Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Совершенствование транспортных эргатических систем



Внедрение эргатических систем прежде всего зависит от возможности их реализации применительно к оператору. Человек как психофизиоло­гический объект изучен недостаточно полно. Это подтверждается отсут­ствием удовлетворительных теорий, описывающих функционирование человеческого организма как единого целого. Пока весьма несовер­шенна математическая модель человека, а не имея адекватной модели, возможности человека можно представить только очень приближенно. Они определяются, как правило, чисто экспериментальными, эмпири­ческими методами. Да и в целом состояние изученности эргатических систем управления не удовлетворяет. Поэтому к первоочередным задачам оптимизации реальных транспортных эргатических систем необходимо отнести следующие.

I. Эргономическую организацию труда оперативно-диспетчерского персонала:

• изучение характеристик человека, машины (техники) и среды, про­являющихся в конкретных условиях взаимодействия;

• исследование влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической деятель­ности людей, занятых в системах управления;

• оценку загрузки, информационной напряженности, надежности, стабильности работы человека в диспетчерских профессиях;

• целесообразное распределение функций между человеком и техни­кой в системах управления перевозками, работающих в режиме реального времени;

• определение критериев оптимизации человеко-машинных систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека или группы людей;

• разработку методов учета человеческих факторов при модер­низации действующей и создании новой техники и технологий в управлении перевозочным процессом, а также при проектировании деятельности человека в СЧМ. Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, памяти, мышления и др.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами принятия решений, органами ручного управления и др.) в соответствии с основной целью функционирова­ния системы.


2. Повышение эффективности работы оперативно-диспетчерского персонала за счет:

• оптимального распределения функций между человеком и техниче­скими средствами системы управления, а также между операторами;

• согласования информационных и алгоритмических характеристик технических устройств и технологических процессов с психофизиологи­ческими и интеллектуальными возможностями диспетчеров;

• совершенствования способов предоставления информации дис­петчерам (включая разработку информационной системы);

• повышения уровня профессиональной подготовки операторов;

• разработки нормативов деятельности, отвечающих комфортным условиям труда, на основе выполнения комплекса эргономических тре­бований и санитарно-гигиенических норм.

Одно из главных направлений в совершенствовании систем опе­ративного управления перевозками — развитие технических средств диспетчеризации. Однако использование их, в том числе внедрение АСУ, не должно игнорировать характеристики человека по приему и обработке поступающей к нему информации: диапазон восприятия сигналов, определенную пропускную способность и др. Управляющие воздействия на процесс движения поездов тем эффективнее, чем мень­ше времени пройдет с момента приема диспетчером необходимой ему информации до момента подачи команды или реализации управляю­щего воздействия. Этот промежуток времени определяется не только квалификацией диспетчера, но и качеством отображения информации на технических средствах (табло, дисплеях и др.). Иными словами, на эффективность оперативного управления влияет качество информа­ционной модели — имитатора сложной динамической обстановки на управляемом объекте.

Информацию о положении поездов во времени и пространстве мож­но представить в информационной модели как в обобщенном, так и в детализированном виде. Очевидно, в каждой системе управления, на любом ее уровне и в каждой решаемой задаче должно быть оптимальное соотношение этих двух видов информации в модели. Поэтому инфор­мационную модель следует строить так, чтобы обеспечить человеку как целостную, одномоментную оценку ситуации, так и немедленное по­лучение дополнительной детализирующей информации (по принципу погружения в информацию «от общего к частному»). Причем состав и вид отображаемой на технических устройствах информации должны соответствовать задачам и возможностям выполнения человеком воз­ложенных на него функций. Совершенствование технических средств


оперативного управления — это автоматизация сбора первичной ин­формации, преобразования ее в пригодную для восприятия человеком форму и качественное отображение с учетом психофизиологических возможностей человека.

Уровень автоматизации системы управления оказывает большое влияние на эффективность ее работы и не может не отражаться на психофизиологическом состоянии человека в процессе его деятель­ности. Очевидно, что эффективность системы оперативного управле­ния перевозками максимальна, если психологические возможности диспетчера и характеристики технических средств диспетчеризации согласованы.

На железных дорогах страны широко внедряются современные тех­нические средства и средства автоматизации управления деятельностью в режиме реального времени. Определены требования, отвечая которым, они наиболее удачно объединяются с оперативным персоналом в рамках контура СЧМ.

Идеальна ситуация, при которой диспетчер остается в роли совет­чика в АСУ. Чтобы повысить его готовность к экстренным действиям в такой ситуации, ему целесообразно оставить выполнение ряда функций управления, например оценку и прогноз поездной ситуации или других аналогичных, способствующих поддержанию готовности к действию и быстрейшему «вхождению» диспетчера в процесс управления. Можно сформулировать следующие требования к перспективным техническим средствам диспетчеризации:

• максимальное проявление способностей благодаря оборудованию рабочих мест и характеру информации, поступающей на средства ее отображения;

• соответствие технических средств, всего пространства рабочего места эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям для обеспечения эффективной работы человека в конкретных условиях;

• рациональное распределение функций между человеком и техникой;

• оптимизация функционирования систем управления в автомати­ческих режимах и в режимах диалога.

Совершенствование системы оперативного руководства — это повы­шение качества управляющей деятельности на всех уровнях системы и улучшение взаимодействия между функционально связанными ее орга­нами. Простейшие контуры систем управления с одним руководителем объединяют в полиэргатическую систему — диспетчерскую смену. Ка­чество решения руководителем смены управленческих задач определяет уровень психологического взаимодействия в коллективе. Важная сторона


групповой деятельности — коммуникабельность членов коллектива, их психологическая совместимость. Этим обусловливаются взаимоот­ношения, которые складываются в группе. Формирование коллектива диспетчерской смены — ответственный и сложный процесс, который происходит постоянно и служит частью воспитательной деятельности ее руководителя. При этом большое значение имеет личность руководителя смены, его авторитет. Психологическую основу авторитета составляет комплекс качеств, из которых наиболее значимы профессиональная ква­лификация, настойчивость и решительность при исполнении служебных обязанностей, требовательность к себе и подчиненным, необходимый педагогический такт. Немаловажную роль в сплочении и организации коллектива играют знание его руководителем основ общей психологии и эргономики, умение применять эти знания на практике. Все эти качества должны воспитывать в себе руководители диспетчерских смен и других коллективов работников.

3. Развитие теории эргатических систем на железнодорожном транс­порте («машинист—локомотив», «диспетчер—участок», «смена, работаю­щая на железнодорожной станции», «диспетчерский персонал центров управления» и др.). Необходимость работ в этом направлении следует из того факта, что еще нет достаточно полного ответа на такие существенные для практики управления вопросы, как перечисленные ниже.

• Что может и чего не может успешно делать человек в процессе управления движением поездов и другими технологическими процессами реального времени?

• Какие воздействия в системе управления должен осуществлять человек непосредственно, а какие с помощью тех или иных технических средств (в режиме диалога)?

• Какие функции должны быть полностью переданы технике и реа-лизовываться в автоматических режимах?

• Как обеспечить необходимую эффективность и надежность функ­ционирования комплекса «человек—машина» на всех объектах управле­ния и на всех уровнях большой эргатической системы?

Без четкого ответа на эти вопросы проектирование и эксплуатация эргатических систем будут носить пассивный характер и не принесут ожидаемого эффекта.

Есть и еще один важный аспект изучения эргатических систем. Все системы оперативного управления (прежде всего диспетчерская) — многоуровневые, иерархические. При исследованиях иерархии ограни­чиваются лишь производственными взаимосвязями. Процесс управления имитируется выработкой и предоставлением информации вышестоящим,


смежным и нижнихМ подсистемам, а также алгоритмами ее переработки. При этом люди, занятые в процессе управления, рассматриваются в качестве его звеньев, лишенных собственных стимулов и целей и обязан­ных безукоризненно выполнять определенные функции по переработке информации, реализации управляющих воздействий.

В действительности управление производственными процессами — это прежде всего управление людьми, умение согласовывать их пове­дение и целевые установки с объективными целями системы или, по крайней мере, уменьшать отрицательные последствия рассогласования целей и интересов. Если даже отвлечься от личностных качеств людей, на каждом уровне иерархии объективно существует разное понимание средств достижения общих конечных целей — так называемые местные интересы, диалектическое взаимодействие которых служит одним из важных способов выработки правильных решений.

Чтобы при объективном различии интересов участников процесса управления добиться эффективного функционирования многоуров­невой иерархической системы в целом, необходимы конструктивные процедуры выработки решений и согласования разных точек зрения, а также развитая система контроля исполнения принятых решений на всех уровнях. Осуществление этих требований, как правило, приводит к некоторому дублированию функций управления по горизонтали. По­является неизбежный параллелизм в подготовке и принятии решений на каждом уровне иерархии, а также на вертикальных связях: вышестоящие подсистемы вмешиваются в процесс принятия решений в нижестоящих. Это усиливает вертикальные связи в иерархии в ущерб горизонтальным и оперативности управления.

Таким образом, при совершенствовании системы управления пере­возками на железных дорогах должна учитываться действительная роль людей в процессе управления — важный человеческий фактор, суще­ственно влияющий на организацию иерархии и ее эффективность. Более того, учет действительной роли людей, их собственных стимулов и целей может потребовать глубокого изменения принципов построения системы управления для ее более эффективной работы.

Учитывая это, дальнейшее развитие исследований в области эргати-ческих систем на железнодорожном транспорте и их совершенствование, на наш взгляд, следует сосредоточить на следующих проблемах:

• определении обобщающих рабочих характеристик человека как звена системы оперативного управления;

• эффективном и рациональном распределении функций между че­ловеком и техническими средствами в системах управления;


• анализе, синтезе и оптимизации иерархических структур эргати-чсских систем управления перевозками с учетом стратегических целей реформирования управления железнодорожным транспортом;

• комплексной оценке транспортных эргатических систем.

На современном этапе развития систем железнодорожной автома­тики и телемеханики, информационных и логистических технологий без успешного решения этих задач окажется невозможным высокоэф­фективно использовать самые совершенные технические устройства и автоматизированные системы управления.

Эргономика, теория эргатических систем, их практические, инженер­ные приложения позволяют принципиально разреигить конфликт между возможностями совершенствования технических устройств и их эффек­тивного использования. Этот конфликт разрешит только разработка активных методов построения человеко-машинных систем, обладающих наперед заданными техническими характеристиками.

Наиболее важно найти такие решения для систем оперативного управления перевозочными процессами, функционирующими в режиме реального времени.


Глава 11

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.