В других случаях его по телефону или нарочным извещают о времени, когда он должен прибыть на очередной рейс. По при­ходе в депо машинист получает путевой лист, проходит инструктаж о теку­щей обстановке на участке — местах ремонта пути, ограничениях скорости, метеорологической и иной обстановке, получает данные о техническом со­стоянии поезда: массе, длине состава, характере груза, состоянии тормозов. После предрейсового медосмотра машинист принимает локомотив в депо, т.е. проверяет готовность его к поездке, а затем подает к составу.

В пунктах оборота машинисты отдыхают в специальном помещении до получения вызова под состав, следующий в обратном направлении. Правилами установлено, что отдых в пункте оборота должен составлять половину времени предыдущего рейса, но на практике это время часто значительно больше. Таким образом, около четверти свободного лично­го времени машинист проводит не в домашней обстановке, а в пунктах оборота. В зависимости от длины участков обращения машинисты совершают в месяц от 10 до 20 выездов из дома, каждый в среднем про­должительностью от 10 до 16 ч, а нередко и больше. Так как машинистов в пути подменить обычно невозможно, многие из них систематически работают сверхурочно.

На ряде дорог страны 42 % поездок «с оборотом» (т.е. в одну сторону) занимают до 6 ч; 36 % — от 6 до 8 ч; 16 % — от 8 до 10 ч, 5 % — более 10 ч (до 14 ч включительно). Желаемая или предпочитаемая длительность отдыха в пунктах оборота, выявленная опросом нескольких тысяч ма­шинистов, колеблется в пределах 3—5 ч независимо от длительности предшествовавшего рейса. Но только в 14,6 рейса в среднем за месяц общая продолжительность отдыха в пунктах оборота достигает 5—6 ч, т.е. укладывается в желаемый диапазон. Во многих же случаях это время бывает гораздо больше.

К сверхурочным работам привлекается в разные сезоны до 100 % личного состава машинистов, причем на каждого приходится от 6 до 42 ч, а в среднем — 23 ч в месяц. Вместе с тем довольно велики недо­работки по разным причинам (главным образом из-за временной не­трудоспособности, а также компенсаций заранее переработанное время, выполнение общественных поручений и др.) — в среднем 25 ч в месяц на человека. Около 70 % поездок совершается частично или полностью в ночное время. В промышленности, например, при сменной работе на ночное время приходится не более 1/3 месячной нормы, у машинистов же — до 40 % общего рабочего времени.

Таким образом, профессия машиниста магистрального локомотива относится к числу нервно-напряженных, с большой ответственностью


и личным риском, характеризуется относительной гиподинамией и ги­покинезией, главным образом, из-за сидячей рабочей позы и высокого уровня автоматизации управления, монотонностью условий производ­ственной среды. Режим труда отличается непомерно высокой долей работ в ночное время, сверхурочных работ и отдыха вне дома. Эргономически обоснованные предложения по рационализации режима труда и отдыха машинистов следующие:

• ограничение продолжительности поездной работы со скоростью до 70 км/ч в одну сторону до 7—8 ч, а при скоростном движении (более 120 км/ч) — до 5—6 ч;

• предоставление возможности принять горячую пищу во время дли­тельных стоянок на станциях, используя выдачу обедов в основном депо в термосах или доставляя ее на остановках к локомотиву;

• установление продолжительности отдыха в пункте оборота не менее 1/2 и не более 3/4 длительности ранее проработанной смены, за исключе­нием отдыха в ночное время, который может достигать 7—8 ч подряд;

• создание условий для физкультурных упражнений во время работы и в пункте оборота как на открытом воздухе (настольный теннис, во­лейбол), так и в специально оборудованном помещении (велоэргометр, эспандер и другие снаряды);

• запрет на поездки более двух ночей подряд и более 2—3 ночей в не­делю, считая работой в ночное время любой отрезок времени в интервале от 2 до 5 ч по местному времени;

• предоставление еженедельного отдыха в течение 42 ч непрерывно;

• включение спортивных занятий в график подготовки машини­стов в депо;

• диспансеризация локомотивных бригад с учетом данных иредрей-совых медицинских осмотров;

• самые высокие требования к здоровому психологическому клима­ту, в частности, в отношениях руководителей депо и работников других служб с машинистами.

Полный четырехсуточный рабочий цикл поездных диспетчеров состоит из дневной смены, суточного отдыха после нее, ночной смены и двух­суточного отдыха. Наблюдение за функциональным состоянием группы поездных диспетчеров показало, что довольно часто суточного отдыха бывает недостаточно для возвращения показателей к тому уровню, ко­торый наблюдается после двухсуточного отдыха. Создается впечатление, что речь идет о кумуляции физиологических сдвигов неблагоприятного характера, на что указывал и тот факт, что доля лиц с гипертоническими реакциями, а также находящихся в опасной зоне (140—160 мм рт. ст.)


среди работников этой профессии по сравнению с другими значитель­но выше. Часты и случаи недопущения этих лиц к работе, связанной с безопасностью движения, по медицинским показаниям. Значит, даже двухсуточный отдых после напряженной ночной смены недостаточен для полной компенсации нарушений физиологической ритмики. Далее оказалось, что многие обычно рекомендуемые оздоровительные меро­приятия в данных условиях неприменимы. Так, невозможно ввести в режим труда поездных диспетчеров регламентированные перерывы для отдыха и физкультуры в течение столь длительной рабочей смены. Не­возможно даже установить точное время перерыва для приема пищи с отходом от рабочего места. Делается это за рабочим столом, прием пищи продолжается десятки минут и нередко прерывается. Предложения о кратковременной передаче своих функций другому лицу отвергаются самими диспетчерами, так как им трудно овладеть текущей ситуацией после перерыва.

Оказались приемлемыми и получили одобрение рекомендации об одно-двухминутных физических разминках непосредственно на рабо­чем месте. Для этого сконструировано специальное рабочее кресло с регулируемым поворотным и отклоняемым сиденьем и встроенными эспандерами для рук и ног. Сидя в кресле, диспетчер может выполнить с усилием несколько различных движений корпусом, руками и ногами, а также удобно откинуться, вытянуть ноги и поднять их для облегчения оттока крови. Рекомендованы упражнения, направленные либо на про­извольное активное расслабление, либо на активную двигательную раз­минку, в зависимости от самоощущения диспетчера, и указано, в каких ситуациях предпочтительны те или другие.

Госкомитетом по труду и социальным вопросам было принято пред­ложение об установлении для поездных диспетчеров на особо напряжен­ных участках сокращенной до 36 чрабочей недели. При этом, не отменяя 12-часовой длительности смены, представлена возможность в графике работы предусматривать периодически после ночных смен не двое, а трос суток отдыха, что более благоприятно для компенсации и восстановле­ния нарушенного режима «сон—бодрствование». Согласно положениям Трудового кодекса РФ, ежегодный отпуск составляет 28 календарных дней. Диспетчеры поездные имеют дополнительный отпуск 6 рабочих дней, согласно Списку производств, цехов и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.

Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорож­ной санитарии и гигиены (ВНИИЖГ) была рекомендация о преимуще-


ственном предоставлении работникам диспетчерских профессий мест в дневных профилакториях, где они могут провести свободное время после ночной смены в наиболее благоприятных бытовых условиях с до­статочным временем для дневного сна в тихих затемненных помещениях, для занятий физкультурой и прогулок на свежем воздухе. Для людей этих профессий ценное профилактическое мероприятие — назначаемые вра­чом курсы электросна, которые они могут пройти по окончании рабочей смены вблизи своего рабочего места в специально оборудованном для этого кабинете.

Режим работы сортировочной горки не позволяет всем операторам успешно работать, решать производственные задачи. Коэффициент загрузки горочных операторов (0,89) превышает допустимый, предусмо­тренный инструкцией ВНИИЖГ (0,805—0,847). Из создавшейся ситуа­ции возможны два выхода: изменение режима работы — поочередное (по 6 ч) управление горкой оператором-распорядителем и оператором-исполнителем (последний должен быть обучен работе оператора-распорядителя); увеличение времени отдыха между рабочими сменами. Например, у дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и 1-го класса 5-сменный режим работы с 36-часовой рабочей неделей, го­рочный же оператор имеет более сложный труд. Их перевод на 5-сменный режим работы позволил бы увеличить время отдыха между сменами, снизил их общую загрузку и эмоциональную напряженность, тем самым способствуя увеличению производительности труда.

При эксплуатации эргатических систем решается ряд проблем, свя­занных с организацией труда операторов: контроль за их состоянием в процессе трудовой деятельности, обеспечение безопасных условий труда, совершенствование психофизиологических характеристик.

Цель контроля за состоянием оператора СЧМ — предсказание мо­мента ухудшении его работоспособности прежде, чем это скажется на результатах труда. Контроль состояния бывает трех видов: допусковый (проверка готовности к работе), констатирующий (прогнозирование в процессе работы для предотвращения возможных ошибок) и ис­следовательский (проверка эффективности эргономических реко­мендаций).

Готовность к работе проверяют, как правило, по таким психофизио­логическим характеристикам, как время реакции, кожно-гальваническая реакция и др. Сравнение этих характеристик с эталонными, различны­ми для каждого человека, позволяет сделать вывод о готовности его к работе. Такой вид контроля на ряде предприятий автомобильного транспорта в Санкт-Петербурге позволил примерно на 20 % повысить


производительность труда и безаварийность работы допускаемых к рейсам водителей.

В создании безопасных условий труда следует особое внимание уделять личным качествам работника, соблюдению им правил техники безопасности и др. Большое количество несчастных случаев происходит из-за переутомления. Опыт показывает, что наибольшее число несчаст­ных случаев происходит перед обеденным перерывом или в конце рабо­чей смены, а кроме того, производственный травматизм в значительной мере обусловлен и психологическими причинами. Исследование причин несчастных случаев и отношение к ним самих работников позволили создать обобщенные образы различных групп рабочих по степени их защищенности от травм (табл. 11.5). Анализ личных качеств каждой группы работников свидетельствует, что степень защищенности фор­мируется в процессе трудовой деятельности под влиянием социальной среды, обучения и воспитания. Учет эргономических требований при разработке мероприятий по технике безопасности сокращает число несчастных случаев и производственного травматизма.

Таблица 11.5

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.