Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Г. Исследование письменных и вещественных доказательств в суде



 

Вещественными доказательствами по гражданским делам являются предметы, которые могут служить средством установления обстоятельств, имевших значение для дела (ст.68 ГПК), а по уголовным делам - предметы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчения ответственности (ст.83 УПК).

Действующее в России гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство устанавливают особый правовой режим данного вида доказательств, определяя порядок их храпения (ст.71 ГПК, ст.ст. - 84,85 УПК), истребования и предоставления (ст.ст.69,70 ГПК, ст.84 УПК), приобщения к материалам дела (ст.84 УПК), осмотра (ст.72 ГПК, ст.84 УПК) и меры, принимаемые в отношении вещественных доказательств при разрешении уголовных и гражданских дел (ст.73 ГПК, ст.86 УПК). В ходе судебного следствия вещественные доказательства, находя­щиеся в суде и представленные на судебном заседании, осматриваются судом и предъявляются участвующим в деле лицам (ст.178 ГПК, ст.291 УПК). Процессуальное законодательство допускает и осмотр вещественных доказательств по месту их нахождения (ст. 179 ГПК, ст.291 УПК).

Лица, которым предъявлены вещественные доказательства, могут обра­щать внимание суда на те или иные обстоятельства, связанные с осмотром (ст.178 ГПК, ст.291 УПК). При этом в гражданском судопроизводстве необходимо учитывать, что вещественные доказательства по гражданским делам часто являются предметом спора между сторонами.

По результатам осмотра могут быть заявлены и различные ходатайства, так или иначе сопряженные с исследованием вещественных доказательств - о вызове и допросе дополнительных свидетелей, назначении и проведе­нии экспертиз и др.

В уголовном судопроизводстве очень часто непосредственно перед осмотром вещественных доказательств или сразу же после него судом оглашаются и процессуальные документы, связанные с вещественными доказательствами - протоколы осмотра вещественных доказательств, постановление об их приобщении к материалам дела, протоколы предъяв­ления этих, предметов для опознания, акты экспертиз вещественных доказательств и т.д. Отсутствие в уголовном деле постановления о приоб­щении вещественных доказательств к его материалам и протоколов осмотра этих предметов лишает вещественные доказательства статуса доказательств по делу, т.к. они получены с нарушением закона.

Защитник по уголовному делу должен обратить внимание, прежде всего, на те процессуальные документы, из которых следует, откуда вещественные доказательства появились в деле, кем, как и при каких обстоятельствах они были изъяты, а также в каких условиях хранились или поступили на экспертизу. Так, в протоколах осмотра места происшествия или обыска должно быть указано, где обнаружен тот или иной предмет, впоследствии ставший вещественным доказательством по делу, в каком он находился состоянии, каким образом был опечатан или во что упакован и др. Обнаруженные адвокатом противоречия в сведениях, касающихся упаковки и опечатывания вещественных доказательств при их изъятии и при поступлении на экспертное исследование, могут послужить основани­ем для проведения повторной экспертизы вещественного доказательства. Защитнику следует поинтересоваться и сведениями, касающимися условий хранения вещественных доказательств, т.к. эти условия могут быть и таковы, что именно они привели к дополнительным повреждениям, утрате свойств, видоизменению вещественных доказательств. Сведения о ненад­лежащем хранении вещественных доказательств могут быть использованы и для опровержения выводов экспертов. Особенно это касается экспертиз, устанавливающих следы микрочастиц или наложений: эксперт пришел к выводу, что на одежде потерпевшего имеются волокна, родовая принадлеж­ность которых совпадает с волокнами одежды обвиняемого, а из процессуальных документов или иных полученных сведений усматривается, что изъятая у обвиняемого и потерпевшего одежда отдельно не упаковывалась и хранилась в одном месте (сейфе следователя, специальной ячейке и др.).

Помимо вещественных доказательств, суд при рассмотрении граждан­ских дел исследует письменные доказательства - акты, документы, письма делового или личного характера, содержащие сведения об обстоятельст­вах, имеющих значение для дела (ст.63 ГПК), а при рассмотрении уголовных дел - протоколы следственных и судебных действий (протоко­лы, удостоверяющие факты и обстоятельства, установленные при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, задержании, предъявлении для опознания, следственном эксперименте - ст.87 УПК) и иные документы (ст.88 УПК) - справки, рапорты, акты ведомственного расследования, ревизий, документальных и аудиторских проверок и др. Письменные доказательства по гражданским делам и документы по уголовным делам оглашаются судом в ходе судебного следствия (ст. 175 ГПК, ст. 292 УПК). Документы, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, исследуются по правилам, установленным для вещественных доказа­тельств.

При исследовании документов адвокату следует особое внимание уделить реквизитам документа (бланк, регистрационный номер, дата, наличие подписи соответствующего лица, печать и др.). В документе не должно быть подчисток и вставок, а все исправления и зачеркнутые слова должны быть оговорены и заверены подписью. В противном случае может быть сделано заявление о подложности документа и просьба об исключе­нии его из числа доказательств по делу (ст.177 ГПК). Для проверки такого заявления суд может назначить экспертизу или истребовать иные доказа­тельства.

При рассмотрении уголовного дела в суде оглашаются и протоколы следственных действий, которые уголовно-процессуальный закон призна­ет доказательствами по делу (ст.87 УПК). Еще при ознакомлении с материалам уголовного дела адвокат обязан изучить эти протоколы, уделяя внимание главным образом их допустимости как доказательств по делу. Все перечисленные протоколы должны отвечать и общим требова­ниям уголовно-процессуального закона, и требованиям, которые предъяв­ляются к протоколам следственных действий (ст. 141 УПК), а именно:

- протокол составляется следователем, который принял дело к своему производству или входит в состав так называемой следственной бригады (ст.129 УПК). Протокол может быть составлен и прокурором, который лично производил это следственное действие или расследовал дело в полном объеме (п.5 ст.211 УПК). Органы дознания могут производить следственные действия только по поручению следователя (ст.119 УПК). Поэтому протоколы следственных действий, проведенных органом дозна­ния без такого поручения, а равно протоколы проведенных органом дознания до передачи дела следователю следственных действий, которые не отнесены законом к числу неотложных (из указанных в ст.87 УПК это предъявление для опознания и следственный эксперимент), не имеют доказательственного значения;

- выносилось ли следователем постановление о производстве того или иного следственного действия и санкционировано ли оно прокурором в тех случаях, когда это требуется по закону;

- не производилось ли следственное действие до возбуждения дела, после приостановления производства по делу без его возобновления (ст. 198 УПК) либо после направления дела прокурору для утверждения обвинительного заключения или в суд;

- участвовали ли при производстве следственного действия понятые. При производстве всех перечисленных в ст.87 УПК следственных дейст­вий, кроме задержания, их участие обязательно. Отсутствие понятых, участие в следственном действии только одного понятого лишает протокол доказательственном силы. Впрочем, столь грубые нарушения уголовно-процессуального закона достаточно редки. Гораздо чаще встречается иное нарушение, когда понятым не предъявлялись изъятые предметы или их внимание не было обращено на те факты, которые они должны удостове­рить. Такое иногда происходит при производстве следственных действий на больших площадях или с большим количеством объектов (осмотр места взрыва, авиационной катастрофы, обыск на местности или обширном участке и др.), а также при необходимости зафиксировать результаты следственного действия одновременно в разных местах (некоторые виды следственных экспериментов). Таких понятых можно вызвать в суд и допросить в качестве свидетелей, а по результатам допроса - заявить ходатайство об исключении соответствующего протокола из числа дока­зательств по делу, т.к. понятые при проведении этого следственного действия фактически не участвовали. Не стоит забывать и о том, что при производстве следственного действия понятой может участвовать только в этом качестве. Использование понятых в качестве лиц, которые совместно с опознаваемым предъявляются для опознания или для воспроизведения отдельных действий при следственном эксперименте, недопустимо;

- имеет ли протокол формальные реквизиты и соблюдены ли требова­ния к его содержанию. В протоколе указываются: место и дата производ­ства следственного действия, время его начала и окончания, должность и фамилия лица, составляющего протокол, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, содержание следственного действия и обнаруженные при его производстве существенных для дела обстоятельств, применение технических средств и его результаты. Про­токол подписывается следователем, переводчиком, специалистом, поняты­ми и другими лицами, если они участвуют в производстве следственного действия.

Неполнота протокола или отсутствие необходимых реквизитов иногда порождает необходимость вызова в судебное заседание и допроса в качестве свидетеля следователя, производившего соответствующее след­ственное действие.

Кроме общих требований к составлению протоколов, адвокат обязан учитывать и специфические процессуальные правила проведения отдель­ных следственных действий (следственного эксперимента, предъявления для опознания) и составления их протоколов.

Помимо протоколов следственных действий, в уголовных делах встре­чаются и протоколы таких действий, которые действующим УПК не предусмотрены - протоколы выхода обвиняемого на месте происшествия, протоколы добровольной выдачи тех или иных предметов и др. Отношение к ним судов не однозначное: некоторые суды отвергают их: как доказатель­ства по делу, другие считают протоколы иными документами (ст. 88 УПК). Разумеется, адвокат может использовать разные подходы к доказатель­ственному значению таких протоколов в интересах защиты и в зависимос­ти от содержания сведений, в них находящихся, либо просить об исклю­чении из числа доказательств, либо, наоборот, ссылаться на них как на доказательство по делу.

По определенным категориям уголовных дел защите приходится иссле­довать акты ведомственного (служебного) расследования железнодорожных крушений, авиационных катастроф, аварий морских и речных судов, случаев производственных травм и нарушений правил техники безопаснос­ти. При оценке этих актов нужно иметь в виду несколько связанных с ними обстоятельств. Во-первых, они не могут заменить собой соответствующей экспертизы - технической, судоводительской, штурманско-навигационной и др. Во-вторых, расследование этих происшествий проводится в довольно специфических целях, главным образом - для установления причин происшествия и устранения их на будущее, но не для разрешения вопросов уголовного судопроизводства. В-третьих, лица, проводящие ведомственное или служебное расследование, иногда вольно или невольно действуют с учетом интересов своего ведомства, т.к. от результатов расследования зависят многочисленные последствия, в том числе и гражданско-правовые (возмещение ущерба, выплат компенсаций и страховок). Последнее обсто­ятельство обязательно надо учитывать и особенно в тех случаях, когда материалы ведомственного расследования послужили исходными данными для производства экспертизы.

После оглашения письменных доказательств по гражданскому делу лица, участвующие в деле, могут дать объяснение (ст. 175 ГПК). По уголовным делам после оглашения протокола или иного документа адвокат может с разрешения суда задать вопросы по поводу этих протоколов и документов уже допрошенным лицам или заявить соответствующее ходатайство.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.