Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 12. Международный Пакт о гражданских и политических правах – главный международный документ о правах человека.



Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) Таджикистан ратифицировал в 1999 году. В МПГПП закреплены классические права человека так называемого «первого поколения», которые стали частью внутригосударственного конституционного права большинства национальных государств. В отличие от прав «второго поколения» - экономических, социальных и культурных, которые защищают концепцию социальной свободы, достигаемой «через государство», с исторической точки зрения, личные (гражданские) права гарантируют либеральную свободу индивида «от государства», а политические права предоставляют гарантии демократической свободы доступа «к государству».

Сегодня на международном и национальном уровнях признается, что все права человека взаимосвязаны и неделимы.

Личные (гражданские) права призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства.

Статья 3 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте.

Запрет дискриминации по признаку пола усиливается требованием, что равное право мужчин и женщин должно реализовываться на практике, для чего должны предприниматься специальные меры.

Традиционно, законодательство Таджикистана содержит гарантии равноправия.

Государственная программа «Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин в республике Таджикистан на 2001-2010 годы» напрямую связана с требованиями статьи 3 МПГПП.

Правительство Таджикистана предпринимает многочисленные шаги для выполнения обязательств, принятых согласно международным договорам по правам человека, направленным на защиту женщин.

Был разработан Национальный план по усилению роли женщин (1998-2005 гг.). В 1999 году Президент издал Указ «О повышении роли женщин в обществе», и вышеуказанная Государственная программа была разработана для большей эффективности данного Указа. Эта программа рассматривается, как основное выражение воли Правительства выполнять взятые международные обязательства в отношении женщин.

Несколько других государственных программ, такие как Президентская квота на образование девушек, Государственная система образования в сфере прав человека в Республике Таджикистан обладают потенциалом для продвижения прав женщин.

Что касается равенства мужчин и женщин при осуществлении ими гражданских и политических прав, особая важность придается участию женщин в политической и общественной жизни и принятии решений.

Относительно участия женщин в формировании общественной политики Президент издал специальный Указ о назначении женщин на посты заместителей министров и председателей региональных администраций.

 

Однако,

· на практике женщины не пользуются статусом, равным положению мужчин и их права всячески нарушаются.

· Доступ женщин к правосудию ограничен. Менталитет женщин не позволяет им обращаться в суд. Женщины обращаются в суд, в основном, только с исками, связанными с разводом, разделом имущества и наследства

· Участие женщин в политической жизни и их представительство остается на низком уровне.

· Женщины не занимают ключевых позиций в какой-либо политической партии.

· Женщины все еще плохо представлены на высших должностных позициях в Правительстве.

· Не предусмотрены квоты для женщин в партийных списках.

· Женщины, получающие посты в Правительстве, не обучаются. Не поддерживаются.

· Только в НПО женщины более активно осуществляют свои гражданские права.

 

Права женщин, предусмотренные национальными кодексами.

Трудовой кодекс:

  • Гарантии при приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих детей (ст.159).
  • Работы, на которых запрещается применение труда женщин (ст.160).
  • Ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст.161).
  • Ограничение привлечения женщин к сверхурочным работам и работам в выходные и праздничные дни, направления в командировки (ст.162).
  • Перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин. Имеющих детей в возрасте до 1.5 лет (ст.163).
  • Отпуска по беременности и родам (ст.164).
  • Отпуска по уходу за ребенком (ст.165).
  • Перерывы для кормления ребенка (ст.167).
  • Установление неполного рабочего времени (ст.168).
  • Дополнительный выходной день (ст.169).
  • Льготы женщинам при установлении очередности предоставления ежегодных отпусков (ст.170).

 

Семейный кодекс:

  • Совместная собственность супругов (ст.34).
  • Права владения, пользования, распоряжения совместной собственностью (ст.35).
  • Собственность каждого супруга (ст.36).
  • Раздел совместно нажитого имущества (ст.38).
  • Обязанности супругов по взаимному содержанию (ст.90-91).

 

Уголовный кодекс:

· Доведение до самоубийства (ст.109).

  • Умышленное причинение вреда здоровью (ст.110-112).
  • Побои (ст.115).
  • Истязания (ст.116).
  • Угроза убийством ли причинением тяжкого вреда здоровью (ст.120).
  • Незаконное производство аборта (ст.123).
  • Понуждение женщины к совершению аборта (ст.124).
  • Заражение ВИЧ-инфекцией (ст.125).
  • Заражение венерической болезнью (ст.126).
  • Вербовка людей с целью сексуальной эксплуатации (ст.132).
  • Принуждение (ст.134).
  • Клевета (ст.135).
  • Оскорбление (ст.136).
  • Нарушение равноправия граждан (ст.143).
  • Незаконное собирание и распространение информации о частной жизни (ст.144).
  • Разглашение врачебной тайны (ст.145).
  • Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.146).
  • Выдача замуж девочки, не достигшей 16-ти лет (ст.168).
  • Заключение брака в отношении лица, не достигшего брачного возраста (ст.169).

Глава 13. Ущемление прав женщин и пути их устранения.

 

С провозглашением в Конституции Таджикистана о построении правового государства, в Республике произошли крупные сдвиги по совершенствованию законодательства. Приняты ряд основополагающих законов по защите прав и свобод человека, ратифицированы наиболее значимые Конвенции и международные договора в области, но предстоит еще более значительная законодательная работа по реальному обеспечению этих прав и свобод.

Демократическое развитие государства также основывается на защите интересов прав личности и предполагает создание соответствующей системы юридических норм и конкретных механизмов, обеспечивающих исполнение как конституционных гарантий прав человека и гражданина, так и международных обязательств, взятых государством.

Анализируя законодательство Республики Таджикистан можно сказать, что юридически оно обеспечивает права женщин во всех сферах жизни общества.

Равенство мужчины и женщины закреплено в статье 17 Конституции Республики Таджикистан. Семейное законодательство предусматривает право женщины на материальную поддержку от супруга, ограничивает права на предъявление мужем требования о расторжении брака во время беременности жены и в течение полутора лет после рождения ребенка (ст. ст. 17, 90, 91 Семейного кодекса Республики Таджикистан).

Трудовое законодательство гарантирует женщине право на труд и обеспечивает охрану ее здоровья, ограничивая использование труда женщин в ночное время, запрещая труд женщин на производстве с вредными условиями труда, на тяжелых физических работа. Закон предусматривает перевод на более легкую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, предоставление отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком, неполного рабочего времени и т.д. Законом также предусмотрены гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей (статьи 159-172Трудового кодекса Республики Таджикистан). Фактически многие льготы женщины просто не могут использовать в силу их низкой конкурентной способности на рынке труда. Ту же гарантию и ту же льготу женщина получит только тогда, когда сможет найти место работы. И это проблема, которая на сегодняшний день стала одной из насущных проблем не только в нашей Республике, но и в достаточно развитых государствах.

Бытовое насилие, насилие в семье, домашнее насилие - под такими формулировками определяют указанный вид насилия.

В декабре 1993 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 48/104,озаглавленную «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин («Декларация о насилии»). В преамбуле Декларации, Генеральная Ассамблея заявляет, что действует, исходя из убеждения в том, что возникает необходимость в четком и всеобъемлющем определении насилия в отношении женщин, четком изложении прав, позволяющих обеспечить искоренение насилия в отношении женщин во всех его формах, решительных усилиях со стороны государств по выполнению своих обязательств и решительных усилиях со стороны международного сообщества в целом по искоренению насилия в отношении женщин».

Указанная Декларация дала определение насилия в отношении женщин, как любого акта насилия, совершенного на основании полового признака, который причинил или может причинить физический, половой или психический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждения или произвольного лишения свободы, будь то в общественной или личной жизни.

Комитет по Конвенции (Комитет СЕДА) рассматривает насилие в отношении женщин как форму дискриминации. Насилие по половому признаку является дискриминацией.

Организацией Объединенных Наций был разработан модельный закон о насилии в семье, чтобы преодолеть несовершенство существующего уголовного и гражданского законодательства или усовершенствовать имеющиеся законы о насилии в семье. Он был предназначен для законодательных органов и организаций, выступающих за принятие гендерно-специфического всеобъемлющего законодательства в области насилия в семье.

Что изменилось в связи с этим в законодательстве нашей Республики?

Ни в одном из кодексов нет определения данного вида насилия, хотя практика показывает, что именно этот вид является наиболее распространенным. Возможно, такое определение и не нужно, так как закон должен быть для всех, независимо от пола.

Статьи Конституции указывают на обязательность равноправия, как основную ценность. Ст.5 Уголовного кодекса РТ гласит, что лица, совершившие преступление равны перед законом и подлежат уголовной ответственности не зависимо от пола…

А в статье 143 УК РТ говорится, что нарушение равноправия само по себе является нарушением закона.

Преступление остается преступлением независимо от того, где оно совершено: на улице или дома, и человек, совершивший его, должен понести наказание. Но до тех пор, пока мы не признаем, что наиболее часто жертвой преступления становится женщина, и не примем законодательные меры по обеспечению ее защиты, мы не можем считаться цивилизованным государством.

Годами вред, нанесенный домашним насилием, считался незначительным. Однако более глубокое изучение вопроса показывает, что насилие в семье наносит значительный социальный вред не только женщине, но и ее детям. Вред может измеряться медицинскими расходами и потерей рабочего времени. Если проблемой не заниматься на ранней стадии, она может привести к более серьезным преступлениям.

Большинство случаев домашнего насилия попадают под действие статьи 112 и 116,117 уголовного кодекса РТ.

Статья 112, 117 УК запрещает «умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности».

Под действия статьи 116 УК попадают менее серьезные повреждения, и она формируется как «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших, указанных в статье 112 настоящего кодекса».

В случаях домашнего длительного насилия может быть возбуждено дело по ст.117 УК «причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями».

Таким образом, на сегодняшний день единственным средством правовой защиты для жертв домашнего насилия являются уголовные санкции. Но для того, чтобы жертве добиться применения уголовной санкции нужно преодолеть нежелание работников милиции принять ее заявление, некорректное обращение с ней, запугивание, многочисленные изнурительные и зачастую бесцельные опросы, несвоевременное направление на суд-медэкспертизу, ненадлежащее и бестактное проведение осмотра, нежелание расследовать, вторжение в ее частную жизнь, травмирующие очные ставки, отсутствие защиты потерпевших.

Даже если бы правоохранительные органы добросовестно применяли уголовные санкции в случаях домашнего насилия, система правовых мер, тем не менее, была бы полезна, так как дала бы потерпевшим необходимую им защиту в кризисной ситуации. Многие женщины не хотят подавать заявление на своих мужей не только из-за бездействия милиции. Ужасные условия содержания в наших тюрьмах, к примеру, удерживает многих женщин от возбуждения уголовного дел против мужа и отца своих детей. Многие женщины, материально зависимые от мужей- частично из-за продолжающейся дискриминации в сфере труда, боятся в случае осуждения мужа потерять свой единственный источник дохода. Помимо этого, когда наказанием является штраф, деньги на его уплату идут из семейного бюджета.

Система гражданских мер дала бы возможность жертве насилия получить судебный ордер на основании медицинской справки и ее собственных показаний, без какого-либо участия милиции и при менее строгих требованиях к доказательствам, чем это необходимо для уголовного дела. Таким ордером виновнику насилия может быть запрещено, например, бить женщину, угрожать ей, вступать в контакт с ней или с детьми. Также в ордере может быть указано, что из зарплаты мужа автоматически отчисляются алименты на содержание материально зависимых членов семьи. Соблюдение такого судебного ордера должна обеспечить милиция, и в случае его нарушения может быть возбуждено уголовное дело. Таким образом, женщина могла бы получить защиту для себя и для своей семьи, не полагаясь на активные действия милиции или прокуратуры, не ставя под угрозу материальное положение семьи и не отправляя мужа или сожителя в тюрьму. Создание такой системы мер было бы важным шагом в предотвращении насилия против женщин со стороны членов их семей. Разумеется, эффективность этой системы будет зависеть от того, насколько добросовестно милиция будет контролировать исполнение ордера, а также от готовности судам выдавать женщинам такие ордера.

Назрел момент необходимости принятия закона о домашнем насилии. Лигой Женщин юристов разработан Законопроект «О социально-правовой защите от насилия в семье», который включает в себя основы социальной и правовой защиты от насилия в семье. Данный закон активно обсуждался и прорабатывался на семинарах с представителями правоохранительных органов на всех уровнях – прокурорами, адвокатами, судьями, работниками милиции. Все полученные рекомендации, предложения и дополнения по законопроекту переданы разработчикам проекта для рассмотрения и внесения поправок в вышеуказанный закон.

В настоящее время такие Законы приняты в 47 странах мира и в странах СНГ – на Украине и в Киргизстане.

Принятие отдельного Закона о домашнем насилии, создание специализированных подразделений милиции, обучение прокуроров и судей специфике ведения дел связанных с насилием, координация действий людей, работающих над этой проблемой сможет приобрести нулевую терпимость для прекращения насилия в семье.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.