Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Владимир Даль приводит пример подобных народных



представлений. Так, о Солнце говорили: "По заре зарянской

катится шар вертлянский -- никому его не обойти, не объехать".

Сохранился также текст заговора, с которым нагая бабка обносит

нагого младенца вокруг бани. "Заря, зарина, заря скорина,

возьми с раба Божия младенца зыки и рыки дневные и ночные". По

Народным повериям, жизнь ребенка с момента рождения зависит от

Животворящей силы зари.

У восточных славян и русских Утренняя Заря, прогонявшая

Ночь, считалась Девой-воительницей, Победительницей Тьмы и

Одновременно -- Матерью Солнца, которое она в прямом смысле

Рожала каждый божий день, подобно тому, как птица сносит яйцо.

Такое представление восходит к самым глубинам протоарийского

Мировоззрения, впоследствии расщепившегося на самостоятельные,

Но во многом перекрещивающиеся индоевропейские мифологии.

Рудиментами первичного миросозерцания (в Ригведе оно

Представлено концентрированно в виде Богини Утренней Зари --

Ушас) можно считать такие русские сказочные образы, как

Ненаглядная Красота, Марья Моревна, Царь-Девица, которые

Первоначально, как доказал А.Н.Афанасьев, были тождественны

Богине Утренней Зари.

В фольклоре сохранились и другие осколки древнейшей

Общеиндоевропейской мифологемы: Заря -- мать, Солнце -- сын или

дочь. "Без утренней зорюшки солнышко не взойдет", -- гласит

Пословица. В Архангельской губернии записан заговор, обращенный

к ночному небу и утренней заре: "Заря-зорница, красная девица,

Сама мати и царица, светел месяц, часты звезды... Среди ночи

приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью-царицей". В

Новгородской Хлудовской псалтири конца XIII века есть

Миниатюра: огнеобразная дева несет в руках Солнце, имя ее, как

гласит подпись, "Зоря утрьняя"34.

Представление о жизнедарящей роли зари уходит своими

Корнями в самые глубины протоиндоевропейских верований. В

Ригведе собрано около 20 гимнов, посвященных Богине утренней

Зари Ушас -- создательнице света, воспламеняющей своими лучами

Небо, своего отца, с которым Богиня находится в

Кровосмесительном браке (слияние зари и неба воспринималось как

Акт совокупления). Ушас олицетворяет вечный свет, который был,

Есть и будет и если исчезает ночью, то на время; Ушас -- гарант

Его неизбежного возрождения (в этом смысле в Ригведе она

именуется "знаменем бессмертия").

Отзвук имен светозарных Божеств слышится в культурах

разных эпох и народов: пророк Заратуштра (греч. Зороастр);

Женские восточные имена -- Зара, Зарема, Зарина. Были попытки

сблизить с общеиндоевропейскими корнями "зор -- зар" (ср. укр.

Зирка -- заря) имя древнеегипетского бога Осириса (Озириса),

Истолкованного как Зарид, т.е. Озаренный или Осиянный.

Взаимодействие между индоевропейской и семитско-хамитской

Культурами и мифологиями на разных отрезках исторического

Развития бесспорно. Бесспорны также древние контакты между

Этносами. Так, статуэтка Осириса была найдена в Томской области

(а статуэтка Амона -- в Пермской области)35. Что касается

Генеологической связи, то следует отталкиваться от подлинного

Древнеегипетского звучания имени бога Осириса. В европейские

Языки вошел его древнегреческий эквивалент, который на

Древнеегипетском языке прочитывается как Усир (это при том, что

В древнеегипетском письме гласные звуки отсутствуют).

Если сближать смысловое значение Осириса с озаренностью,

то тогда напрашиваются и некоторые фонетические параллели:

Древнеегипетское имя Усир созвучно с древнеиндийским Ушас, а

последнее приводит к русскому "ужас", что объяснимо только в

Том случае, если исходить из общеизвестных функций Бога Осириса

Как владыки Царства мертвых, царя Преисподней и главного судии

На Страшном суде. Все становится на свои места, если вспомнить,

Что зори бывают как утренние, так и вечерние: первые приносят

Нарождение дневного света, а последние -- его смерть. Можно

Подобрать еще одно объяснение тому на первый взгляд

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.