Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 9. ДРУЖИННЫЕ КУРГАНЫ. вицы (Блiфелъд Д




 


вицы (Блiфелъд Д. I., 1977). В обряде погребения этого курганного могильника обнаруживаются сле­ды имущественной и социальной дифференциации древнерусского населения X — самого начала XI в. Значительную часть могильника составляют небога­тые захоронения, оставленные рядовым населением. Среди них выделяются дружинные курганы с пред­метами вооружения и богатым инвентарем.

Д. И. Блифельд разделяет курганы дружинников на четыре группы.

1. Насыпи с погребением одного воина (при нем находятся стрелы, топоры, копья и изредка мечи). Захоронения совершались по обряду трупосожжения или по обряду ингумации в могильных ямах с впу­щенными в них срубами.

2. Насыпи с парными захоронениями — воина с женщиной. Эти захоронения характеризуются более богатым инвентарем.

3. Курганы с захоронением дружинника с конем. Обычно погребения по обряду ингумации совершены в подкурганных могильных ямах.

4. Курганы с парными трупоположениями и с ко­нем. Захоронения совершены в больших ямах с де­ревянными камерами. На дно клали трупы воина и его жены, а в ногах погребали взнузданного и осед­ланного коня.

Очевидно, эта дифференциация дружинных кур­ганов отражает в какой-то степени иерархию фео­дального общества древней Руси. Материалы Шесто-вицкого могильника показывают, что древнерусская дружина формировалась в основном за счет славян­ского населения. Некоторое количество вещей скан­динавского происхождения, встреченных в курганах этого кладбища, а также погребения с конем говорят о сложном этническом составе русского войска. В древнерусской дружине было и какое-то количество варяжских воинов, и, возможно, представителей иных восточноевропейских племен.

Курганные погребения дружинников имеются также в некрополях Киева, Пскова и других древне­русских городов.

Известны и небольшие курганные могильники, включающие дружинные захоронения. По местопо­ложению они обычно связаны с магистральными вод­ными путями, которые, как отмечалось, в IX—X вв. имели не только торговое, но -и военно-политическое значение. Однако дружинные кладбища бывают и в стороне от таких путей, и это, очевидно, показывает, что высшие слои древнерусского общества получали земельные пожалования и вместе со своими дружин­никами оседали в селах. Одним из таких вотчинных могильников является Новоселковский, расположен­ный в нескольких километрах от Смоленска (Ши-ринский С. С., 1970, с. 114-116).

В заключение обзора дружинных древностей IX— X вв. нельзя не упомянуть два крупных региона кон­центрации курганов с захоронениями воинов-дружин­ников на северо-восточной окраине восточнославян­ской территории того времени. Оба региона находят­ся в узловых пунктах Балтийско-Волжского водного пути, связывавшего страны Северной и Западной Европы с Востоком.

Один из них — окрестности Ярославля, где распо­ложены крупные Михайловский, Тимеревский и Пе­тровский курганные могильники. Как показали но-


вейшие исследования (Ярославское Поволжье X— XI вв.), эти курганы оставлены в основном финно-славянским населением. Курганы отражают сложное переплетение финно-угорских и славянских культур­ных и этнических элементов, являясь важным источ­ником для изучения взаимоотношений славян с фин-ноязычными племенами Поволжья.

Среди курганных насыпей этих ярославских мо­гильников немало погребений воинов-дружинников, сопровождаемых, в отличие от рядовых умерших, ме­чами, наконечниками копий и стрел, топорами, по­ясными принадлежностями и т. п. (табл. LXX, 7— 14). Все они принадлежат к тем же типам, что и в других дружинных курганах древней Руси.

Несомненен в захоронениях ярославских могиль­ников и скандинавский этнический компонент. Встре­чаются вещи североевропейского происхождения и в культурном слое Тимеревского поселения. Однако анализ материалов курганов и селища неоспоримо показывает, что норманны не были основателями по­селка. Они составляли сравнительно небольшую часть населения в IX в., а в следующем столетии раствори­лись среди финно-славянского населения. Единич­ные собственно скандинавские захоронения с харак­терными особенностями ритуала и набором вещей относятся лишь ко второй половине IX в. В погребе­ниях X в. скандинавские вещи встречаются постоян­но, но норманские черты обрядности почти пропада­ют. Очевидно, скандинавы, появившиеся на Волге в IX в., утратили свои этнические черты в процессе становления древнерусской народности и вошли в русскую дружину не как особая сила, а как состав­ная часть.

Курганные могильники юго-восточного Прила-дожья — второй регион концентрации дружинных за­хоронений. Оставлены эти курганы преимуществен­но местным финским населением, поэтому их деталь­ная характеристика выходит за рамки тематики на­стоящей книги. Возникновение курганной культуры здесь представляется результатом культурного и от­части этнического взаимодействия финского населе­ния Приладожья, незнакомого до IX в. с курганным обрядом погребения, со славянами и переселившими­ся сюда скандинавами. Большинство приладожских курганов содержит местные финские элементы: очаг с котлом и лопаткой (табл. LXVII, 1—3), ярусность, меридиональная ориентировка, шумящие привески.

Среди курганов юго-восточного Приладожья вы­деляются насыпи с погребениями дружинников. Это трупосожжения в ладьях, сопровождающиеся ору­жием, или трупосожжения воинов и женщин с при­возными вещами. Анализ материалов этих курганов (Кочкуркина С. И., 1973) показывает, что дружин­ное сословие формировалось здесь в основном из ме­стного весского населения и в меньшей степени из варягов. Скандинавы влились в среду приладожской веси, по-видимому, в IX в. и вскоре были ассимили­рованы.

Весская дружина неоднократно принимала уча­стие в походах и сражениях в составе древнерусско­го войска.

Таким образом, начальный этап становления дре­внерусской дружины должен быть отнесен к IX— первой половине X в., к эпохе первых военных похо­дов киевских князей на Византию. Основу древне-



 


ЧАСТЬ III. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ


 


русского войска в этих походах составляли княже­ские дружинники, судя по письменным источникам, в походах участвовали племенные дружины и пле­менные ополчения, а также наемники-варяги. На во­оружении дружинников были мечи европейских ти­пов, копья и пики, кочевнические сабли и сфероко­нические шлемы.

Около середины X столетия наступает новый этап в развитии древнерусской дружины, когда все большее значение начинает приобретать княжеское конное войско и формируется дружинно-феодальная иерархия. Этот процесс находил отражение в боль­ших курганах Гнездовского и иных дружинных мо­гильников, погребальный обряд которых сложился в условиях взаимодействия собственно восточносла­вянского ритуала с элементами, привнесенными из­вне. Русская дружина объединяет различные по про­исхождению этнические компоненты — славянский, финно-угорский, варяжский и пр.

Высшие слои древнерусской дружины создают по существу собственную раннефеодальную культуру, во многом противостоящую культуре земледельческо­го населения древней Руси (Рыбаков Б. А., 1970 б, с. 23—33). Дружинная культура впитала в себя не только славянское наследие, но и византийские, во­сточные и нордические элементы. Она выделялась пышностью и репрезентативностью, что сближало ранних русских феодалов с западноевропейскими и византийскими. Оружие, конская сбруя и украшения дружины носили не этнографический, а межэтниче­ский характер.

Древнерусские курганы XI—ХШвв. принадлежат в основной массе сельскому населению, хоронившему умерших по старому языческому обычаю. Городское население, как и дружинно-феодальное сословие, к тому времени под воздействием новой религии погре­бало умерших уже в основном на христианских клад­бищах.

М. X. Алешковский обратил внимание на то, что отдельные княжеские и боярские погребения XI— XII вв. и после принятия христианства сопровожда­лись оружием. Он попытался выделить курганы рус­ских дружинников XI—XII вв. (АлешковскийМ.Х.,


I960, с. 70—90). Исследователем были правильно подмечены важнейшие признаки для вычленения дружинных курганов среди основной их массы — бо­лее крупные размеры насыпей, наличие оружия, браслетов, и шейных гривн в захоронениях мужчин.

Однако при конкретном определении дружинных курганов М. X. Алешковский часто ограничивался одним из этих признаков. В отдельных случаях рабо­чие топоры были отнесены к боевым и не учтено эт­нографическое своеобразие окраин древнерусской территории, где топоры и копья в могилах обуслов­лены не тем, что хоронили воинов, а ритуалом, вос­ходящим к финно-угорской или балтской погребаль­ной обрядности. Можно заметить также, что матери­алы, использованные М. X. Алешковским, весьма неполны.

Тем не менее выводы и наблюдения М. X. Алсш-ковского интересны в научном отношении. Действи­тельно, в отличие от более раннего времени, в XI— XII вв. дружинные курганы рассредоточены по всей древнерусской территории. Большое количество кур­ганов в северных частях Руси обусловлено лишь том, что курганный погребальный обряд оказался здесь более устойчивым и продержался дольше.

В XI—XII вв. дружинные курганы не составляют значительных могильников, а расположены на дере­венских кладбищах. Очевидно, это говорит о разме­щении «молодшей» дружины в этот период по селам. Однако вряд ли это были расселившиеся по селам княжеские дружинники. Скорее всего основная мас­са дружинных курганов XI—XII вв. оставлена мест­ными жителями и является свидетельством социаль­ного расслоения. Об этом говорит одинаковый пог­ребальный обряд дружинных курганов и рядовых за­хоронений деревенских кладбищ, а также скромность их инвентаря. В основном в таких курганах встреча­ются или топоры, или копья. Курганы с находками мечей единичны. Погребений дружинников с шей­ными гривнами известно менее десятка. Представи­телей господствующего класса — бояр, военачальни­ков и княжеских дружинников, по-видимому, ужо хоронили по христианскому обычаю при церквях.


Глава десятая




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.