Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Установить трудно. Однако нетрудно доказать, что такие



древнерусские и общеславянские боги, как "Дый" (упоминается в

"Хождении Богородицы по мукам) и Див из "Слова о полку

Игореве", этимологически восходят к имени древнеиндийского Бога

неба Дьяуста (dy-aus -- "день", "сияющее дневное небо").

В древнерусских мифологических и фольклорных

Представлениях известную роль играла такая женская ипостась

Светлого Дня, как утренняя заря (и звезда -- одновременно),

Денница. Известно также понимание Денницы как падающей

Звезды (именно звезды, поскольку представление, и тем более

Правильное истолкование явления метеоритов, относится к более

позднему времени). Так, в сборнике XV века "О земном устроении"

имеется отдельная глава "О денницах", описывающая падающие

Звезды, истолкованные как обломки небесного огня. Как и древнее

"солонь", образ Денницы характеризует космическое животворящее

Начало, заключенное в свете, олицетворением которого выступает

Брачная пара День и Денница (Свет околоземный и Свет

Космический). Но скорее всего, если восходить к праславянским

Общеарийским верованиям, все космические явления (включая

Землю, воду, небо, огонь) можно представить как

Самозарождающиеся из света. Вячеслав Иванов считал Денницу

Мифологическим существом мужского рода и отождествлял его с

Христианским и дохристианским Люцефером -- одной из ипостасей

Дьявола, однако дословно означавшем "Носитель света" (его

Сотканную из противоречий суть искателя истины гениально

раскрыл Байрон в мистерии "Каин"). По Вяч. Иванову, Денница --

Фосфорически светящийся дух -- первомятежник, внушающий

Человеку гордую мечту богоравного бытия; это тот самый

"печальный демон -- дух изгнанья", который "сиял" Лермонтову

"волшебно-сладкой красотою"23.

В русском мировоззрении почитание женского космического

начала в форме Девы (рис. 100) имеет длительную историю:

От сказочных Птицедев до Пречистой Девы -- светлого и

Светоносного Божества, впоследствии растворенного в культе

Богородицы -- хранительницы и покровительницы Руси, избравшей

Россию своим последним домом. Имя Дева не могло не быть в

Центре мифологического и религиозного притяжения хотя бы

Потому, что оно -- одно из древнейших и важнейших понятий

Индоевропейской культуры. Как известно, в санскрите devб

означает "Бог", "жрец"; "владыка", "царь", а также:

"небесный", "божественный". Соответственно dev-i -- это

"Богиня".

Отголоски такого небесно-божественного смысла сохранились

в однокоренных словах и словосочетаниях "диво", "диво дивное".

Див -- одно из древнерусских мифологических существ,

действует как персонаж в "Слове о полку Игореве", предупреждая

Русских воинов об опасности и одновременно предрекая беду.

Кроме того, в древнерусской мифологии было известно женское

Божество -- Дива. Итак, Дева в широком смысле -- великий

Охранительный и вдохновляющий символ русского народа. В

Древнерусском миропредставлении в соответствии с

Индоевропейской и общемировой традицией Пречистая Дева --

воплощение вселенского и солнечного света одновременно: "И

Явилось на небе великое знамение -- жена, облеченная в солнце,

под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд"

(Откровение святого Иоанна Богослова, 12, 1).

Ближайшая стихия, родственная свету, -- огонь.

Элементарный опыт свидетельствует: свет бывает без огня, огонь

Без света -- никогда. Следовательно, свет обладает некоторой

Самостоятельной сущностью, хотя и предполагает обычно наличие

Какого-либо источника; чаще всего им выступает огонь. Отсюда и

Древние мифологические представления о космическом огне: он

Тесно взаимосвязан с космическим светом, но не обязательно ему

Предшествует. Иногда и тот и другой выступают как тождественные

Начала. В позднейшем миропредставлении под влиянием

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.