Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы формирования групп



Рассмотренные закономерности и особенности групповой деятель­ности позволяют сформулировать основные принципы формирования операторных групп.

Одним из первых вопросов, решаемых при формировании группы, является определение ее численности. Как уже отмечалось, для каждого


вида групповой деятельности существует оптимальная величина группы. Эта величина определяется обычно на основании общих трудозатрат. Правила их определения зависят от типа рабочего места (пульта управ­ления). С этой точки зрения различают пульты с непрерывным и перио­дическим (эпизодическим) режимом функционирования.

В первом случае исходными данными для определения трудозатрат становятся затраты на считывание и обработку информации, осуществле­ние управляющих воздействий, выполнение вспомогательных операций и т.д. Конкретные виды затрат зависят оттого, каким типом технических устройств управляет оператор. Во втором случае кроме указанных трудо­вых затрат необходимо иметь исходные данные по среднестатистическим характеристикам включения в работу пультов с периодическим (эпизо­дическим) режимом функционирования.

Общие трудозатраты на управление СЧМ находят по формуле

Т s

Wy =24ZA + 24Ay£liTi +24Л£А.у7), (12.6)

где Z— количество непрерывно функционирующих пультов;

А — рассматриваемый промежуток работы СЧМ;

A,,-, Xj — соответственно частота поступления заявок на управление для пультов с периодическим и эпизодическим функционированием;

Tt, Tp — время обслуживания заявок;

/и, s — соответственно число заявок для обоих видов пультов.

На основе общих трудозатрат определяется численность группы операторов:


( п ^

W„

У=1

пу =^г = —------------------------------------------ '-> (12-7)

у qA q

где q — продолжительность рабочего дня операторов.

Следующий этап — определение организационной структуры группы. Виды возможных структур показаны на рис. 12.3. С вопро­сом определения групповой структуры неразрывно связана и задача определения информационных связей между членами группы. Как показано на рис. 12.4, для каждого вида групповой деятельности су­ществует оптимальная интенсивность общения; эта интенсивность находится в результате содержательного психологического анализа групповой деятельности.



При организации информационного взаимодействия операторов очень важно определить не только интенсивность общения, но и его характер. Исследования показывают, что из всего набора речевых реак­ций (команда, указание, предложение, мнение, вопрос и информация) существенное значение для точности групповой работы имеют реакции типа «мнение» и «предложение». В тех случаях, когда преобладают ре­акции типа «команда» и «указание», больше изменяются показатели групповой скорости. Вид коммуникации между операторами (слуховая или зрительная) зависит от условий задачи, загруженности анализаторов взаимодействующих операторов и возможностей технической реализации выбираемых способов общений.

Перечисленные задачи решаются преимущественно на этапе про­ектирования СЧМ.

Рассмотренная последовательность этапов (определение величины группы, ее организационной структуры и характера информационных связей) не носит однозначно прямолинейный характер. Эта схема отра­жает лишь общую стратегию решения задачи по организации групповой деятельности. Фактически же решаемая задача носит итерационный, циклический характер со взаимными переходами и обратными связя­ми и решается методом последовательных приближений и уточнений. Окончательное проектное решение затем уточняется и корректируется в процессе испытаний и эксплуатации СЧМ. Здесь прежде всего нужно уде­лить внимание вопросам группового отбора операторов. Цель отбора —• выявление наиболее обучаемых групп, характеризующихся высоким уровнем эффективности групповой взаимосвязанной деятельности и устойчивости к действию внешних неблагоприятных факторов; это может быть обеспечено подбором совместимых в требуемом отношении людей. Рассмотрим возможные способы решения этих вопросов.

В состав группы следует вкшочать индивидуумов, на подготовку кото­рых требуются примерно одинаковые затраты времени и средств (учебная совместимость), что позволит всем им выполнять работу примерно на одинаковом квалификационном уровне.

Кроме того, группа должна обладать необходимыми для выполне­ния данной деятельности совокупными групповыми свойствами. Как уже отмечалось, состав этих свойств, подобие их или дополнение друг друга у отдельных операторов зависят от конкретного вида групповой деятельности. В соответствии с этим для формирования совместимости должен быть использован принцип максимального использования осо­бенностей каждого члена группы или принцип взаимной компенсации. Выбор принципа и состава свойств, которые ему должны удовлетворять,


определяется в результате содержательного психологического анализа групповой деятельности.

Так, работа на конвейере требует обычно синхронизации действий отдельных работников. Для этого необходима совместимость по тем их психофизиологическим свойствам, которые обусловливают темп деятель­ности. В реальной жизни в зависимости от свойств нервной системы, сложившегося индивидуального стиля деятельности, уровня овладения навыками одни люди могут работать быстро и менять произвольно свой темп, а другие — нет. Если таких людей объединить в одной группе, ра­ботающей на конвейере, то в согласованности действий у них возникнут трудности, общая эффективность может оказаться невысокой.

Иной подход должен быть при формировании группы, которой пред­стоит продолжительная автономная деятельность в изолированных от внешнего мира условиях (экипажи космических кораблей, морских судов, полярные экспедиции и т.п.). Здесь людям в течение длительного времени предстоит не только совместно работать, но и вместе проводить все остальное время. Поэтому в состав группы целесообразно включать людей различных темпераментов, гармонично дополняющих друг друга, терпимых, не акцентирующих общее внимание на личных неудобствах и колебаниях настроения. В то же время не следует включать соперни­чающих людей, поскольку соперничество может существенно ухудшить отношения в условиях автономного функционирования, отразится на эффективности групповой деятельности.

В наиболее общем виде групповой отбор производится в следующей последовательности. На начальных этапах следует обращать внимание на индивидуально-психологические особенности кандидатов, их ком­муникативные свойства (в зависимости от характера взаимодействия — непосредственное и опосредованное), функциональные возможно­сти анализаторов и центральной нервной системы при совместной деятельности.

В дальнейшем выявляются спонтанные контакты между кандидатами (межличностные взаимоотношения), проводится выделение наиболее обучаемых групп. На этом этапе обязателен учет предстоящей деятель­ности и функциональных обязанностей входящих в эту группу лиц.

Особое место должно занимать изучение предварительно отобран­ных групп в экстремальных условиях, а также (при необходимости) и в условиях изоляции. По возможности проводится обучение и тренировка отобранных групп на макетах и тренажерах. В этот период важным вопро­сом группового отбора является правильное определение психофизиоло­гической структуры группы и соответствие ей типов коммуникативного


поведения (лидер, ведомый, сотрудничающий'и т.п.) отбираемых кан­дидатов. Особое внимание обращается на выбор лидера. Использование в этой роли человека, выявленного на предварительных этапах отбора, крайне целесообразно, так как это резко повышает эффективность групповой деятельности и предупреждает возможность развития кон­фликтных ситуаций.

На заключительном этапе отбора проводится интегративная оцен­ка эффективности группы. С этой целью определяется, какие формы взаимодействия (психомоторное, коммуникативное, при решении мыс­лительных задач и т.п.) преобладают в предстоящей групповой деятель­ности. В соответствии с этим выбирается тип моделирующего устройства (гомсостат, кибернометр и т.д.). С помощью выбранного устройства проводится оценка совместной деятельности, при необходимости осу­ществляется корректировка состава группы.

Формирование группы продолжается также в процессе группового об­учения операторов. Помимо общих принципов обучения, рассмотренных в предыдущей главе, при групповом обучении необходимо обеспечить: высокую профессиональную подготовку операторов, удовлетворяющую требованиям совместной деятельности и включающую в себя групповое обучение навыкам совместных действий по профессиональному взаи­модействию; формирование у членов группы ценностных ориентации, высокой мотивации к совместной работе и стремления к сотрудничеству; организацию соревновательного духа подготовки, создание равных для всех участников условий соревнования; необходимую взаимозаменяе­мость определенных специалистов в процессе групповой деятельности; опору на точные знания личностных характеристик членов группы и особенностей ее функционирования; обучение руководителя группы принципам внутригруппового управления.

В процессе непосредственной эксплуатации СЧМ большая роль принадлежит управлению групповой деятельностью. Под его влиянием формируются и регулируются внутригрупповые отношения. Не вдава­ясь подробно в существо этого вопроса, отметим лишь, что правильное управление групповой деятельностью способствует предупреждению или смягчению конфликтной напряженности и обеспечивает эффективную работу группы. Основными задачами управления группой являются:

• организация оптимального распределения функциоальных обязанно­стей между членами группы в соответствии с их профессионально-ролевой ориентацией и индивидуально-психологическими свойствами;

• специальная подготовка и обучение руководителя группы (лидера) навыкам и приемам управления малой группой;


• формирование групповых норм и общегрупповых ценностей, спо­собствующих успешному выполнению групповой деятельности;

• осуществление мероприятий, препятствующих образованию зам­кнутых подгрупп (при общих размерах группы более 4—5 человек).

Перечисленные задачи начинают решаться в процессе групповой подготовки и завершаются в процессе непосредственной групповой деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.