Внедрение эргатических систем прежде всего зависит от возможности их реализации применительно к оператору. Человек как психофизиологический объект изучен недостаточно полно. Это подтверждается отсутствием удовлетворительных теорий, описывающих функционирование человеческого организма как единого целого. Пока весьма несовершенна математическая модель человека, а не имея адекватной модели, возможности человека можно представить только очень приближенно. Они определяются, как правило, чисто экспериментальными, эмпирическими методами. Да и в целом состояние изученности эргатических систем управления не удовлетворяет. Поэтому к первоочередным задачам оптимизации реальных транспортных эргатических систем необходимо отнести следующие.
I. Эргономическую организацию труда оперативно-диспетчерского персонала:
• изучение характеристик человека, машины (техники) и среды, проявляющихся в конкретных условиях взаимодействия;
• исследование влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической деятельности людей, занятых в системах управления;
• оценку загрузки, информационной напряженности, надежности, стабильности работы человека в диспетчерских профессиях;
• целесообразное распределение функций между человеком и техникой в системах управления перевозками, работающих в режиме реального времени;
• определение критериев оптимизации человеко-машинных систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека или группы людей;
• разработку методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологий в управлении перевозочным процессом, а также при проектировании деятельности человека в СЧМ. Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, памяти, мышления и др.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами принятия решений, органами ручного управления и др.) в соответствии с основной целью функционирования системы.
2. Повышение эффективности работы оперативно-диспетчерского персонала за счет:
• оптимального распределения функций между человеком и техническими средствами системы управления, а также между операторами;
• согласования информационных и алгоритмических характеристик технических устройств и технологических процессов с психофизиологическими и интеллектуальными возможностями диспетчеров;
• совершенствования способов предоставления информации диспетчерам (включая разработку информационной системы);
• повышения уровня профессиональной подготовки операторов;
• разработки нормативов деятельности, отвечающих комфортным условиям труда, на основе выполнения комплекса эргономических требований и санитарно-гигиенических норм.
Одно из главных направлений в совершенствовании систем оперативного управления перевозками — развитие технических средств диспетчеризации. Однако использование их, в том числе внедрение АСУ, не должно игнорировать характеристики человека по приему и обработке поступающей к нему информации: диапазон восприятия сигналов, определенную пропускную способность и др. Управляющие воздействия на процесс движения поездов тем эффективнее, чем меньше времени пройдет с момента приема диспетчером необходимой ему информации до момента подачи команды или реализации управляющего воздействия. Этот промежуток времени определяется не только квалификацией диспетчера, но и качеством отображения информации на технических средствах (табло, дисплеях и др.). Иными словами, на эффективность оперативного управления влияет качество информационной модели — имитатора сложной динамической обстановки на управляемом объекте.
Информацию о положении поездов во времени и пространстве можно представить в информационной модели как в обобщенном, так и в детализированном виде. Очевидно, в каждой системе управления, на любом ее уровне и в каждой решаемой задаче должно быть оптимальное соотношение этих двух видов информации в модели. Поэтому информационную модель следует строить так, чтобы обеспечить человеку как целостную, одномоментную оценку ситуации, так и немедленное получение дополнительной детализирующей информации (по принципу погружения в информацию «от общего к частному»). Причем состав и вид отображаемой на технических устройствах информации должны соответствовать задачам и возможностям выполнения человеком возложенных на него функций. Совершенствование технических средств
оперативного управления — это автоматизация сбора первичной информации, преобразования ее в пригодную для восприятия человеком форму и качественное отображение с учетом психофизиологических возможностей человека.
Уровень автоматизации системы управления оказывает большое влияние на эффективность ее работы и не может не отражаться на психофизиологическом состоянии человека в процессе его деятельности. Очевидно, что эффективность системы оперативного управления перевозками максимальна, если психологические возможности диспетчера и характеристики технических средств диспетчеризации согласованы.
На железных дорогах страны широко внедряются современные технические средства и средства автоматизации управления деятельностью в режиме реального времени. Определены требования, отвечая которым, они наиболее удачно объединяются с оперативным персоналом в рамках контура СЧМ.
Идеальна ситуация, при которой диспетчер остается в роли советчика в АСУ. Чтобы повысить его готовность к экстренным действиям в такой ситуации, ему целесообразно оставить выполнение ряда функций управления, например оценку и прогноз поездной ситуации или других аналогичных, способствующих поддержанию готовности к действию и быстрейшему «вхождению» диспетчера в процесс управления. Можно сформулировать следующие требования к перспективным техническим средствам диспетчеризации:
• максимальное проявление способностей благодаря оборудованию рабочих мест и характеру информации, поступающей на средства ее отображения;
• соответствие технических средств, всего пространства рабочего места эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям для обеспечения эффективной работы человека в конкретных условиях;
• рациональное распределение функций между человеком и техникой;
• оптимизация функционирования систем управления в автоматических режимах и в режимах диалога.
Совершенствование системы оперативного руководства — это повышение качества управляющей деятельности на всех уровнях системы и улучшение взаимодействия между функционально связанными ее органами. Простейшие контуры систем управления с одним руководителем объединяют в полиэргатическую систему — диспетчерскую смену. Качество решения руководителем смены управленческих задач определяет уровень психологического взаимодействия в коллективе. Важная сторона
групповой деятельности — коммуникабельность членов коллектива, их психологическая совместимость. Этим обусловливаются взаимоотношения, которые складываются в группе. Формирование коллектива диспетчерской смены — ответственный и сложный процесс, который происходит постоянно и служит частью воспитательной деятельности ее руководителя. При этом большое значение имеет личность руководителя смены, его авторитет. Психологическую основу авторитета составляет комплекс качеств, из которых наиболее значимы профессиональная квалификация, настойчивость и решительность при исполнении служебных обязанностей, требовательность к себе и подчиненным, необходимый педагогический такт. Немаловажную роль в сплочении и организации коллектива играют знание его руководителем основ общей психологии и эргономики, умение применять эти знания на практике. Все эти качества должны воспитывать в себе руководители диспетчерских смен и других коллективов работников.
3. Развитие теории эргатических систем на железнодорожном транспорте («машинист—локомотив», «диспетчер—участок», «смена, работающая на железнодорожной станции», «диспетчерский персонал центров управления» и др.). Необходимость работ в этом направлении следует из того факта, что еще нет достаточно полного ответа на такие существенные для практики управления вопросы, как перечисленные ниже.
• Что может и чего не может успешно делать человек в процессе управления движением поездов и другими технологическими процессами реального времени?
• Какие воздействия в системе управления должен осуществлять человек непосредственно, а какие с помощью тех или иных технических средств (в режиме диалога)?
• Какие функции должны быть полностью переданы технике и реа-лизовываться в автоматических режимах?
• Как обеспечить необходимую эффективность и надежность функционирования комплекса «человек—машина» на всех объектах управления и на всех уровнях большой эргатической системы?
Без четкого ответа на эти вопросы проектирование и эксплуатация эргатических систем будут носить пассивный характер и не принесут ожидаемого эффекта.
Есть и еще один важный аспект изучения эргатических систем. Все системы оперативного управления (прежде всего диспетчерская) — многоуровневые, иерархические. При исследованиях иерархии ограничиваются лишь производственными взаимосвязями. Процесс управления имитируется выработкой и предоставлением информации вышестоящим,
смежным и нижнихМ подсистемам, а также алгоритмами ее переработки. При этом люди, занятые в процессе управления, рассматриваются в качестве его звеньев, лишенных собственных стимулов и целей и обязанных безукоризненно выполнять определенные функции по переработке информации, реализации управляющих воздействий.
В действительности управление производственными процессами — это прежде всего управление людьми, умение согласовывать их поведение и целевые установки с объективными целями системы или, по крайней мере, уменьшать отрицательные последствия рассогласования целей и интересов. Если даже отвлечься от личностных качеств людей, на каждом уровне иерархии объективно существует разное понимание средств достижения общих конечных целей — так называемые местные интересы, диалектическое взаимодействие которых служит одним из важных способов выработки правильных решений.
Чтобы при объективном различии интересов участников процесса управления добиться эффективного функционирования многоуровневой иерархической системы в целом, необходимы конструктивные процедуры выработки решений и согласования разных точек зрения, а также развитая система контроля исполнения принятых решений на всех уровнях. Осуществление этих требований, как правило, приводит к некоторому дублированию функций управления по горизонтали. Появляется неизбежный параллелизм в подготовке и принятии решений на каждом уровне иерархии, а также на вертикальных связях: вышестоящие подсистемы вмешиваются в процесс принятия решений в нижестоящих. Это усиливает вертикальные связи в иерархии в ущерб горизонтальным и оперативности управления.
Таким образом, при совершенствовании системы управления перевозками на железных дорогах должна учитываться действительная роль людей в процессе управления — важный человеческий фактор, существенно влияющий на организацию иерархии и ее эффективность. Более того, учет действительной роли людей, их собственных стимулов и целей может потребовать глубокого изменения принципов построения системы управления для ее более эффективной работы.
Учитывая это, дальнейшее развитие исследований в области эргати-ческих систем на железнодорожном транспорте и их совершенствование, на наш взгляд, следует сосредоточить на следующих проблемах:
• определении обобщающих рабочих характеристик человека как звена системы оперативного управления;
• эффективном и рациональном распределении функций между человеком и техническими средствами в системах управления;
• анализе, синтезе и оптимизации иерархических структур эргати-чсских систем управления перевозками с учетом стратегических целей реформирования управления железнодорожным транспортом;
• комплексной оценке транспортных эргатических систем.
На современном этапе развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики, информационных и логистических технологий без успешного решения этих задач окажется невозможным высокоэффективно использовать самые совершенные технические устройства и автоматизированные системы управления.
Эргономика, теория эргатических систем, их практические, инженерные приложения позволяют принципиально разреигить конфликт между возможностями совершенствования технических устройств и их эффективного использования. Этот конфликт разрешит только разработка активных методов построения человеко-машинных систем, обладающих наперед заданными техническими характеристиками.
Наиболее важно найти такие решения для систем оперативного управления перевозочными процессами, функционирующими в режиме реального времени.