Установить трудно. Однако нетрудно доказать, что такие
древнерусские и общеславянские боги, как "Дый" (упоминается в
"Хождении Богородицы по мукам) и Див из "Слова о полку
Игореве", этимологически восходят к имени древнеиндийского Бога
неба Дьяуста (dy-aus -- "день", "сияющее дневное небо").
В древнерусских мифологических и фольклорных
Представлениях известную роль играла такая женская ипостась
Светлого Дня, как утренняя заря (и звезда -- одновременно),
Денница. Известно также понимание Денницы как падающей
Звезды (именно звезды, поскольку представление, и тем более
Правильное истолкование явления метеоритов, относится к более
позднему времени). Так, в сборнике XV века "О земном устроении"
имеется отдельная глава "О денницах", описывающая падающие
Звезды, истолкованные как обломки небесного огня. Как и древнее
"солонь", образ Денницы характеризует космическое животворящее
Начало, заключенное в свете, олицетворением которого выступает
Брачная пара День и Денница (Свет околоземный и Свет
Космический). Но скорее всего, если восходить к праславянским
Общеарийским верованиям, все космические явления (включая
Землю, воду, небо, огонь) можно представить как
Самозарождающиеся из света. Вячеслав Иванов считал Денницу
Мифологическим существом мужского рода и отождествлял его с
Христианским и дохристианским Люцефером -- одной из ипостасей
Дьявола, однако дословно означавшем "Носитель света" (его
Сотканную из противоречий суть искателя истины гениально
раскрыл Байрон в мистерии "Каин"). По Вяч. Иванову, Денница --
Фосфорически светящийся дух -- первомятежник, внушающий
Человеку гордую мечту богоравного бытия; это тот самый
"печальный демон -- дух изгнанья", который "сиял" Лермонтову
"волшебно-сладкой красотою"23.
В русском мировоззрении почитание женского космического
начала в форме Девы (рис. 100) имеет длительную историю:
От сказочных Птицедев до Пречистой Девы -- светлого и
Светоносного Божества, впоследствии растворенного в культе
Богородицы -- хранительницы и покровительницы Руси, избравшей
Россию своим последним домом. Имя Дева не могло не быть в
Центре мифологического и религиозного притяжения хотя бы
Потому, что оно -- одно из древнейших и важнейших понятий
Индоевропейской культуры. Как известно, в санскрите devб
означает "Бог", "жрец"; "владыка", "царь", а также:
"небесный", "божественный". Соответственно dev-i -- это
"Богиня".
Отголоски такого небесно-божественного смысла сохранились
в однокоренных словах и словосочетаниях "диво", "диво дивное".
Див -- одно из древнерусских мифологических существ,
действует как персонаж в "Слове о полку Игореве", предупреждая
Русских воинов об опасности и одновременно предрекая беду.
Кроме того, в древнерусской мифологии было известно женское
Божество -- Дива. Итак, Дева в широком смысле -- великий
Охранительный и вдохновляющий символ русского народа. В
Древнерусском миропредставлении в соответствии с
Индоевропейской и общемировой традицией Пречистая Дева --
воплощение вселенского и солнечного света одновременно: "И
Явилось на небе великое знамение -- жена, облеченная в солнце,
под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд"
(Откровение святого Иоанна Богослова, 12, 1).
Ближайшая стихия, родственная свету, -- огонь.
Элементарный опыт свидетельствует: свет бывает без огня, огонь
Без света -- никогда. Следовательно, свет обладает некоторой
Самостоятельной сущностью, хотя и предполагает обычно наличие
Какого-либо источника; чаще всего им выступает огонь. Отсюда и
Древние мифологические представления о космическом огне: он
Тесно взаимосвязан с космическим светом, но не обязательно ему
Предшествует. Иногда и тот и другой выступают как тождественные
Начала. В позднейшем миропредставлении под влиянием
Поиск по сайту:
|