Летней победой Солнца и света над зимним холодом и мраком, с
Животворящими процессами в природе. Как и в купальских
Празднествах, огонь играет здесь центральную роль. Имя
Кострома вроде бы само указывает на свое происхождение
-- Костровая (мать?), хотя в самом обряде чучело Костромы чаще
Всего топится в реке или разрывается на части.
Итак, космическая сущность огня в представлении народа
Была связана с его неотделимостью от света и Солнца, молнии и
Звезд. Огонь -- источник тепла, которое помогает победить зиму
И знаменует приход весны и лета. Но тепло как неотъемлемый
Атрибут огня -- одновременно и животворящая сила (без тепла и
Семя не прорастает, и птенцы из яиц не появляются). В огненном
Горниле плавился металл, обжигались посуда и кирпичи. Огонь
Очищал от болезней и порчи. И главное, огонь -- помощник в
Выпечке хлеба и приготовлении пищи. Эта жизненно важная функция
Огня тесно переплеталась с его космической предопределенностью
в форме вечности. "Вечный огонь" столь же древнее понятие, как
И сам человек разумный. Помимо священнодействия и магического
обряда -- получения "живого огня" существовала строго
Соблюдаемая традиция поддерживать и сохранять огонь -- в
Пещере, в очаге, в печи. Это таинственное качество
Воспреемственности и непрерывного возрождения порождало
Представление о бессмертии самого огня, о его вечности.
Субстанция огня представлялась неуничтожимой, одной и той же на
Фоне постоянно меняющейся природы. Огонь и вечность стали
Синонимичными понятиями. А вечность -- это лик Космоса.
Есть в преданиях русской старины еще один загадочный
Световой образ, имеющий явно космическую причастность --
Бел-горюч камень. Первоначальный смысл слова "Бел-горюч"
-- сияюще-горящий или светоогненный. Но огненносветовой
Природой не ограничиваются особенности этого чудо-камня, он еще
И средоточие всех сил небесных (читай -- космических, тем более
что в одном из вариантов Голубиной книги так и сказано: он
Связан со всей Вселенной). В Голубиной книге, как и в других
Источниках, Бел-горюч камень имеет собственное имя -- Алатырь и
назван отцом всех камней:
Белый латырь-камень всем камням отец,
Почему же он всем камням отец?
С-под камешка, с-под белого латыря
Потекли реки, реки быстрые,
По всей земле, по всей вселенную,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.
Народ хорошо знал об этом неземном всесилии огненного
Бел-камня, дающего могучую силу, излечивающего от всех
Болезней, кормящего и поящего. Существовало поверие, что можно
Перенять эту чудодейственную силу, приобщиться к вселенскому
Источнику энергии с помощью особых заклинаний. Сохранился
вариант одного из таких заклинаний: "На море-окияне лежит
Бел-алатръ камень, а на камне сила небесная. Пойду я поближе,
поклонюсь пониже: силы небесные! пошлите свою помощь и силу на
Наш скот -- милый живот -- в чистое поле, в зеленые луга, в
темные леса".
А.Н.Афанасьев, который приводит текст заговора (а также
вариант из Голубиной книги) во 2-м томе "Поэтических воззрений
славян на природу", считает слово "Алатырь" хотя и древним, но
Не поддающимся расшифровке. Между тем ключ к расшифровке
Напрашивается сам собой. Имя алатырь созвучно с хорошо
известным ритуальным понятием "алтарь" и восходит к древнейшей
Эпохе, когда камни играли роль жертвенников. Автор
Самостоятельно пришел к данному выводу, однако при подготовке
Данного издания с удовлетворением обнаружил, что аналогичная
Идея была выдвинута задолго до него, еще в конце прошлого века
Академиком Веселовским (см.: Веселовский А.Н. Разыскания в
Области русского духовного стиха, статья III: Алатырь в местных
Преданиях Палестины и легенды о Грале. СПб., 1881. С.25).
Впрочем, высказывалось и резко отрицательное мнение: о
Фонетической невозможности происхождения названия камня Алатыря
из слова "олътарь" (см.: Бодуэн де Куртенэ -- Фасмер Ц.И.
Камень латырь и город Алатырь// Известия Отделения языка и
Словесности Академии наук. 1914. Т.XIX. Кн.2). Однако
Возражения основываются на традиционных ползуче-эмпирических
Поиск по сайту:
|