Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 12. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА И ДРЕВНЕРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ




 


значении термин Русь упоминается Повестью вре­менных лет уже в X в. Появилась необходимость в общем самоназвании всего восточнославянского на­селения. Прежде это население называло себя славянами. Теперь самоназванием восточных славян стала Русь. При перечислении народов Повесть вре­менных лет отмечает: «В Афетове же части седять русь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръд-ва» (ПВЛ, I, с. 10). Под 852 г. тот же источник сооб­щает: «...приходиша Русь на Царьгородъ» (ПВЛ, I, с. 17). Здесь под Русью подразумевается все восточ­ное славянство — население древнерусского государ­ства.

Русь — древнерусская народность получает изве­стность в других странах Европы и Азии. О Руси пишут византийские авторы и упоминают западно­европейские источники. В IX—XII вв. термин «Русь» и в славянских и в иных источниках употребляется в двояком смысле — в этническом и в значении госу­дарства. Это можно объяснить только тем, что древ­нерусская народность складывалась в тесной связи с формирующейся государственной территорией. Тер­мин «Русь» первоначально применялся только для киевских полян, но в процессе создания древнерус­ской государственности быстро распространился на всю территорию древней Руси.

Древнерусское государство объединило всех восточ­ных славян в единый организм, связало их общ­ностью политической жизни, и, безусловно, способст­вовало укреплению понятия о единстве Руси. Государственная власть, организующая походы насе­ления из различных земель или переселения, распро­странение княжеской и вотчинной администрации, освоение новых пространств, расширение сбора дани и судебной власти способствовали более тесным свя­зям и сношениям между населением различных рус­ских земель.

Сложение древнерусской государственности и на­родности сопровождалось бурным развитием культу­ры и экономики. Строительство древнерусских го­родов, подъем ремесленного производства, развитие торговых связей благоприятствовали консолидации славянства Восточной Европы в единую народность.

В результате складывается единая материальная


и духовная культура, что проявляется почти во всем — от женских украшений до архитектуры.

В формировании древнерусского языка и народно­стей существенная роль принадлежала распростране­нию христианства и письменности. Очень скоро по­нятие «русский» и «христианин» начали отождест­вляться. Церковь играла многостороннюю роль в истории Руси. Это была организация, способствовав­шая усилению русской государственности и сыграв­шая положительную роль в формировании и развитии культуры восточных славян, в развитии просвещения и в создании важнейших литературных ценностей и произведений искусства.

«Относительное единство древнерусского языка... поддерживалось разного рода экстралингвистически­ми обстоятельствами: отсутствием территориальной разобщенности среди восточнославянских племен, а позже отсутствием устойчивых границ между феодаль­ными владениями; развитием надплеменного языка устной народной поэзии, тесно связанного с языком религиозных культов, распространенных на всей восточнославянской территории; возникновением за­чатков публичной речи, звучавшей при заключении межплеменных договоров и судопроизводстве по за­конам обычного права (нашедших частичное свое отражение в Русской Правде) и т. п.» (Филин Ф. П., 1970, с. 3).

Материалы языкознания не противоречат предла­гаемым выводам. Лингвистика свидетельствует, как показал недавно Г. А. Хабургаев, что восточнославян­ское языковое единство оформилось из неоднородных по происхождению компонентов. Гетерогенность пле­менных объединений Восточной Европы обусловлена и расселением их из разных праславянских группи­ровок, и взаимодействием с различными племенами автохтонного населения. Таким образом, формирова­ние древнерусского языкового единства является результатом нивелировки и интеграции диалектов восточнославянских племенных группировок (Хабур­гаев Г. Л., 1980, с. 70—115). Обусловлено это было процессом сложения древнерусской народности. Археологии и истории известно немало случаев фор­мирования средневековых народностей в условиях сложения и упрочения государственности.

• Г


18 Археология СССР.

 


ЧАСТЬ III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ


 



 


Таблица LXI. Пахотные орудия второй половины I тысячелетия н. э.


1 — Псков; 2, 3 — Старая Ладога; 4—6 — Хотомель; 7 — Битица; 8 — Юдиново; 9 — Шуклинка; 10 — Ле­бедка; 11 — Канев; 12 — Макаров Остров; 13 — Па-


стырское; 14, 15 — Новотроицкое; 16 — Шмырево; 17 — Волынцево; 18,19 — Городок



 





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.