Стихия огня, скрывающая в себе все потенции любви, теснейшим
образом сопрягается с силами небесными. "Зажечь горячую кровь и
ретивое сердце", чтоб кипели они да горели, можно лишь встав
"под утреннюю зорю, под красное солнце, под млад месяц, под
частые ярые звезды". (При этом поминается и древняя Прародина
мировых цивилизаций с полярной горой Меру посреди Вселенной:
"Под частыми ярыми звездами стоит гора белокаменна..."32
В представлении многих народов Небо -- не только часть или
Полное выражение Космоса, но и активная сторона
Космогонического или теогонического процесса. В большинстве
Древних культур Небо имело мужское обличие (редкое исключение
-- древнеегипетская мифология, где Небо -- Нут -- женского
Рода), оно наделялось мужской потенцией и представлялось с ясно
Выраженной мужской атрибутикой. В связи с распространенными
Сказаниями о браке Земли и Неба Млечный путь представлялся
Фаллосом Небесного Бога. Так, древние греки полагали, что
Млечный путь -- гигантский фаллос Бога Урана. Отголоском
Общеарийских воззрений может служить русская народная сказка из
сборника "Русских заветных сказок" А.Н.Афанасьева о волшебном
Кольце, благодаря которому фаллос героя вытягивается на семь
Верст и достигает неба33. Аналогичные мотивы обнаруживаются в
Символике погребальных курганов, где наряду с отдельными
Небесными светилами воспроизводится весь Млечный путь в виде
гигантского детородного члена (рис. 114).
Впрочем, имеются и другие объяснения и соответственно
Народные наименования Млечного пути. У индоевропейских народов
со времени, зафиксированного в Гомеровой "Одиссее", небесная
Река из звезд именуется Повозкой (или Возом, или Телегой).
Названий Млечного пути множество и у каждого народа -- самые
Разные, только в польском языке их зафиксировано около сотни. У
Северных народов Млечный путь -- Лось, хотя у финно-угорских
Суоми, карелов, мордовцев, марийцев, коми, удмуртов, манси --
Это Путь Птиц (Путь Диких Гусей, Журавлиная Дорога). У
Некоторых славянских народов Млечный путь именовался точно так
Же: Гусиная (Журавлиная) дорога. Тюрки, арабы, иранцы, армяне,
Албанцы, венгры и балканские славяне именовали Млечный путь --
Дорогой, устланной соломой, тунгусские народы -- Лыжным следом,
чукчи и коряки -- Пыльной рекой; корейцы -- Серебряной рекой;
Китайцы, японцы, вьетнамцы -- Небесной рекой и т.д.
Укоренившееся в современном русском языке и обиходе
Название Млечного пути несомненно сопряжено с древними
Мифологическими представлениями о сказочной Молочной реке или
Благословенной стране, где текут молочные реки (Беловодье).
Интерес Голубиной книги к вопросу о происхождении утренней
И вечерней зари обусловлен тем, что в общеарийской
Мифологической традиции зори представлялись плодом соития Неба
И Земли (сама заря, то есть покраснение неба, воочию
Демонстрировала такой процесс соития).
В славянской и всей индоевропейской культуре особенно
развит и распространен был культ утренней Зари (рис.
Предвозвестницы дневного света (рассвет). По
Древнеиндийской традиции Утренняя заря (богиня Ушас) -- дочь
Неба. В славянском фольклоре утренняя заря зовется Оком (или
окном) Божьим. "Зори утренни от очей Господних", --
Подтверждает Голубиная книга. Отсюда понятна однокоренная
родственность слов "заря-зори" с лексическим гнездом: "взор";
"зоркий"; "зрак", "зреть", "позор", "зариться". Иначе: слова,
означающие небесный или огненный свет (ср.: "зарево"),
родственны словам со смыслом "видеть-глаз".
В русском языке и народно-поэтических воззрениях понятия
"зари-зорьки" относятся к числу наиболее стойких и
укоренившихся: от ласкательного эпитета "зоренька ясная" и
Сказочных имен Заря-богатырь, Иван-Зорькин (ср. также кличку
Животных -- Зорька) до древнейших присловий и заговоров.
Поиск по сайту:
|