Рассмотренные закономерности и особенности групповой деятельности позволяют сформулировать основные принципы формирования операторных групп.
Одним из первых вопросов, решаемых при формировании группы, является определение ее численности. Как уже отмечалось, для каждого
вида групповой деятельности существует оптимальная величина группы. Эта величина определяется обычно на основании общих трудозатрат. Правила их определения зависят от типа рабочего места (пульта управления). С этой точки зрения различают пульты с непрерывным и периодическим (эпизодическим) режимом функционирования.
В первом случае исходными данными для определения трудозатрат становятся затраты на считывание и обработку информации, осуществление управляющих воздействий, выполнение вспомогательных операций и т.д. Конкретные виды затрат зависят оттого, каким типом технических устройств управляет оператор. Во втором случае кроме указанных трудовых затрат необходимо иметь исходные данные по среднестатистическим характеристикам включения в работу пультов с периодическим (эпизодическим) режимом функционирования.
Общие трудозатраты на управление СЧМ находят по формуле
Т s
Wy =24ZA + 24Ay£liTi+24Л£А.у7), (12.6)
где Z— количество непрерывно функционирующих пультов;
А — рассматриваемый промежуток работы СЧМ;
A,,-, Xj — соответственно частота поступления заявок на управление для пультов с периодическим и эпизодическим функционированием;
Tt, Tp — время обслуживания заявок;
/и, s — соответственно число заявок для обоих видов пультов.
На основе общих трудозатрат определяется численность группы операторов:
где q — продолжительность рабочего дня операторов.
Следующий этап — определение организационной структуры группы. Виды возможных структур показаны на рис. 12.3. С вопросом определения групповой структуры неразрывно связана и задача определения информационных связей между членами группы. Как показано на рис. 12.4, для каждого вида групповой деятельности существует оптимальная интенсивность общения; эта интенсивность находится в результате содержательного психологического анализа групповой деятельности.
При организации информационного взаимодействия операторов очень важно определить не только интенсивность общения, но и его характер. Исследования показывают, что из всего набора речевых реакций (команда, указание, предложение, мнение, вопрос и информация) существенное значение для точности групповой работы имеют реакции типа «мнение» и «предложение». В тех случаях, когда преобладают реакции типа «команда» и «указание», больше изменяются показатели групповой скорости. Вид коммуникации между операторами (слуховая или зрительная) зависит от условий задачи, загруженности анализаторов взаимодействующих операторов и возможностей технической реализации выбираемых способов общений.
Перечисленные задачи решаются преимущественно на этапе проектирования СЧМ.
Рассмотренная последовательность этапов (определение величины группы, ее организационной структуры и характера информационных связей) не носит однозначно прямолинейный характер. Эта схема отражает лишь общую стратегию решения задачи по организации групповой деятельности. Фактически же решаемая задача носит итерационный, циклический характер со взаимными переходами и обратными связями и решается методом последовательных приближений и уточнений. Окончательное проектное решение затем уточняется и корректируется в процессе испытаний и эксплуатации СЧМ. Здесь прежде всего нужно уделить внимание вопросам группового отбора операторов. Цель отбора —• выявление наиболее обучаемых групп, характеризующихся высоким уровнем эффективности групповой взаимосвязанной деятельности и устойчивости к действию внешних неблагоприятных факторов; это может быть обеспечено подбором совместимых в требуемом отношении людей. Рассмотрим возможные способы решения этих вопросов.
В состав группы следует вкшочать индивидуумов, на подготовку которых требуются примерно одинаковые затраты времени и средств (учебная совместимость), что позволит всем им выполнять работу примерно на одинаковом квалификационном уровне.
Кроме того, группа должна обладать необходимыми для выполнения данной деятельности совокупными групповыми свойствами. Как уже отмечалось, состав этих свойств, подобие их или дополнение друг друга у отдельных операторов зависят от конкретного вида групповой деятельности. В соответствии с этим для формирования совместимости должен быть использован принцип максимального использования особенностей каждого члена группы или принцип взаимной компенсации. Выбор принципа и состава свойств, которые ему должны удовлетворять,
определяется в результате содержательного психологического анализа групповой деятельности.
Так, работа на конвейере требует обычно синхронизации действий отдельных работников. Для этого необходима совместимость по тем их психофизиологическим свойствам, которые обусловливают темп деятельности. В реальной жизни в зависимости от свойств нервной системы, сложившегося индивидуального стиля деятельности, уровня овладения навыками одни люди могут работать быстро и менять произвольно свой темп, а другие — нет. Если таких людей объединить в одной группе, работающей на конвейере, то в согласованности действий у них возникнут трудности, общая эффективность может оказаться невысокой.
Иной подход должен быть при формировании группы, которой предстоит продолжительная автономная деятельность в изолированных от внешнего мира условиях (экипажи космических кораблей, морских судов, полярные экспедиции и т.п.). Здесь людям в течение длительного времени предстоит не только совместно работать, но и вместе проводить все остальное время. Поэтому в состав группы целесообразно включать людей различных темпераментов, гармонично дополняющих друг друга, терпимых, не акцентирующих общее внимание на личных неудобствах и колебаниях настроения. В то же время не следует включать соперничающих людей, поскольку соперничество может существенно ухудшить отношения в условиях автономного функционирования, отразится на эффективности групповой деятельности.
В наиболее общем виде групповой отбор производится в следующей последовательности. На начальных этапах следует обращать внимание на индивидуально-психологические особенности кандидатов, их коммуникативные свойства (в зависимости от характера взаимодействия — непосредственное и опосредованное), функциональные возможности анализаторов и центральной нервной системы при совместной деятельности.
В дальнейшем выявляются спонтанные контакты между кандидатами (межличностные взаимоотношения), проводится выделение наиболее обучаемых групп. На этом этапе обязателен учет предстоящей деятельности и функциональных обязанностей входящих в эту группу лиц.
Особое место должно занимать изучение предварительно отобранных групп в экстремальных условиях, а также (при необходимости) и в условиях изоляции. По возможности проводится обучение и тренировка отобранных групп на макетах и тренажерах. В этот период важным вопросом группового отбора является правильное определение психофизиологической структуры группы и соответствие ей типов коммуникативного
поведения (лидер, ведомый, сотрудничающий'и т.п.) отбираемых кандидатов. Особое внимание обращается на выбор лидера. Использование в этой роли человека, выявленного на предварительных этапах отбора, крайне целесообразно, так как это резко повышает эффективность групповой деятельности и предупреждает возможность развития конфликтных ситуаций.
На заключительном этапе отбора проводится интегративная оценка эффективности группы. С этой целью определяется, какие формы взаимодействия (психомоторное, коммуникативное, при решении мыслительных задач и т.п.) преобладают в предстоящей групповой деятельности. В соответствии с этим выбирается тип моделирующего устройства (гомсостат, кибернометр и т.д.). С помощью выбранного устройства проводится оценка совместной деятельности, при необходимости осуществляется корректировка состава группы.
Формирование группы продолжается также в процессе группового обучения операторов. Помимо общих принципов обучения, рассмотренных в предыдущей главе, при групповом обучении необходимо обеспечить: высокую профессиональную подготовку операторов, удовлетворяющую требованиям совместной деятельности и включающую в себя групповое обучение навыкам совместных действий по профессиональному взаимодействию; формирование у членов группы ценностных ориентации, высокой мотивации к совместной работе и стремления к сотрудничеству; организацию соревновательного духа подготовки, создание равных для всех участников условий соревнования; необходимую взаимозаменяемость определенных специалистов в процессе групповой деятельности; опору на точные знания личностных характеристик членов группы и особенностей ее функционирования; обучение руководителя группы принципам внутригруппового управления.
В процессе непосредственной эксплуатации СЧМ большая роль принадлежит управлению групповой деятельностью. Под его влиянием формируются и регулируются внутригрупповые отношения. Не вдаваясь подробно в существо этого вопроса, отметим лишь, что правильное управление групповой деятельностью способствует предупреждению или смягчению конфликтной напряженности и обеспечивает эффективную работу группы. Основными задачами управления группой являются:
• организация оптимального распределения функциоальных обязанностей между членами группы в соответствии с их профессионально-ролевой ориентацией и индивидуально-психологическими свойствами;
• специальная подготовка и обучение руководителя группы (лидера) навыкам и приемам управления малой группой;
• формирование групповых норм и общегрупповых ценностей, способствующих успешному выполнению групповой деятельности;
• осуществление мероприятий, препятствующих образованию замкнутых подгрупп (при общих размерах группы более 4—5 человек).
Перечисленные задачи начинают решаться в процессе групповой подготовки и завершаются в процессе непосредственной групповой деятельности.