Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общенаучные методы ИСУ



Метод − это способ достижения цели. Метод объединяет субъективные и объективные моменты познания. Метод объективен, так как в разрабатываемой теории позволяет отражать дей­ствительность и ее взаимосвязи. Таким образом, метод является программой построения и практического при­менения теории. Одновременно метод субъективен, так как является орудием мышления исследователя и в ка­честве такового включает в себя его субъективные осо­бенности.

С философской точки зрения методы можно разде­лить на:

1) всеобщие, действующие во всех областях науки и на всех этапах исследования;

2) общенаучные (т.е. для всех наук);

3) част­ные (т.е. для определенных наук);

4) специальные или специфические (для данной науки).

Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.

К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, аб­страгирование, формализация, анализ и синтез, индук­ция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетичес­кий, исторический и системные методы.

Наблюдение − это способ познания объективно­го мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Сравнение − это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

Счет − это нахождение числа, определяющего ко­личественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

Измерение − это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Эксперимент − одна из сфер человеческой прак­тики, в которой подвергается проверке истинность вы­двигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. В процессе эксперимента исследова­тель вмешивается в изучаемый процесс с целью позна­ния, при этом одни условия опыта изолируются, другие исключаются, третьи усиливаются или ослабляются. Эк­спериментальное изучение объекта или явления имеет определенные преимущества по сравнению с наблюде­нием, так как позволяет изучать явления в «чистом ви­де» при помощи устранения побочных факторов; при необходимости испытания могут повторяться и органи­зовываться так, чтобы исследовать отдельные свойства объекта, а не их совокупность.

Обобщение − определение общего понятия, в ко­тором находит отражение главное, основное, характери­зующее объекты данного класса. Это средство для обра­зования новых научных понятий, формулирования зако­нов и теорий.

Абстрагирование − это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предме­тов и выделение нескольких сторон, интересующих ис­следователя.

Абстрагирование осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются несущественные свойства, связи и т.д. На втором − исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим со­бой упрощенную модель, сохраняющую главное в слож­ном.

Различают следующие виды абстрагирования:

1. ото­ждествление (образование понятий путем объединения предметов, связанных по своим свойствам в особый класс);

2. изолирование (выделение свойств, неразрывно связанных с предметами);

3. конструктивизация (отвлече­ние от неопределенности границ реальных объектов);

4. допущение потенциальной осуществимости.

Формализация − отображение объекта или яв­ления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т. д.) и обеспечение возмож­ности исследования реальных объектов и их свойств че­рез формальное исследование соответствующих знаков.

Аксиоматический метод − способ построения научной теории, при котором некоторые утвержде­ния (аксиомы) принимаются без доказательств и затем используются для получения остальных знаний по опре­деленным логическим правилам.

Анализ − метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования (объектов, свойств и т.д.) на составные части. В связи с этим ана­лиз составляет основу аналитического метода исследова­ний.

Синтез — соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей.

Раз­личают следующие виды анализа и синтеза:

1. прямой или эмпирический метод (используют для выделения отдель­ных частей объекта, обнаружения его свойств, простей­ших измерений и т.п.);

2. возвратный или элементарно-теоретический метод (базирующийся на представлениях о причинно-следственных связях различных явлений);

3. структурно-генетический метод (включающий вычлене­ние в сложном явлении таких элементов, которые ока­зывают решающее влияние на все остальные стороны объекта).

Важными понятиями в теории познания являются:

Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) и дедукция — умо­заключение, в котором вывод о некотором элементе мно­жества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Таким образом, дедукция и индук­ция − взаимообратные методы познания, широко ис­пользующие методы формальной логики (методы установления причинных связей):

1) единственного сходства (предполагается, что единственное сходное обстоятельство является причиной рассматриваемого явления);

ABC − вызывает F

АMB − вызывает F è Видимо, B − причина F.

MBC − вызывает F

2) единственного различия (предполагается, что единственное различие обстоя­тельств является причиной явления);

ABCDEM − вызывает F

è Видимо, M − причина F.

ABCDE − не вызывает F

3) соединенный метод сходства и различия

ABC − вызывает F

MKB − вызывает F

MBC − вызывает F

AC − не вызывает F è Видимо, B − причина F.

MK − не вызывает F

MC − не вызывает F

4) сопутствующих изменений (изменение одного явления приводит к изме­нению другого, так как оба эти явления находятся в при­чинной связи);

ABC1 − вызывает F1

ABC1 − вызывает F2

ABC1 − вызывает F3

… … … … … … … è Видимо, C − причина F.

ABCn-1 − вызывает Fn-1

ABCn − вызывает Fn

5) остатков (если известно, что некоторые из совокупности определенные обстоятельств являются причиной части явлений, то остаток этого явления вы­зывается остальными обстоятельствами).

ABC − вызывает PQR

A − вызывает P è Видимо, C − вызывает R.

B − вызывает Q

Одним из методов научного познания является ана­логия, посредством которой достигается знание о пред­метах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

Степень вероятности (достоверно­сти) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений (чем их больше, тем большую вероятность имеет заключение и оно повышается, когда связь выводного признака с ка­ким-либо другим признаком известна более или менее точно). Аналогия тесно связана с моделированием или модельным экспериментом. Если обычный эксперимент непосредственно взаимодействует с объектом исследо­вания, то в моделировании такого взаимодействия нет, так как эксперимент производится не с самим объектом, а с его заменителем.

Гипотетический метод предполага­ет разработку научной гипотезы на основе изучения фи­зической, химической, экономической и т. п. сущности исследуемого яв­ления с помощью способов познания и затем формулирование гипотезы, составление расчет­ной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, раз­работка теоретических положений.

При гипотетическом методе познания исследователь нередко прибегает к идеализации — это мысленное конструирование объектов, которые практически неосу­ществимы (например, экономический человек, совершенная конкуренция и т.д.). В результате идеализации реальные объекты ли­шаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

Как в социально-экономических и гуманитарных нау­ках, так и в естественных и технических исследованиях часто используют исторический метод. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности, в результате чего исследователь по­лучает дополнительные знания об изучаемом объекте (явлении) в процессе их развития.

Системный анализ складывается из четырех этапов:

Первый этап заключается в постановке целей и задач: оп­ределяют объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом.

Во вре­мя второго этапа очерчиваются границы изучаемой сис­темы и определяется, ее структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разбиваются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду. Затем выделяют отдельные составные части системы — ее элементы, устанавли­вают взаимодействие между ними и внешней средой. При этом различают замкнутые и открытые системы. При ис­следовании замкнутых систем влиянием внешней среды на их поведение пренебрегают.

Третий этап системного анализа заклю­чается в составлении математической модели исследуе­мой системы. Вначале производят параметризацию сис­темы, описывают выделенные элементы системы и их взаимодействие. В зависимости от особенностей процес­сов используют тот или иной математический аппарат для анализа системы в целом. Аналитические методы используются для описания лишь небольших систем вследствие их громоздкости или невозможности составления и. решения сложной системы уравнений. Для описания больших систем, их характеристик не только качественных, но и количественных используют­ся дискретные параметры (баллы), принимающие целые значения. Ме­тоды операций с дискретными параметрами излагаются в теории множеств и прежде всего в таких ее разделах, как в алгебре множеств и в алгебре высказываний (ма­тематической логике). Если исследуются сложные системы, именуемые как обобщенные динамические системы, характеризуемые большим количеством параметров различной природы, то в целях упрощения математического описания их рас­членяют на подсистемы, выделяют типовые подсистемы, производят стандартизацию связей для различных уровней иерархии однотипных систем.

В результате третьего этапа системного анализа формируются законченные математические модели сис­темы, описанные на формальном, например алгоритмиче­ском, языке.

На четвер­том этапе системного анализа проводится анализ полученной математической модели, оп­ределение ее экстремальных условий с целью оптимиза­ции и формулирование выводов. Оптимизация заключается в нахождении оптимума рассматриваемой функции (математической модели ис­следуемой системы, процесса) и соответственно нахож­дения оптимальных условий поведения данной системы или протекания данного процесса. Оценку оптимизации производят по критериям, принимающим в таких случа­ях экстремальные значения. На практике выбрать надлежащий критерий до­статочно сложно, так как в задачах оптимизации может выявляться необходимость во многих критериях, которые иногда оказываются взаимно противоречивыми. Поэтому наиболее часто выбирают какой-либо один основной кри­терий, а для других устанавливают пороговые предельно допустимые значения. На основании выбора составляет­ся зависимость критерия оптимизации от параметров мо­дели исследуемого объекта (процесса).

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспери­ментально-теоретический, теоретический и метатеоретический уровни.

1. Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравне­ние, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, те­сты, метод проб и ошибок и т. д. Методы этой группы конкретно связаны с изучаемыми явлениями и исполь­зуются на этапе формирования научной гипотезы.

2. Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, мо­делирование, гипотетический, исторический и логические методы. Эти методы помогают исследователю обнару­жить те или иные достоверные факты, объективные проявления в протекании исследуемых процессов. С их по­мощью производится накопление фактов, их перекрестная проверка. Факты имеют научно-познавательную ценность толь­ко в тех случаях, когда они систематизированы, когда между ними вскрыты неслучайные зависимости, опреде­лены причины следствия. Таким образом, задача выяв­ления истины требует не только сбора фактов, но и пра­вильной их теоретической обработки. Первоначальная систематизация фактов и их анализ проводятся уже в процессе наблюдений, бесед, экспериментов, так как эти методы включают в себя не только акты чувственного восприятия предметов и явлений, но и их отбор, класси­фикацию, осмысливание воспринятого материала, его фиксирование.

3. Методы теоретического уровня: абстрагирование, иде­ализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д.. На теоретическом уровне производятся логическое исследование со­бранных фактов, выработка понятий, суждений, делаются умозаключения. В процессе этой работы соотносятся ран­ние научные представления с возникающими новыми. На теоретическом уровне научное мышление освобождается от эмпирической описательности, создает теоретические обобщения. Таким образом, новое теоретическое содер­жание знаний надстраивается над эмпирическими зна­ниями. На теоретическом уровне познания широко использу­ются логические методы (сходства, различия, сопутствую­щих изменений и т.д.), разрабатываются новые системы знаний, решаются задачи дальнейшего согласования теоретиче­ски разработанных систем с накопленным новым экспе­риментальным материалом.

4. К методам метатеоретического уровня относят диалек­тический метод и метод системного анализа. С помощью этих методов исследуются сами теории и разрабатыва­ются пути их построения, изучается система положений и понятий данной теории, устанавливаются границы ее применения, способы введения новых понятий, обосно­вываются пути синтезирования нескольких теорий. Цент­ральной задачей данного уровня исследований является познание условий формализации научных теорий и выра­ботка формализованных языков, именуемых метаязы­ками.

Системный анализ используется при изучении сложных, взаимосвязанных друг с дру­гом проблем. Он полу­чил широкое применение в различных сферах науч­ной деятельности человека, и в частности в логике, мате­матике, общей теории систем, в результате чего сформировались такие науки, как металогика и метама­тематика.

Металогика исследует системы положений и понятий формальной логики, разрабатывает вопросы теории доказательств, определимости понятий, истины в формализованных языках.

Метаматематика занимается изучением различных свойств формальных систем и ис­числений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.