Обозначения годовых и вообще -- временных циклов, в основе
которых лежит древнейший корень "яр" ("йар", "аэр")38. Он
образует древнеиранское (авестийское) слово "год", лежит в
основе древнегреческого понятия, означающего "время года", и
Безо всяких изменений воспроизводится в современном немецком
языке: "йар" (Jahr) "год". В древнерусском языке слово
"яра" означало лишь одно время года -- весну, но в
Реконструированном прославянском языке этим словом обозначался
Целый или, как говорили в народе, круглый год (кстати, одно из
Точных определений цикличности времени и изменений в природе).
Отсюда и происходит имя древнерусского весенне-солнечного и
Жизнеродного божества Ярилы -- хозяина времени и зачинателя
Года. Весной начинается пробуждение природы и отсчет нового
Естественного жизненного цикла, устроителем и распорядителем
Которого выступает Ярило.
Современное русское слово "год" также древнейшего
Происхождения. Его лексическая основа восходит к санскритскому
многозначному слову "gу", в первую очередь служащему для
обозначения понятий "бык" и "корова" (это значение сохранилось
в современном русском языке "говядина", образованного от
устаревшего ныне "говядо", означавшего всякую крупную рогатую
Скотину -- быка, вола, корову), а также в производном от
"говядо" и ставшем бранным слове "говно". Но санскритское
"gу" означает также "звезды" и "лучи света" (и кроме
того, "речь" -- откуда русское "говорить"), что, несомненно,
Раскрывает его космические корни и делает понятным
астрально-циклическое происхождение самого слова "год".
С неотвратимым воздействием неведомых космических сил (в
том числе и астрально-природных циклов) связано понятие "рок",
имеющее временнуе происхождение (ср.: "срок"). В древнерусском
языке оно означало не только "судьбу" (как это имеет место в
современном языке), но и "год" (в украинском языке это значение
сохранилось и поныне). Этимологически понятие "рока" восходит к
санскритскому слову "rac", где оно означает в первую
очередь "созидать", "творить", "создавать", "устраивать",
"упорядочивать", что в целом соответствует пониманию Космоса
Как упорядочивающего начала. Но космическая сущность рока
Предполагает наличие в нем неких непреодолимых законов в виде
Неизбежной судьбы. Роковая предопределенность -- это вовсе не
Божеское предначертание. Это -- несравненно большее, глубинное
И непостижимое. В мифологической традиции против рока и судьбы
Бессильны любые Боги. Вселенская неотвратимость рока определяет
Жизнь людей и ход истории. Как и другие космически насыщенные
Категории, рок связан с речью или ее эквивалентами. Само слово
"речь" является производным от однокоренного ему слова "рок"
(ср.: "реку", т.е. "говорю", "пророк"). К этому же лексическому
гнезду примыкают слова "рокот" и "рык".
Известна и смягченная трактовка образа Ярилы, сближение
Его с Богами солнечного пантеона и даже отождествление с
Солнцем, как это сделано в весенней сказке А.Н.Островского
"Снегурочка". Великий русский драматург опирался на
Нижегородскую трактовку языческого мифа о Яриле -- Боге Солнца,
Любви и плодородия. Дожившая до наших дней легенда гласит: в
Стародавние времена Земля пребывала во мраке и стуже, но пришел
Бог Ярила и озарил ее своим светом, согрел своим теплом.
Тогда-то и родился из недр Земли Человек. Был он сначала
Несмышленышем, пока не просветил его разум Ярила своей молнией.
С тех пор и стал человек властелином во Вселенной39.
В своем беллетризованном переложении древнерусских легенд
И преданий Островский использовал образ и другого славянского
Божества -- Леля, придав ему чисто человеческие черты. О
Леле слышали очень многие, но подробностей не знает толком
Поиск по сайту:
|