Исследование − это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.
В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, то есть повышения эффективности управления. Исследования позволяют находить резервы и помехи развития, опасности и перспективы.
Исследование − это вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций; определении их происхождения; выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Исследование проблемы или ситуации включает в себя широкий набор методов, в том числе анализ, проектирование, наблюдение, оценку, проведение эксперимента, классификацию, построение системы показателей, и т.д. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
Научные исследования классифицируются по видам связи с производством, целевому назначению, источникам финансирования, ресурсоемкости, информационному обеспечению, длительности ведения исследования и т.д.
По видам связи с производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т. п,
По целевому назначению обычно выделяют три вида научных исследований; фундаментальные, прикладные и разработки.
Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека.
Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель − установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.
Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.
В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т. п.
Целью опытно-конструкторских работ является подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.
В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.
Кроме этого, по цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). В том числе, исследования, предназначенные для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, а также исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
По источнику финансированияразличают исследования, проводимые за счет средсив государственного бюджета, за счет средств коммерческих организаций с целью получения прибыли, за счет средств некоммерческих организаций без цели получения прибыли.
По критерию использования ресурсов и времени их проведенияразличаются незначительные по ресурсоемкости и ресурсоемкие исследования, а также на непродолжительные и продолжительные, разовые и непрерывные исследования.
По критерию информационного обеспечения различаются исследования, проводимые на основы внутренней информации, и исследования с привлечением внешней информации. По степени организованности и участию персонала в проведении исследовательской работы различаются индивидуальные, коллективные, спонтанные и организованные исследования.