Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Общие методы исследования



1.Методология исследования: понятие и практическое содержание

Движение мысли от незнания к знанию руководству­ется методологией.

Методология − философское учение о методах познания и преобразования действи­тельности, применение принципов мировоззрения к про­цессу познания, духовному творчеству и практике.

Методология исследования − логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определе­ние рациональной последовательности исследовательской деятельности. В методологии выявляются две взаимосвязанные функции:

1) обоснование правил применения мировоз­зрения к процессу познания и преобразования мира;

2) определение подхода к явлениям действительности.

Первая функция общая, вторая − частная. Общая функция базируется на обобщении системы взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. В зависимости от совокупности научных, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений обобщенная система взглядов может носить идеалистический или материалистический характер. Одной из основных задач познания является задача выявления причин изменения и развития конкретных яв­лений и процессов. Диалектический подход к познанию указывает, что источниками, причинами развития явля­ются внутренние противоречия и борьба противополож­ностей, которые составляют основу процессов объектив­ной действительности. Противоположности в науке проявляются в различ­ных формах, вытекающих из конкретно поставленных задач. Это новое и старое, положительное и отрицатель­ное, консервативное и революционное. Новое, положи­тельное и революционное, как более совершенное, про­бивает себе дорогу в борьбе со старым, отжившим.

Методология любого исследования начинается с выбора, постанов­ки и формулирования его цели.

Цель научного исследования − всестороннее, достовер­ное изучение объекта, процесса или явления, их струк­туры, связей и отношений на основе разработанных в на­уке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов. Цель исследования в контексте данного курса заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет.

Объектом научного исследования являет­ся материальная или идеальная система.

Предмет − это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности раз­вития, различные свойства, качества и т.д.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс на­ук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают: техническое, биологическое, социаль­ное, физико-техническое, историческое, экономическое и тому подобные направле­ния с возможной последующей детализацией. Таким образом, основой научного направления явля­ется специальная наука или ряд специальных наук, вхо­дящих в ту или иную научную отрасль, а также специ­альные методы исследования и технические устройства.

Структурными единицами научного направления яв­ляются комплексные проблемы; проблемы, темы и на­учные вопросы.

Комплексная проблема пред­ставляет собой совокупность проблем, объединенных еди­ной целью. Проблема — это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе. Про­блема может быть глобальной, национальной, регио­нальной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач.

Также различают пробле­мы общие и специфические. К общим относят проблемы общенаучные, общенародные и т.п. Специфические проблемы характерны для опреде­ленных производств той или иной отрасли экономики.

Тема научного исследования является со­ставной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг науч­ных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обоб­щение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы. Под научными вопросами обычно понимаются мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной те­ме научного исследования.

Выбор направления, проблемы, темы научного ис­следования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Направление исследования ча­сто предопределяется спецификой научного учреждения, отраслью науки, в которых работает исследователь.

При выборе проблемы и тем научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и опреде­ляются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются те­мы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуаль­ность. При этом важно уметь отличать псевдопроблемы (ложные, мнимые) от научных проблем. Наибольшее количество псевдопроблем связано с недостаточной ин­формированностью научных работников, поэтому иног­да возникают проблемы, целью которых оказываются ранее полученные результаты.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литера­турными источниками данной и смежных специально­стей. Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную про­блему.

При коллективной разработке научных исследований большую роль приобретают критика, дискуссии, обсуж­дение проблем и тем. В процессе дискуссии выявляются новые, еще не решенные актуальные задачи разной сте­пени важности и объема.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.