Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правила эффективной работы малой группы



Ценности и взгляды каждого члена группы важны и будут уважаться остальными членами группы, даже если они с ними не согласны. Оче­видно, среди взглядов, которых придерживаются участники, некоторые


будут совпадать, а некоторые — различаться. Нужно стараться извлечь уроки из этого разнообразия мнений.

Концентрация на идеях, а не на людях. Комментарии и возражения не должны задевать личность. Если кто-то не согласен с какой-либо точкой зрения, он должен объяснить — почему, а не «переходить на личности».

Каждый участник обсуждения должен иметь возможность высказать­ся, если захочет. Относясь с уважением к своему высказыванию, слушайте также и других. Не следует разговаривать, когда кто-либо говорит, и перебивать его.

Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия идей, мнений и интересов других участников. Сосредоточивайтесь на самих идеях, концепциях и интересах, а не на том, от кого они исходят, и «хорошие» они или «плохие».

Помогайте создать открытую конструктивную атмосферу. Работайте над поддержкой дружелюбного и открытого диалога между членами груп­пы, пониманием разных точек зрения с максимальным участием всех и творческим обсуждением в поисках решения проблемы.

Старайтесь, чтобы ваши замечания были краткими и по существу.

Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребле­ния оценочных суждений или выражения пренебрежения. Подумайте, прежде чем говорить.

Выражайте свою заинтересованность: если вы можете что-то пред­ложить для улучшения процесса, поделитесь своими мыслями.

Слишком серьезное рассмотрение вопросов парализует, сковы­вает мыслительные процессы и затрудняет более широкий взгляд на проблему.

Общая культура руководителя, его такт, способность давать пра­вильные качественные оценки коллективу и личности играют решаю­щую роль.

Разобраться в системе взаимоотношений, сложившейся между чле­нами группы:

• определить, насколько каждый сотрудник популярен, насколько он привлекателен в глазах других, как группа оценивает его организаторские способности;

• узнать, каким престижем пользуется актив;

• получить представление о таких важных качествах личности каждого члена группы, как ответственность, культурная развитость, интеллекту­альная активность;

• выделить резерв актива.


12.3. Методы изучения групповой деятельности

Для изучения групповой деятельности операторов могут использо­ваться разные методы. Среди них прежде всего необходимо отметить наблюдение и эксперимент. Для изучения межличностных отношений в группе применяется социометрический метод, который является одной из форм группового опроса.

Социометрия как метод исследования позволяет диагностировать и прогнозировать изменения в структуре взаимоотношений личности в коллективе, даст возможность количественного подхода к изучению явлений межличностного общения. Суть социометрического метода состоит в том, что при помощи субъективных оценок деятельности других членов коллектива или выборов их по каким-либо признакам определяется как облик отдельных личностей в коллективе, так и облик всего коллектива. Наибольшее распространение получили два основных варианта социометрического метода:

1) метод выборов — каждый человек выбирает другого человека для какой-либо совместной деятельности, основываясь на симпатиях или антипатиях к этому человеку;

2) метод оценки — каждый человек оценивает или характеризует других членов коллектива.

Оба эти метода дают возможность исследовать неофициальную структуру rpyi гпы. Они позволяют получить структуру взаимоотношений в группе в момент исследования: раскрыть имеющиеся группировки, определить степень авторитетности всех членов группы, выявить лиц, вносящих в сферу общения элементы раздора, вражды и т.д. Выявление этих вопросов позволяет определенным образом строить воспитательную работу с целью повышения сплоченности группы. Наилучшей является такая группа, у которой ее официальная структура совпадает с неофи­циальной.

Для изучения групповой деятельности широко применяются также математические методы. Среди них в первую очередь следует отметить метод имитационного моделирования. Также, как и при исследовании индивидуальной деятельности, здесь возможно его применение для исследования процесса решения одиночной групповой задачи и для ис­следования поведения группы в условиях потока задач.

Для исследования официальных структур в малой группе могут ис­пользоваться математические методы теории графов. При изображении малой группы в виде графа операторы представляются его вершинами, а взаимосвязи между ними — ребрами. Граф, на котором направления всех его ребер указаны с помощью стрелок (например, взаимосвязи между


А б в г

IX 0\ Л

•--------- • ^W~-------- -• О—— • 9—— •

Рис. 12.6. Типы графов*

а — простой граф; б — то же ориентированный; в — то же знаковый, г — сбалан­сированный

операторами), называется ориентированным. Иногда ребра помечают знаками «плюс» или «минус» (например, соответственно положительный и отрицательный выбор при оценке людьми друг друга). Такие графы называются знаковыми (рис. 12.6). Граф, в котором каждая вершина может быть соединена некоторой цепью с любой другой его вершиной, называется связным. Анализом графов можно получить ряд оценок эф­фективности групповых структур. Например, знаковый граф позволяет выяснить степень сплоченности и устойчивости группы, возможность конфликтных ситуаций, возникновение напряженности в группе. Такой анализ — одна из разновидностей рассмотренного ранее социометриче­ского метода. Сплоченность группы оценивается нормированным мини­мальным числом дуг, которые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным. При удалении этих связей структура разбивается па подгруппы, не свя­занные между собой. Устойчивость группы оценивается нормированным минимальным числом вершин, которые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным. Конфликтные ситуации будут отсутствовать в сбалансирован­ной группе. Последней соответствует сбалансированный граф, все циклы которого положительны. Условие баланса позволяет строить групповые структуры, исключающие конфликты между людьми.

Применение методов теории графов дает возможность получить и не­которые количественные показатели групповой структуры. Основные из них — живучесть и момент группы. Под живучестью группы понимается число ее состояний, при которых группа сохраняет работоспособность. Количественно живучесть оценивается отношением числа «избыточных» связей к минимально необходимому и определяется формулой

i>,--2(«-i)

к='=\, п------------ ' <12'2)

2(л-1)


где п — число операторов в группе;

diколичество связей /-го оператора.

В случае жесткого подчинения к = 0, т.е. с потерей хотя бы одной свя­зи, группы как таковой уже не будет. Под связью между членами группы понимается их любое информационное взаимодействие, как командное, так и осведомительное.

Момент группы характеризует управляемость группой со стороны лидера и вычисляется по формуле


 


(12.3)


где dj — число связей лидера группы.

При прочих равных условиях структура группы будет тем эффектив­нее, чем больше значения показателей Ки М. Применение теории графов дает лишь способ формального анализа групповой структуры, поэтому она обязательно должна дополняться содержательным социально-психологическим анализом групповой деятельности. В противном случае анализ групповых структур, каким бы корректным с математической точки зрения он ни был, может оказаться просто бессмысленным.

Большой интерес для инженерной психологии имеют аппаратурные методики моделирования и изучения групповой деятельности. Одной из первых среди них появилась гомеостатическая методика, в основе которой лежит моделирование совместной и взаимосвязанной работы

операторов с помощью
C~\}W специальной установки,

^^ получившей название

«Гомеостат» (рис. 12.7).

В этой установке ис­пользована идея взаим­ных перекрестных связей, через которые каждый из трех операторов, решая свою частную задачу, вли­яет на ход работы осталь­ных операторов. В рас­поряжении каждого опе-Рис. 12.7. Принцип работы прибора «Гомеостат» РатоРа имеется одна из


рукояток управления (X, Y, Z), поворот которой передается на один из индикаторов (17, iJ, W), находящийся в поле зрения оператора. Между рукояткой и индикатором включено простое усилительное звено с ко­эффициентом усиления К0.

Каждый оператор видит только свой индикатор. Кроме цепей основ­ного управления К0 этот индикатор содержит и перекрестные связи от рукояток других операторов с коэффициентом взаимного влияния К^. Степень взаимной связи операторов определяется отношением


 

Ксъ=^, (12.4)


которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Задача операторов заключается в следующем: поворачивая рукоятки, установить индикаторы за определенное время в нулевое положение. Это означает, что в результате работы состояние схемы, представленной на рис. 12.7, должно описываться системой уравнений.

^+^+ЛГв2=0,

К*+К?+К*=0, (12.5)

Следовательно, проблема разработки гомеостатической методики является не только психологической, но и математической. Для ее решения были проведены специальные исследования, которые позво­лили установить область допустимых значений Ксв, таких, при которых система уравнений (12.5) имеет решение. В зависимости от введенной величины Ксв решаемые оператором задачи были классифицированы по степени трудности. Например, если группа успешно решала задачу при Ксв = 0,8—1,0, это свидетельствовало о хорошем взаимопонимании чле­нами группы друг друга.

С помощью регистрации на осциллографе движений всех ручек и стре­лок приборов и вычисления на основе этого коэффициентов корреляции между скоростью вращения ручки и показаниями прибора можно судить о позиции каждого оператора в группе (лидер или ведомый). Обнару­жено, что более успешно решают гомеостатические задачи те группы, в которых роль лидера берет на себя ее руководитель. Эти же группы, как правило, более успешно решают и реальные производственные задачи, аналогичные по своему характеру гомеостатическим.


Исследования, проведенные по гомеостатической методике, позволили получить ряд полезных результатов, способствующих раскрытию общих закономерностей групповой деятельности операторов. Вместе с тем эти исследования обнаружили и определенную ограниченность данной мето­дики, затрудняющую применение ее для анализа групповой деятельности операторов АСУ. Эта ограниченность проявляется в следующем:

• при работе на гомеостате операторы решают совместную психомо­торную задачу непрерывного типа; для деятельности операторов АСУ более характерно решение мыслительных задач дискретного характера;

• при работе на гомеостате операторы создают взаимные «помехи» друг другу (действия одного оператора влияют на показания приборов других операторов); в реальных же АСУ групповая деятельность обычно организуется так, что операторы в процессе информационного взаимо­действия взаимно помогают друг другу;

• при работе на гомеостате деятельность каждого оператора опосре­дуется текущими результатами совместных действий; для операторов АСУ более характерно взаимодействие через конечный результат серии промежуточных действий.

Для современного производства характерным является широкое внедрение многоярусных иерархических АСУ. В них происходит взаимо­действие операторов как внутри одного уровня управления, так и между операторами различных уровней. Другими словами, здесь происходит взаимодействие в системе «диспетчер—группа операторов».

Аппаратурные методики позволяют моделировать в лабораторных условиях различные виды групповой деятельности — от простого пси­хомоторного взаимодействия до координационного взаимодействия операторов в иерархических системах управления. Обоснованный выбор методики, адекватно моделирующей реальную групповую деятельность, является непременным условием для получения достоверных результатов. Повышению достоверности способствует также дополнение результатов аппаратурных исследований результатами, полученными с помощью других методов — социометрии, анализа физиологических реакций иссле­дуемых операторов, наблюдения за их поведением в процессе работы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.