Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятийный аппарат исследования систем управления



Понятийный аппарат исследования систем управления − это комплекс взаимо­связанных понятий и правил обращения с ними на по­следовательных этапах управленческой деятельности в процессе решения проблем.

Можно выделить условно четыре этапа решения любой проблемы:

1) понять проблему и правильно ее сформулировать;

2) исследовать все, что имеет отношение к решению проблемы, т. е. мысленно сформулировать систему;

3) сконструировать и создать комплекс методов и средств решения проблемы, т. е. систему;

4) организовать правильное использование системы и управление ею.

Задача системных исследований сводится к поиску эффективных средств исследования и управления сложными экономи­ческими и другими объектами.

В основе системного подхода лежат понятие «система» и связанные с ним системные поня­тия. Под системой управления понимают совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей, обладающая всеми свойствами системы.

Система управления характеризуется комплексом действий, из которых складывается непосредственное воздействие на управляемый объект. Подобное понимание системы управления характерно для малых предприятий и отдельных подразделений. Если в качестве объекта управления выступает крупная фирма, региональное или муниципальное образование, то существует разделение управленческой деятельности между должностными лицами или специализированными подразделениями.

Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения сотрудников.

Звенья, составляющие систему управления, отличаются комбинацией функций и полномочий управления, оп­ределяют важнейшие связи соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр. Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными. Комбинация раз­личных звеньев в системе управления определяет разнообразие ее типов, соответственно можно выделить системы управления: линейного, функционального, линейно-функционального и функционально-линейного типов.

Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, разделенную подчиненность звена, являются матричные системы управления. Матричные системы управления наибо­лее эффективны в условиях диверсификации производства или услуг, они обладают гибкостью, адаптивностью, сочетанием широкой и узкой специализации персонала, оперативным реагированием на проблемы, эффективным использованием высококвалифицированных специалистов.

Система управления является предметом специального проектирова­ния, которое осуществляется на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий и потребностей управления. Наиболее общими показателями системы управления являются: состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням ие­рархии, структура системы управления, величины звеньев, распределение полномочий (централизация управления), информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, равно­мерность нагрузки. В этих своих характеристиках система управления и предстает в качестве объекта исследования.

Понятие "система" определяется как совокупность взаимосвя­занных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Глав­ными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий элемент, связи и взаимодействия эле­ментов, целостность их совокупности, внешняя и внутренняя среда, сочета­ние и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

Существуют следующие свойства любой системы:

1. Наличие объекта исследования, который представляет собой мно­жество подобъектов, или наличие множества объектов, которые рассматриваются в качестве единого ком­плекса, цельности. Эти объекты могут быть материаль­ными (совокупность отдельных машин или природных объектов), понятийными (например, «конкуренция» или «монополия»), знаковыми (слова естественного языка, символы математических и иных обозначений). В качест­ве объектов могут рассматриваться не только сами ве­щи, понятия или знаки, но и совокупность их свойств или их отношений.

2. Наличие субъекта исследования или наблюдателя. Равнозначные, но более узкие понятия — исследователь, аналитик, разработчик, пользователь системы. В поня­тие «наблюдатель» может вкладываться различное кон­кретное содержание: отдельный человек, машина, коллектив людей, взаимодействующих с маши­нами.

3. Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и является критерием, по кото­рому производится отбор объектов и их свойств. Задача может получать различные представления: постановка и спецификация проблемы, исследова­ние свойств объекта, его конструирование, реконструирование, создание объекта, управление им, его исполь­зование.

4. Наличие связи между объектом, наблюдателем и задачей, что выражается в наличии языка, с помощью которого наблюдатель может отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи. Язык здесь понимается в общенаучном смысле как совокупность тезауруса (комплекса понятий и взаимосвязей между ними), знаковой системы (алфа­вита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций), семантики (правил осмысления зна­ковых конструкций, т. е. соотнесения их к элементам и связям тезауруса).

Наблюдатель, объект и задача образуют тройное единство, обеспечиваемое наличием общего языка, в ко­тором проявляется их взаимосвязь.

С позиций исследования и практического воздействия можно дать два взаимодополняющих определения системы:

1. система есть отражение в сознании субъекта (иссле­дователя, наблюдателя) свойств объектов и их отноше­ний в решении задачи исследования, познания;

2. система есть способ использования субъектом (кон­структором, эксплуатационником) свойств объектов и отношений между ними в решении задачи проектирова­ния, эксплуатации или управления.

Соответственно, можно вы­делить три класса систем:

1) Система как взаимосвязанный комплекс материальных объектов. Обычно используется при исследовании природных объектов или процес­сов материального производства.

2) Система как бы состоящая из двух частей: набора ма­териальных объектов и информации о состояниях материальных объектов. Такой подход принят в описании процессов управления материальным производством.

3) Система в чисто информацион­ном аспекте, т. е. как некоторый комплекс отношений (связей, информации). Такой подход используется в за­дачах, связанных с социально-экономическими отноше­ниями и процессами управления.

Система есть некоторая целостность, некоторое единство объектов. Части, составляющие эту целостность, принято называть элементами. Предел деления системы оп­ределяется постановкой задачи, решаемой наблюдате­лем над объектом, а масштаб измерения определяется инструментальными возможностями, т. е. языком наблю­дателя. Элементом в системе может быть не только отдельный объект, понятие или свойство объекта, но и элементное отношение.

Элемент, обозначаемый неко­торым высказыванием, знаком, символом, называется переменной. Переменная характеризует элемент или ком­плекс элементов (объекты в их отношении друг к другу; отношения, связанные одним объектом; или же отноше­ние отношений). При изучении системы переменные при­нимают некоторыезначения на определенном для них множестве значений в выбранном языке (качественные, порядковые или количественные характеристики). Па­раметрами системы называют те переменные, значения которых принимаются неизменными при решении данной задачи. Исследование системы заключается в определении элементов системы, выражении их переменных, нахождении значений пере­менных, выделении параметров.

Элементы, для которых не удается ус­тановить все заданные критериями идентификации от­ношения с другими элементами, имеют эти отношения с окружением системы, с наблюдателем или со средой. Такие элементы называютвходами системы (если через их посредство наблюдатель или среда ока­зывает воздействие на объект) и выходами системы (если через их посредство объект оказывает воздействие на наблюдателя или среду).

Из элементарных, логически взаимосвязанных компонентов системы − элемент, пере­менная, параметр, вход, выход, отношения элементов − конструируются любые другие более сложные компо­ненты.

Важным при исследовании систем управления является термин «модель». Модель – это упрощенное представление объекта, используемое для исследования возможных состояний объекта в будущем и путей достижения данных состояний. Модели бывают предметные, знаковые и математические (аналитические и имитационные).

Язык моделей включает следующие формы выражения об объекте моделирования:

1. Словесное описание – наиболее простой способ выражения данных, имеет ограниченное применение и лишь на ранних этапах проведения исследований.

2. Графическое представление в виде кривых, графиков, чертежей.

3. Блок-схемы, матрицы решений − способ представления данных в их структурной или логической части.

4. Математическое описание − это описание модели в виде формул и математических операций над переменными, в том числе алгоритмическое описание.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.