Методах анализа индоевропейских и околоиндоевропейских языковых
Связей без учета возможности макроэтимологического анализа и
Вскрытия глубинных языковых пластов, таких, например, как
взаимосвязь между корнями "лат" -- "лад" -- "лед". В этом
Смысле слово Алатырь напрямую связано с исконно народным
космическим понятием Лад. Само понятие "алтарь" ни в коем
Случае не является позднехристианским, а имеет древнее
Происхождение, корни которого уходят в гиперборейские времена
(об этом, в частности, свидетельствует однозначная привязка
Алатырь-камня к легендарному острову Буяну -- смутному
Воспоминанию о гиперборейской прародине). Священный камень не
Терпел глумления: как известно, былинный удалец Васька Буслаев
Поплатился за неуважение к святыне: решил перескочить через нее
не передом, а задом -- "да расколол свою буйную голову и
остался лежать тут до веку".
С небесно-огненно-световой стихией связаны еще два
древнерусских Божества -- Перун (рис. 104) и Стрибог
(рис. 105). Оба знамениты необычайно: первый -- как
Наиболее упоминаемый (и проклинаемый) в дошедших письменных
источниках; второй -- по поэтическим строкам "Слова о полку
Игореве" о ветрах, Стрибожьих внуках, что веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы. Отсюда делался поспешный вывод, что
Стрибог -- он и есть Бог Ветра. Однако "Слово" не дает
Оснований для такого прямолинейного заключения. Безымянный
Автор именует Ветры внуками Стрибога, то есть он является
Только прародителем, хотя и связан с буревой и молниевой
Стихией.
Настоящий же Бог грозы, грома и молнии -- Перун,
Классический Бог-громовник, русский аналог Зевса-громовержца.
Как верховное Божество дохристианской Киевской и Новгородской
Руси Перун считался также покровителем князя и его дружины,
Принимая на себя одновременно и функции Бога войны.
Не стоит тешиться заблуждением, что вера в Перуна сама
собой сошла на "нет" после того, как Владимир Святой повелел
Разрушить все языческие святилища, а деревянное изваяние Перуна
Бросить в Днепр. Еще в XIV веке священнослужители продолжали
жаловаться: "Но и ныне по сукраинам молятся ему, проклятому
Богу Перуну"28. А у болгар почитался и в XVIII веке: во время
Засухи для вызывания дождя практиковалось некое языческое
Действо с ряжением молодежи и хождение по домам с пением,
Прославляющим Перуна в надежде, что он как владыка грозы,
Молнии и грома ниспошлет на страждущую землю долгожданный
Дождь.
Бог войны известен в древнеславянском пантеоне и под
Другими именами, упомянутыми различными латинскими авторами. У
Некоторых славян (оборитов, моравцев, словаков) это был, к
примеру, Радегаст (рис. 106), и по внешнему виду и по
Своему прямому назначению очень близкий Богу войны древних
Германцев и скандинавов.
Одним из верховных Божеств и родоначальников древнерусских
И древнеславянских Богов был Род -- прародитель мира и
Человека, Божество всей природы и плодородия. Он олицетворял
Космическую Жизнь во всем богатстве оттенков. Человеческий род
Ведет свою родословную от верховного Божества -- Рода. Имя
Владыки мира было настолько смыслозначимым, что по сей день
Живет в русской речи. Как Бог Род породил все живое и неживое
во Вселенной и саму Вселенную, так слово (корень) "род"
Породило целую семью однокоренных понятий, имеющих непреходящее
значение для русских людей: "родина", "природа", "народ", "род"
(семья, племя, династия), "родня", "родичи", "порода",
"родник", "родить", "рожать", "урожай".
Какого-либо антропоморфного изображения бога Рода не
Сохранилось. Изображение объектов и их атрибутов, близких по
Функциональному назначению к функциям древнеславянского Бога
Рода, возможно, осталось в многочисленных скульптурах,
Мелкопластичных поделках и амулетах, в форме мужских и женских
Гениталий, имеющих непосредственное отношение к половой жизни и
Продолжению рода. Кроме того, Родом считалась некая внутренняя
Поиск по сайту:
|