Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хорватия в первой половине XIX в.



Проблемы периодизации истории зарубежных славянских народов в новое-новейшее время

История ю и з славян – специфичная дисциплина. Есть мнение, что это рудимент сов ист. Она появилась на волне освободительного движения.

Ист славистика появилась в 30е гг 19в и называлась славяноведением. Регель был одним из ведущих славистов.

С современной позиции славяне мало чем отличаются от народов з.евр. Появляется вопрос – кто такие славяне? Исторически сложилось, что славян больше связей между собой в культурном, языковом плане. Но сейчас понятие как о более близком довольно спорно. После распада ссср многие славянские стр решили отстраниться от новоявленной рос. Можно даже столкнуться с русофобией.

Для ю и з славян принята своя периодизация:

1. с конца 18в нач период славянского возрождения. Это связано с тем, что к кон 18в все ю и з славяне лишились свой государственности. Появляется понятие «неисторических народов». Первая точка – появление сочинений паисия хилендарского «история славяно-болгарская» 1762г. период возрождения в бол проходит под натиском османского ига. Наиболее ярко славянское возрождение проявляется в чех. В болг сохранились монастыри, в то время как в чех слой интеллектуалы-будители (возрождение чешской литературы). Юнгман хотел написать историю.

Ликвидация речи посполитой – дифференциация истории ю и з славян. Поляки теряют св государственность позднее остальных. Когда у славян возрождение, поляки ищут свою речь посполиту. Польша крайне болезненно переживает потерю восточных тер. Поляки всячески пытались вернуть те земли. Эта тенденция привела к оформлению национального самосознания.

У др славян не было особых противоречий и недомолвок.

2. рев 48-49гг в евр. Славяне выступили в консервативном лагере. В 1848 в праге 1й славянский конгресс – славяне осознали, что не являются единым народом. Окончательно формирование славянского самосознания. Формируются славянские организации и концерны.

3. События 1мв, формирование независимых славянских гос – польша, чхсл, болг и югсл.

4. После 45г – социалистический эксперимент, все славянские страны строят социализм.

5. Бархатная революция и постепенная интеграция в ес и нато.

 

Основные идеологии и концепции славянского единства, и их реализация в новое и новейшее время

 

Славянское возрождение сразу становит вопрос о славянском единении. 1й уровень – общеславянский, который нашел отражение в концепции панславянизма (шафаль, штур, крамарж). Панславянизм представляет программу интеграции всех славян под эгидой рос. Конкретные очертания панславянизма представлялись в региональных предпочтениях - иллиризм (югсл), австрославизм.

Первые славянские концепции появились в 19в от наполеона. В 30е 19в появилась концепция иллиризма, автором которой был гай. Он предлагал представлять евр в виде девушки на камне. В ее руках лира, опиравшаяся на болгарскую варну, шкоду и лия (бия??). к ликвидации иллиров призывал гай. Из его концепции появились другие. Сербская душановская концепция – необходимо воссоздать гос степана душана.

Гарашанин в св программе «начертание» в 1844г предлагал создать великую сербию. Она стала основой в концепции югословизма. Сербы, хорвата и словенцы – единый народ, который надо объединить. Эта концепция н выдержала испытания временем, тк 3 народа различны.

Концепт чхословакизма развивался от австрословакизма, тк тер габсбургов была заполнена славянами, русинами. Концепт австрословакизма предполагал формулировку «австр будет существовать так долго, как долго это захотят славяне».

Возобладали концепции более интегрированные, например чехословакизма. Надо объеденить чехов и словаков в одно целое после их разделения венграми. Но эта идея тоже перестала работать.

Хорватия в первой половине XIX в.

Хорват. земли к нач. 19 в. были разобщены и оказались в составе Австрийс. империи. С 1809 по 1813 гг. Далмация и Истрия являлись составной частью Иллирийских провинций, а в 1815 г. окончательно были закреплены за монархией Габсбургов. Хорв. земли не составляли единой админ. единицы, они подчинялись разным имперским центрам. Гражданская Хорватия и Славония входили в Венгерское королевство, хорв. земли Военной Границы, Далмации и Истрии напрямую подчинялись Вене. Триединое Королевство Хорватия, Славония и Далмация - существовало лишь на бумаге. Противниками хорв. административного объединения выступали как венский центр, так и венгер. буржуазия. По данным сер.XIX в. в Гражданской Хорватии и Славонии проживало 850.000 чел., в Далмации - 415.000 (значительная доля сербского населения). Не существовало и единого хорв. языка. Задача создания способствующего нац. единению общехорватского литературного языка начала выполняться хорв. интеллигенцией в 30-е гг. XIX в. Хорваты были единственным из южнославянских народов, сохранившим нац. дворянство (2% населения). Представители высшей титулованной аристократии были по большей части немецкого или венгер. происхождения. Славонские помещики были тесно связаны с венгер. рынком и буржуазией, именно они явились основой мадьяронства, т.е. сторонниками интеграции Хорватии и Венгрии. Большинство населения Хорватии - крестьянство. 3/4 земли принадлежало помещикам и 85% крестьян находились в феодальной зависимости от них. Они были привязаны к своему помещику урбариальными повинностями, то есть включенными в реестр обязательных и регламентированных Урбариями Марии-Терезии и Иосифа П. Отмена урбариальных повинностей-требование крестьян. Попытки реформ проводились в 30-40-е гг. XIX в., но сталкивались с сопротивлением дворянства (ликвидация кметства приведет к обнищанию). Крестьян. вопрос до революции 1848 г. не был решен. Хорв. сабор в 1836 г. принял решение, что крестьяне могут покидать свои наделы без выплаты, лишь поставив в известность своего господина. Основная специализация хоз-ва - производство зерновых. В 20-30-х гг. XIX в. помещики и зажиточные крестьяне активно занялись зерновой торговлей. Так складывалась хорв. торговая буржуазия. Хорватии и Славонии отводилась роль производящих с-х областей. Города Хорватии были невелики, их совокупное население в нач. 19 в. не превышало 30тыс. чел., а главный город Загреб насчитывал около 8 тыс.чел. Города обладали широкими муниципальными правами, своим магистратом, направляли своих депутатов в сабор. Католич. церковь, господствующая в Хорватии, была мощным консолидирующим фактором. Одним из деятелей церкви, усилия которого были направлены на возрождение хорв. культуры, языка, нац. единства был епископ Максимилиан Врховац. К нач.19 в. Хорватия и Славония были подчинены Венгер. королевству. Процесс мадьяризации в Хорватии и Славонии: обязательное изучение венгер. языка в начальных школах, введение венгер. языка в качестве яз-ка администрации вместо латыни (концепция единого венгерского народа). Венгер. Гос-венное собрание в 1827 г. упоминает в офиц. документах Хорватию как подчиненную венгер. территорию. Хорват. сабор, заявляя о своих муниципальных правах, настаивает на статусе союза, а не подчинения. Разворачивается борьба за историч.“права” Хорватии, за расширение полномочий Хорв. сабора. В перв. трети XIX в. определились 3 главные национально-гос-венные задачи Хорватии: 1) собирание хорват. земель в одну админ. единицу; 2) оформление и распространение хорват. единого языка; 3) сопротивление экономич., политич. и культурной мадьяризации. После очередного поражения Австрийской империи в войнах с наполеоновской Францией, согласно условиям Шенбруннского мира (октябрь 1809 г.) часть австрийских территорий: часть Хорватии и Военной Границы отошли Франции. Объединив эти территории с захваченными ранее Далмацией и Дубровником, Наполеон сформировал т.н. Иллирийские провинции (функция- контроль континентальной блокады Англии, развитие торгов.отношений). Здесь в 1811 г. был введен кодекс Наполеона, уравнявший все слои населения в правах, введена реформированная система судопроизводства и налогообложения, открыты светские школы, декларированы гражданские права и свободы. Крестьяне Далмации наряду с личной свободой получили и земельн. наделы. На 20-30-е гг. XIX в. пришелся расцвет хорв. нац. культуры и идеологии, активизировались процессы формирования нац. самосознания. Излагая теорию общности юж. славян, Янко Драшкович выдвинул проект создания Великой Иллирии, то есть объединения, способного противостоять венгерской культурно-экономич. экспансии. Иллирийское движ-е стало школой для большинства деятелей хорв. нац. движ-я 19 в. После завершения наполеоновских войн Далмация входит оконча­тельно в империю Габсбургов и с 1815 г. становится админ. единицей - Королевство Далмация. На протяжении всей пер. половины 19в. Хорв.полит. круги активно выступали с требованием присоединения территории Хорв. Военной Границы к Гражданской Хорватии и Славонии. Это было одно из важнейших условий восстановления целостности Хорватии как админ. единицы Австрийс. империи. Вплоть до событий револю­ции 1848/49 гг. Венское прав-во противилось этому плану.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.