Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Болгария на современном этапе развития (1990-2010) (немного посторяет 32)



 

В первой половине 1990х произошло резкое падение уровня промышленного производства, стремительно росла инфляция, сокращалась занятость. Программа эк преобразований, разработанная правительством Луканова, не нашла поддержки у оппозиции.

В ноябре 1990 болгария оказалась в состоянии острого соц-эк и полит кризиса. 12.07.1991г была принята новая конституция страны. Новый закон уже не содержал положений о ведущей роли бсп и о социалистической ориентации. Рб провозглашалась унитарным деомкратическим гос-вом.

На парламентских выборах 1994г победу одержали социалситы.

Т.о, первая половина 90х - время формирования демократической системы в рб.в отличе от ряда других стран, болгарская бсп осталась одной из двух ведущих полит сил страны. Можно констатировать, что тем самым в рб сложилась 2х партийная система. Еще одна особенность в том, что даже в первые годы после падения режима бкп не пользовалась безусловной поддержкой большинства населения. Та политика, ктр проводилась лидерами сдс в 91-93гг привела к резкому падению авторитета союза. Одна из причин – эк политика демократ кабинетов. На первой (монетарной) стадии реформ в болгарии удалось достичь определенных позитивных результатов: снизилась инфляция, однако при этом росла безработица. Второй этап реформ был связан с массовой приватизацией.

По итогам выборов правительство сформировало бсп во главе с жаном виденовым. Однако новое руководство не смогло стабилизировать ситуацию в стране. Середина 90х ознаменовалась острым соц-эк кризисом.

Правительство виденова практически свернуло приватизацию, но не устранило коррупцию. В итоге замедлились темпы эк реформ и затормозилась деятельность зарубежных инвесторов.

Кризис сильно ударил по с/х. выросли цены на продукты первой необходимости и топливо. Произошел обвал национальной валюты. Были соц протесты.

Однако и внутри оппозиции былого единства не было. С приближением срока президентских выборов стали проявляться признаки полит конфронтации между президентом и парламентом. Кандидатом от сдс стал стоянов. На президентских выборах 29.10. и 3.11.1996 он одержал победу.

19.04.1997 на выборах в народное собрание большинство голосов получил блок объединение демократических сил (одс), в ктр входили сдс, бзнс и демократическая партия. Народное собрание утвердило ивана костова, лидера стс, на пост главы нового правительства.

Болгария успешно пережила кризис 98г, ВВП вырос, а инфляция оставалась умеренной.

На парламентских выборах в июне 2001г наибольшее кол-во голосов получило национальное движение «симеон второй». В январе 2002г президентом стал лидер бсп Георгий Пырванов.

В начале 21в в болгарии продолжались эк и полит реформы. На лицо были определенные успехи. В конце 2000 приватизация в стране вошла в завершающую стадию. Начались крупные вложения в болгарскую энергетику.

В целом, рб представляет собой на сегодняшний день среднеразвитую восточноевропейскую страну, специализирующейся на с/х

 

Югославия(ЮС) в 1946-1949.

 

Преобладающее положение в политической жизни коммунистов. Т.к. КПЮ и руководимые ею партизаны наиболее активно вели борьбу за освобождение страны.

август1945 г. заседание 3-й сессии АВНОЮ (Антифашистское вече народного освобождения Югославия) и преобразование его во Временную народную скупщину. Она подтвердила решения 2-й сессии, в том числе и аграрную реформу. Решение о проведение выборов в Учредительную скупщину. 29 ноября торжественное открытие УС. Провозглашается ФНРЮ, в последствии СФРЮ(Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Фактически утвердилась однопартийная система.

Проведенные коренные переменны были закреплены в конституции, принятой УС 31 января 1946г. Провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основании права на самоопределение выразили добровольное желание жить в едином федеративном государстве.

По конституции, в составе 6 республик: Босния и Герцоговина, Македония, Сербия (вкл автономные края Воеводину, а также Косово и Метохию), Словения, Хорватия, Черногория. Гарантировались равные права, свобода слова, печати, собраний и др. демократические свободы. Главной формой собственности объявлялась “всенародная”.

Высшим органом законодательной власти объявлялась Народная скупщина(НС), из 2 палат: Союзного веча и Веча национальностей. Становление конституционной федеративной системы завершали республиканские конституции, принятые в 1946-1947 гг. Каждая из республик имела свой парламент и правительство.

Первоочередная задача в экономической сфере – восстановление народ хозяйства. Конфискация земель помещиков, буржуазии, церкви и немцев. Больше всего земель перешло в распоряжение государства в Славонии и Воеводине, особенно в Банате, коренное немецкое население которого после войны было практически полностью депортировано в Германию. В апреле 47г. НС. Утвердила первую пятилетку развития нар хоз. :ликвидация экономической отсталости страны, укрепление оборонного потенциала, расширение социалистического сектора экономики, подъем жизненного уровня трудящихся. Успешно.

В 1948 конфликт с СССР из-за идеи Балканской федерации. Эту идею предложили Сталин и Димитров(болгарский политический деятель). Тито выступает за создание Славянского Союза, т. е. без Румынии и Греции. Идея предложенная Сталиным продивгается со скрипом, что вызывает резкую реакцию. Ст выражает согласие на присоединение ЮС Албаниии, Тито активизируется, но при работе не обращает внимания на национальный вопрос. Албанцы не хотят упускать своего и интригуют напропалую. Ст всё больше бесится и выражает своё недовольство. Димитров с Тито начинают гворить о создании Союза Южно-Социалистических Республик. Проблема в том что Ст являлся теоретиком национальной проблемы и проектировал здраво большое гос-во на Балканах, но его не слушались и пытались двигать свои проекты. Идея же второго СССР была утопична. Никому второго Союза на Балканах не надо. Общей платформы для консолидации так же не наблюдается. Начинаются взаимные обвинения, Тито обвиняется в ревизионизме, троцкизме и пр. Сталина обвиняют в отходе от марксизма, тоталитаризме и т.п.. Вывод сов войск из ЮС. Переименование КПЮ в Союз Коммунистов, начало т. н. самоуправленческого коммунизма.

Перемены в сфере управления экономикой. НС был принят закон о введении на государственных предприятиях непосредственного управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. Контроль партии за их деятельностью сохранялся, он осуществлялся через заводские парторганизации.

В конце 40- начале 50-х гг. произошли изменения в системе государственного управления экономикой в направлении ее децентрализации. Ряд функций федерального правительства по руководству народным хозяйством был передан республикам.

После компромиссного решения вопроса о компенсации за собственность, конфискованную у граждан западных государств (кроме немцев) в ходе национализации, стали развиваться экономические отношения с ведущими капиталистическими странами.

 

Югославия в 1950-1980.

 

Вопросы управления народным хозяйством стали главными в повестке дня VI съезда КПЮ в 1952 г. Съезд одобрил курс на перестройку экономики страны на принципах общественного самоуправления. На съезде было принято решение о переименовании коммунистической партии в Союз коммунистов Югославии (СКЮ), что как бы подчеркивало самостоятельность по отношению к КПСС.

Главой государства становился президент. Союзная народная скупщина претерпела изменения, вместо Веча национальностей создавалось Вече производителей. Федеральное правительство было переименовано в Союзное исполнительное вече (СИВ). Сменили названия и федеральные министерства. Стали секретариатами. Президентом ФНРЮ И.Тито, а вице-президентом - Н.Ранкович, ранее безопасносник.

В июне 1955 г. был принят Общий закон об устройстве общин и районов, направленный на дальнейшее развитие и совершенствование системы самоуправления. Общины (или коммуны) провозглашались первичными организациями местного самоуправления трудящихся. Скупщина общины избиралась всеми гражданами, проживающими или работающими на ее территории, ей принадлежала вся полнота местной административной и распорядительной власти.

В апреле 1963 г. принятие новую конституцию(всенародно обсуждалась). Страна получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42-часовую рабочую неделю, оплачиваемый отпуск, образование, социальное обеспечение, минимальный личный доход. Союзная скупщина имела 5 палат. Но вскоре было решено вернуться к двухпалатной системе. Новая конституция вводила принцип сменяемости выборных должностных лиц и депутатов (ротации) через каждые 2 года. Был также утвержден закон о создании конституционного суда Югославии.

В текст конституции со временем были внесены поправки (1967, 1968 и 1971 гг.), в результате чего был создан Президиум федерации, выполнявший функции коллективного руководящего органа. В его состав входили представители республик (по 3 человека) и автономных краев (2 человека). После принятия поправок расширились права республик и автономных краев. Они получили большую самостоятельность в экономике за счет центральных органов власти. Трудовые коллектив стали называться Организациями объединенного труда (ООТ). Расширены права предприятий. После всех отчислений в государственные фонды у них стало оставаться 2/3 чистого дохода.

В июле 1965 г. Союзная скупщина приняла ряд законодательных актов, положивших начало новой социально-экономической реформе. Ее основные цели и задачи сводились к следующему: переход к интенсивному хозяйствованию; ликвидация диспропорций между отраслями экономики и ее стабилизация; повышение производительности труда; активное включение страны в международное разделение труда.

Вводились некоторые принципы рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность югославской промышленности на внутреннем и международном рынках. Предусматривалась отмена монополии на внешнюю торговлю, льготы для предприятий, модернизировавших оборудование и технологические процессы. Налог с оборота с предприятий взимался после реализации продукции. Отменялись государственные дотации нерентабельным предприятиям, а сами они попадали под так называемое принудительное управление со стороны государственных органов. Сократились федеральные фонды капиталовложений в неразвитые регионы. Лица, не сумевшие трудоустроиться в Югославии, получали право на свободный выезд из страны. Еще большую самостоятельность получили республики и края.

С одной стороны, увеличились темпы прироста промышленного производства. Возросла рентабельность предприятий, модернизировалось их оборудование. В результате 2/3 прироста прибыли достигались за счет роста производительности труда. Однако рост потребления, значительно увеличение импорта нарушили стабильность экономики. Стремительно стала расти внешняя задолженность страны. Обострилась проблема трудоустройства. С начала 70-х гг. наблюдается рост безработицы. Свыше 1 млн. граждан Югославии вынуждены были искать заработки за рубежом. Еще более увеличились диспропорции в уровне экономического и культурного развития отдельных республик и автономных краев СФРЮ, а также в уровне жизни отдельных граждан.

Национальные волнения. В 1970-71 т. н. хорватская весна, лидер Туджман. Аналогичные волнения в Косово и в др регионах. Удалось справиться.

Начало 1970-х, чистка СКЮ.

1974, 2 основных момента по Кретинину. 1 это введение системы ежегодных делегатов, с возможностью возврата, что приводит со временем к параличу власти и 2 наделение автономных областей практически полной самостоятельностью.Вся система держалась только на Тито.

 

Югославия в 1980-1988.

 

04.05.1980 смерть Тито. Положили в Мавзолей. Начинается процесс ликвидации СФРЮ. Все высшие должности занимаются на 1 год. Вводится коллегиальное руководство: по одному делегату от республики и автономии. В Сербии появляется С. Милошевич, концепция Великой Сербии. Формируются этнографические группировки. Оживление оппозиционного движения - нашли «сталинские подпольные группы». Выступления мусульман в 1983. А. Изетбегович публикует свою декларацию: создать исламское гос-во в БиГ. Волнения в Косово: албанцы за создание 7-й республики и выход из Сербии. Ввод полиции. Вооружённые столкновения. При Тито велась определённая политика по отношению к нацменьшинствам. Спецшколы для мелких национальностей. Комиссия по нац отношениям. Эконом стагнация перерастает в кризис 2/3 твоаров не выходят за границы республик. Словения и Хорватия наиболее развитые регионы, БиГ, Македония — дотационные регионы. Бойкот товаров из недружественных республик. Рост внеш долга и безработицы. В 1987 не смогли утвердить бюджет. Предложения по изм конституции, федеральному центру разрешили вмешиватсья в экономику республик.

В полит сфере чехарда. Наиболее видный политик - хорватАнто Маркович, крупный бизнесмен, за федерацию. Создан Союз Реформационных сил, н оне пользовался поддержкой. Последний председатель президиума - Янез Дрновшек.

1985-89 поиск нового соц пути для Югославии. Кризис СФРЮ и СКЮ, обострение национального вопроса, делегитимация армии, формируется многопартийная система.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.