Начиная с позднего Каменного века, откуда дошли их глиняные
Изображения. В дальнейшем -- практически до наших дней --
Сохранились обычаи чтить рожаниц. Раньше им приносились
Символические дары, устраивали в их честь массовые рожаничные
Трапезы, изображали рожаниц различными способами, в том числе и
С помощью вышивки. Традиции вышивки, орнамента, узоров
Передавались от поколения к поколению точно так же, как и
Русская речь, устный фольклор, хозяйственные навыки. В
Стилизованных, хотя и весьма натуралистических вышитых
Изображениях рожаниц воспроизводится процесс родов -- жизненно
Важный акт продолжения человеческого рода и одновременно
великое таинство природы (рис. 109). Отсюда космический смысл
Всего связанного с рождением и сотворением. Отсюда же дожившее
До ХХ века сближение рожаниц со звездами.
Рожающая женщина -- повсеместно распространенный сюжет,
Встречающийся в Старом и Новом Свете. Достаточно упомянуть
Найденную в Малой Азии (Чатал-Хююк) глиняную статуэтку рожающей
Богини (VI тысячелетие до н.э.), а также изображение рожающей
северной женщины (Х -- ХII вв.) (рис. 110) или ацтекской богини
(XIV в.) (рис. 110-а), скульптурное изображение которой
Воспроизведено на знаменитой фреске Диего Риверы и т.п. Культ
Русских рожаниц неразрывно связан с общечеловеческим культом
Великой матери, повсеместно распространенным по всему Древнему
Миру. Прообразы Великой матери встречаются во всех древнейших
цивилизациях, включая протославянскую (рис. 111), и уходят в
Самые глубины человеческого прошлого -- вплоть до палеолита.
Символика Великой кормящей матери просматривается в
Гипертрофированных женских признаках (особенно грудей)
Многочисленных каменных статуэток, найденных на территории
Евразии (рис. 112). Каждая из таких "венер" --
Обобщенно-собирательный символ женского естества --
Деторождения и детокормления. В дальнейшем символика
Материнского начала претерпела изменения. Была канонизирована,
К примеру, многогрудость, что нашло свое законченное воплощение
в классическом образе Артемиды Эфесской (рис. 113).
Важным для понимания жизнетворящих функций Бога Рода и
Рожаниц является истолкование космогонических мифов -- и в
Частности индоевропейских -- как обобщенного опыта половой
Жизни, процесса зачатия и родов. С этой точки зрения космогония
Вообще сродни эмбриогонии, поэтому каждый человек носит в себе
Подсознательные сведения о собственной эмбриональной жизни,
Появлении на свет в процессе родов, а космогонический миф дает
Людям возможность косвенным образом снова пережить -- через
Макроскопическую проекцию -- свое прошлое внутриутробное
Состояние и соответствующие ощущения30.
Перенос на Космос выводов из житейского сексуального опыта
-- это лишь одна сторона проблемы. Вторая же состоит в том, что
В космическо-небесных силах видели и первоисточник сексуальной
Энергии -- мужской и женской. В наибольшей степени данный
Аспект был развит в тайных оргиастических мистериях и ритуалах,
А впоследствии получил отражение в многочисленных трактатах о
Любви -- китайских, индийских, японских, арабских и т.п. По
Канонам христианским половая любовь всегда считалась чем-то
Греховным, требующим очищения и жесткой регламентации. Однако в
Народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви
И властей, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные,
Главным образом -- небесные силы, которые якобы и обусловливали
Всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном,
Так и в отрицательном направлении. Александр Блок, написавший о
поэзии русских заговоров и заклинаний главу для "Истории
русской литературы", называл это постоянным ощущением древней
Души любовного единения с природой31.
В народном сознании таинственная и правящая всем миром
сила -- могучая и которой "нет конца" -- связывалась в основном
С понятным каждому образом огня (пламени), его качествами и
производимыми им действиями: "ажги ты, сила могучая, ее кровь
горючую, ее сердце кипучее на любовь к полюбовному молодцу".
Поиск по сайту:
|