Верно 1 Отказ II Подсказка II Текст | Пропустить II Выход
Рис. 11.4. Пример отображения контрольного блока на мониторе
СПИСОК СИТУАЦИЙ
ti-**- - поиск Enter - выбор
N ПОЯСНЕНИЕ
Вынужденная остановка на перегоне
Прием на станцию неуправляемого поезда.
Уход вагонов со станции на перегон
Сход вагонов с выходом за габарит
Следов, по перегону с затяжным спуском
Маневры с выездом за границу станции
7 Перерыв средств СЦБ и связи
Оказание помощи поездам на перегоне
Открытие перегона
Закрытие перегона
Отправление поездов по неправ, пути
Поиск:С
Верно
1 Отказ
1 Печать
Рис. 11.5. Отображение списка усложненных ситуаций на мониторе
Возможности системы ограничены только многообразием введенных в нее обучающих примеров-ситуаций.
Особое внимание уделено созданию ОП для тренинга и контроля навыков работы в условиях неисправностей устройств систем железнодорожной автоматики и телемеханики, нестандартных, экстремальных и аварийных ситуаций: в системе представлены около 70 ОП для ДГЦ (ДНЦ) и ДСП (рис. 11.5).
Возможно расширение числа ОП за счет ввода новых или корректировки уже существующих, а также изменение объектной ориентации ОП, введенных в АОС се разработчиками.
Система обеспечивает ведение каталога ОП, вывод его на дисплей и печать, фиксацию использования ОП. На каждом шаге ОП реализована возможность получения подсказки (наводящего вопроса) и номера правильного ответа, иллюстраций, а также фиксация и протоколирование всех действий обучаемого.
1) моделирование различных схем диспетчерских участков линейного, узлового и смешанного типов с настраиваемыми параметрами путевых схем станций и перегонов;
2) моделирование исходных поездных положений на участке (узле) и на подходах к нему согласно графику движения поездов;
3) настройку параметров времени хода (разгонов, замедлений, стоянок) поездов по участку с учетом их категории;
^тш^^^тт^шшш^шшш:
;-Ооя€^^^|4*Йтрой^:Йй^
ДПИИЛОВ
готь
:»ЛГ0«
щцттщ—win i и * у«а' имя fry |* * Iтчнлятятхат
*%яуяьт яни
35^У /«:НииНК * * ^«з^иин^у *•' LMr .„I П I [ П I I П i
•"«••I « .-**e*-M«*»«"»»l«i-iwe-»|<«»' 1"..... ■-'".I ... -'.. I 1., ,I l_J
bPOLlfH КОРЕГЛ
|otm.
_nj [jj LjJ |_nj.
LlJLU
6/еиг|
hiLiiL
|«i.361
пункй || спть |н:йрпк||пк!биг
t|! pyufij
[CLKin
'кп^прЦькодн^киру |
| B^.mo | Огкл'* l Станция: п
зы
Рис. 11.6. Мнемосхема участка и секции управления ДЦ на мониторе
4) имитацию мнемосхемы участка, пульта ДЦ, пультов ЭЦ станций, входящих в диспетчерский участок ДЦ (рис. 11.6);
5) масштабирование учебного времени;
6) создание библиотеки вводных (ситуаций сбоев в работе устройств и в движении поездов);
7) задание учебных примеров;
8) имитацию работы устройств СЦБ с соблюдением условий безопасности движения поездов.
Тренировка
Тренировка — поддержание на заданном уровне приобретенных в процессе обучения знаний и навыков. Если в процессе трудовой деятельности не тренироваться, то навыки постепенно будут угасать.
Процесс приобретения навыков описывается формулой
/(/) = /с+(/с-/н)е-а/, (п.6)
а процесс их утраты
/(?)= /н+(/с-/„)е-р', (11.7)
где 1ии /с — соответственно начальный и стационарный уровень обученности операторов;
а и (3 — скорости приобретения и утраты навыков.
По формулам (11.6) и (11.7) можно определить два важных параметра подготовки оператора: допустимьш период продолжительности перерыва между тренировками
и продолжительность тренировки, необходимой для повторного выхода на стационарный уровень обученности,
7,np=^7Z/L' (1L9)
u, 1 с10
где /0 — допустимый уровень снижения степени обученности.
Тренировки могут проводиться с помощью штатной аппаратуры, тренажеров (стремиться создавать адаптивные и игровые тренажеры), специальных игр. Любые способы тренировок должны включать имитацию отказов и неисправностей. В процессе тренировок следует работников призывать к необходимости постоянного самоконтроля.