Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация систем управления



Существует большое число определений и классификаций систем управления, что определяется большим разнообразием объектов, целей, методов и технических средств управления. Базовой системой приемов, знаний и понятий, определяю­щей функции и основные параметры системы управления, является технология управления.

Технологией управления называют сочетание квалификационных навыков, способов, методов, приемов, обо­рудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для решения проблемы, преобразований в материалах, информации или людях в процессе достижения постав­ленных целей.

Выделяют простые технологии управления, гибкие, информационные, интеллектуальные.

1. Простые технологии управления − это технологии, которые позволяют получить в процессе работы один заранее определенный результат.

2. Гибкие технологии управления позволяют получить один из ряда заранее определенных возможных результатов.

3. Информационные технологии управления позволяют в процессе работы на основе поступающей и имеющейся ин­формации изменять набор возможных результатов.

4. Интеллектуальные технологии управления позволяют на базе известных знаний получать в процессе работы новые знания, с помощью которых можно менять, совершенствовать цели, задачи, методы для получения принципиально нового результа­та или синергетического эффекта большого роста эффективности функционирования.

По признаку глобальности сферы принимаемых управлен­ческих решений выделяют централизованные и распределенные системы управления.

1. В централизованной системе управления решения принимаются одним лицом (в одном центре) и охватывают объект управления в целом. Положительными чертами такого управления являются высший уровень планирования, координа­ции и контроля деятельности. Однако рост сложности, масшта­бов объекта управления приводит к ситуации, когда решения долго не принимаются по причине перегрузки лица или центра принятия решений, а также к увеличению длительности «цикла управления» из-за отдаленности места принятия решений от места их испол­нения, что может вызывать резкое сни­жение эффективности управления.

2. Распределенная система управле­ния характеризуется наличием ряда иерархически, функцио­нально, структурно связанных центров принятия решений и ответственности в согласованных сферах управления деятельностью. «Распределение» затрагивает: декомпозицию целей и функций; права на принятие решений и распоряжение ресур­сами; определение сфер ответственности и др. «Распределение» дополняют процедурами предварительного согласования и от­четности. Недостатками таких систем являются повышенные риски нарушения целостности при «распределении» и возникновения конфликтов уровней и элементов системы. В настоящее время большинство систем управления распределенные. Предметом при исследовании таких систем управления могут быть: оптимальность или рациональность распределения чего-то (целей, функций, ресурсов и т.п.); достаточность согла­совании решений и быстродействия системы и т.д.

Системами управления снабжают сложные системы, ко­торые от этого еще более усложняются и могут быть представ­лены как совокупностьобъекта управления (того, чем управляют) исубъекта - системы управления. Системой управления можно называть конкретный ап­паратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологии, позволяющий решать конкретную проблему управ­ления.

Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит это объект в желаемое состояние и придает параметрам происходящих в нем процессов опреде­ленные количественные или качественные значения. Необходи­мые изменения в управляемом объекте (или процессе) управ­ления производят под воздействиемуправляющих сигналов или воздействий.

Система управления включаетэлементы:

1. датчики информации о состоянии объекта управления;

2. подсистему сбора и передачи этой информации;

3. подсистему обработки и отображения этой информации;

4. подсистему выработки управляющих воздействий;

5. подсистему передачи управляющих воздействий (каналы);

6. исполнительные устройства.

По участию человека в принятии и реализации реше­ний выделяютавтоматические (без участия человека) и автоматизированные (с участием человека)системы управления.

Если заранее предсказать все ситуации невоз­можно, то участие человека в системе управления становится необходимым. Поэтому большое распространение получилиавтоматизированные системы управления (АСУ) с распределением функций между человеком-оператором и техническими средствами (в основном вычислительными машинами).

Автоматизированная система управления - это человеко-машинная система, совокупность элементов, алгоритмов и действий человека, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку ин­формации, необходимой для оптимизации управления в раз­личных сферах человеческой деятельности, а также разработку или выбор вариантов команд управления (действий по достижению желаемого результата), передачу и исполнение команд управления.

По степени автоматизации выделяют системы управ­ления высокой степени автоматизации (до 40-70%), средней (до 10-40%) и низкой (менее 10%). Отличительной чертой АСУ и основой их технических средств является широкое использование вычислительной тех­ники, устройств кодирования, передачи и прие­ма данных, отображения информации и др.

По функциональному назначению выделяют АСУ плано­вых расчетов (АСПР); АСУ материально-технического снабже­ния (АСУ МТС), управления запасами, учетом и т.д.

По характеру объекта управления выделяют АСУ технологическим процессом (АСУ ТП), предназначен­ные для непосредственного управления технологическим про­цессом; автоматизированные системы организационного управле­ния (АСОУ), предназначенные для управления коллективами людей в экономических и социальных системах; интегрированные АСУ, объединяющие несколько видов автоматизированных систем.

По характеру производственных процессов различают АСУП для предприятий с производством непрерывного типа; АСУП для дискретного (мелкосерийного и единичного) и непрерывно-дискретного (поточно-массового и крупносерийного) производства.

По физическому составу, содержанию объекта управ­ления могут быть социальные, экономические, техногенные (конструкторские, технологические) АСУ.

Системы управления можно классифицировать и по ряду других признаков.

По месту в процессе управления в системе управле­ния могут быть выделены подсистемы целеполагания, марке­тинга, менеджмента. Подсистема управления целеполаганием «отвечает» за своевременную выработку и модификацию целей деятель­ности организационно-производственной системы фирмы.

По влиянию на оценку эффективности операции или системы могут быть выделены подсистемы управления доходом (системой продаж), издержками, рисками, запасами, ликвидностью, временем реализации процессов (системы контроллинга) и др.

Подсистема управления доходом (продажами) создается для максимизации продаж, наблюдения за отношением покупа­телей, брокеров, дилеров и своевременной их корректировки с использованием методов ценовой и неценовой конкуренции.

Подсистема управления издержками (затратами) при­звана минимизировать издержки и обеспечить этим конкуренто­способность и возможность развития предприятия.

Подсистема управления рисками создается с целью их своевременного обнаружения, устранения (исключения источни­ков), снижения (с использованием хеджирования, форвардных контрактов и др.), возмещения (через страхование), самостра­хования (через создание и управление резервами и запасами), или осознанного поглощения риска (то есть принятия его без дополнительных мер защиты).

Подсистема управления запасами создается с целью оптимизации размеров и своевременного пополнения запасов во избежание потерь от риска простоев по причине отсутствия материалов, запасных частей и др., а также их минимизации, так как необоснованный рост запасов снижает эффективность финансово-хозяйственной деятельности.

Управление ликвидностью - это управление способ­ностью активов организационно-производственной системы превращаться в денежные средства для покрытия требований, которые могут быть предъявлены.

Управление временемреализации и необходимость синхронизации процессов связаны с усложнением денежного, производственного и инвестиционного цикла предприятия, кото­рое приводит к росту риска банкротства предприятия по при­чинам несогласованности этих циклов, несовпадения моментов и потоков требований и поступлений денежных средств. (контроллинг, разработка и использование сетевых графиков).

По принципу управления, используемому в системе, вы­деляют системы программного, адаптивного, ситуационного, со­циально-этического управления. Важно, что программное и адап­тивное управление возможны в автоматическом режиме, а си­туационное и социально-этическое управление реализуют в ав­томатизированном режиме.

При программном управлении система выдает управ­ляющие воздействия в соответствии в заложенной в нее зара­нее программой вне зависимости от складывающейся ситуации.

При адаптивном управлении сигналы вырабатывают в зависимости от уровня определенного «отклика», являю­щегося «обратной связью». Гибкость системы управления предусматри­вает не только ее адаптацию, но и живучесть.

При ситуационном управлении решения и управляю­щие воздействия основываются на анализе вариантов с уче­том: текущего состояния, располагаемых вариантов действий, прогноза последствий. При этом открывается возможность учесть осо­бенности конкурентной ситуации. Таким образом, принципы ситуационного управления ак­центируют внимание и позволяют извлечь максимум выгоды для лица, принимающего решение, именно исходя из особен­ностей конкретных обстоятельств.

Принципы социально-этическогоуправления позволя­ют исключить недопустимое воздействие на не целевые эле­менты внешней среды, третьих лиц и др.

По признаку охвата ряда смежных областей деятель­ности выделяют неинтегрированные (простые) и интегрирован­ные системы управления.

Интегрированные системы управления объединяют и автоматизируют деятельность в нескольких сферах. Такая интеграция подразумевает возник­новение на базе этих систем новой системы, имеющей свои цели и функции. Интеграция создает эффектэмерджентности не сводимости свойств целого к свойствам отдельных его частей при различных вариантах композиции знаний.

Классификация по возможности выработки и использова­ния при управлении новой информации позволяет выделить ординарные и интеллектуальные системы управления.

Ординарные системы управления не создают новых знаний. Интеллектуальные системы управления позволяют вырабатывать и использовать новую информацию для повы­шения эффективности и снижения рисков управления. Использование интеллектуальных систем управления по­зволяет «просчитывать» отдаленные по­следствия принимаемых решений.

С точки зрения эффективности расхода ресурсов инте­грированные и интеллектуальные системы управления часто являютсясинергическими,т.е. обеспечивают не­пропорционально большое повышение целевой эффективности, снижение затрат, риска.

Системы управления могут быть рефлекторными или нерефлекторными. Рефлекторная система управления от­кликается на конкретное внешнее воздействие вполне опреде­ленным образом. Частным случаем рефлекторности является изотонность.Изотонным называют та­кое отображение внешнего воздействия системой, ее конструк­цией, при котором большему воздействию соответствует боль­шая ответная реакция.

Нерефлекторной является система управления, кото­рая может неоднозначно реагировать на одно и то же внешнее воздействие. Это явление возникает: при потере стойкости системы или прочности элементов, при повреждениях, поражениях, отказах одного или ряда элементов, сильном стрессе человека как элемента системы управления.

В силу этого исследование систем управления должно иметь социально-экономический, социально-технический характер и базироваться как на мате­матических, так и гуманитарных (социологических, мотивационных, психологических и др.) методах исследований.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.