Владимир Даль приводит пример подобных народных
представлений. Так, о Солнце говорили: "По заре зарянской
катится шар вертлянский -- никому его не обойти, не объехать".
Сохранился также текст заговора, с которым нагая бабка обносит
нагого младенца вокруг бани. "Заря, зарина, заря скорина,
возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные". По
Народным повериям, жизнь ребенка с момента рождения зависит от
Животворящей силы зари.
У восточных славян и русских Утренняя Заря, прогонявшая
Ночь, считалась Девой-воительницей, Победительницей Тьмы и
Одновременно -- Матерью Солнца, которое она в прямом смысле
Рожала каждый божий день, подобно тому, как птица сносит яйцо.
Такое представление восходит к самым глубинам протоарийского
Мировоззрения, впоследствии расщепившегося на самостоятельные,
Но во многом перекрещивающиеся индоевропейские мифологии.
Рудиментами первичного миросозерцания (в Ригведе оно
Представлено концентрированно в виде Богини Утренней Зари --
Ушас) можно считать такие русские сказочные образы, как
Ненаглядная Красота, Марья Моревна, Царь-Девица, которые
Первоначально, как доказал А.Н.Афанасьев, были тождественны
Богине Утренней Зари.
В фольклоре сохранились и другие осколки древнейшей
Общеиндоевропейской мифологемы: Заря -- мать, Солнце -- сын или
дочь. "Без утренней зорюшки солнышко не взойдет", -- гласит
Пословица. В Архангельской губернии записан заговор, обращенный
к ночному небу и утренней заре: "Заря-зорница, красная девица,
Сама мати и царица, светел месяц, часты звезды... Среди ночи
приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью-царицей". В
Новгородской Хлудовской псалтири конца XIII века есть
Миниатюра: огнеобразная дева несет в руках Солнце, имя ее, как
гласит подпись, "Зоря утрьняя"34.
Представление о жизнедарящей роли зари уходит своими
Корнями в самые глубины протоиндоевропейских верований. В
Ригведе собрано около 20 гимнов, посвященных Богине утренней
Зари Ушас -- создательнице света, воспламеняющей своими лучами
Небо, своего отца, с которым Богиня находится в
Кровосмесительном браке (слияние зари и неба воспринималось как
Акт совокупления). Ушас олицетворяет вечный свет, который был,
Есть и будет и если исчезает ночью, то на время; Ушас -- гарант
Его неизбежного возрождения (в этом смысле в Ригведе она
именуется "знаменем бессмертия").
Отзвук имен светозарных Божеств слышится в культурах
разных эпох и народов: пророк Заратуштра (греч. Зороастр);
Женские восточные имена -- Зара, Зарема, Зарина. Были попытки
сблизить с общеиндоевропейскими корнями "зор -- зар" (ср. укр.
Зирка -- заря) имя древнеегипетского бога Осириса (Озириса),
Истолкованного как Зарид, т.е. Озаренный или Осиянный.
Взаимодействие между индоевропейской и семитско-хамитской
Культурами и мифологиями на разных отрезках исторического
Развития бесспорно. Бесспорны также древние контакты между
Этносами. Так, статуэтка Осириса была найдена в Томской области
(а статуэтка Амона -- в Пермской области)35. Что касается
Генеологической связи, то следует отталкиваться от подлинного
Древнеегипетского звучания имени бога Осириса. В европейские
Языки вошел его древнегреческий эквивалент, который на
Древнеегипетском языке прочитывается как Усир (это при том, что
В древнеегипетском письме гласные звуки отсутствуют).
Если сближать смысловое значение Осириса с озаренностью,
то тогда напрашиваются и некоторые фонетические параллели:
Древнеегипетское имя Усир созвучно с древнеиндийским Ушас, а
последнее приводит к русскому "ужас", что объяснимо только в
Том случае, если исходить из общеизвестных функций Бога Осириса
Как владыки Царства мертвых, царя Преисподней и главного судии
На Страшном суде. Все становится на свои места, если вспомнить,
Что зори бывают как утренние, так и вечерние: первые приносят
Нарождение дневного света, а последние -- его смерть. Можно
Подобрать еще одно объяснение тому на первый взгляд
Поиск по сайту:
|