Используя таблицу перевода ответов на баллы, Вы можете подсчитать, каков уровень Вашей стрессоустойчивости.
Чем меньше суммарное число Вы набрали, тем выше Ваша стрессоустойчивость и наоборот. Если у Вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то Вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
Суммарное число баллов
Уровень Вашей стрессоустойчивости
50-54
46-49
42-45
38-41
34-37
30-33
26-29
Очень низкий
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
Очень высокий
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы и возможности решения проблемы.
Типы стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
1. Приспособление - изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий в ущерб своим интересам. Например: невестка во всем соглашается со свекровью, хотя она не согласна с ее мнением, дабы сохранить хорошие отношения и с ней, и с мужем.
2. Компромисс - урегулирование разногласий путем взаимных уступок, пусть длительное и состоящее из нескольких этапов, но идущее на пользу делу. Например: систематически муж приходит домой выпившим и избивает жену. В ответ в один прекрасный день жена подает на мужа в суд. Муж, испугавшись, просит жену не делать этого и обещает больше не избивать ее, и выполняет свое обещание.
3. Сотрудничество - совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Например: у ребенка плохая успеваемость и плохое поведение в школе. Отец считает, что нужно воспитывать ребенка с помощью физической силы, а мать считает, что можно воспитывать «по – хорошему». Они после долгой беседы приходят к единому мнению.
4. Игнорирование - стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Например: аморальное поведение дочери становится предметом конфликта между нею и матерью, мать просит отца воздействовать на дочь. Однако отец считает это не мужским делом и просит жену не вмешивать его в этот конфликт.
5. Соперничество - конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции. Муж в пьяном состоянии нападает на жену, а она в ответ ему, с помощью детей выбрасывает его на улицу и не пускает в квартиру.
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей значимость для участников конфликта и на этой основе нормализация их взаимоотношений. Для разрешения конфликта необходимо соблюдать следующие условия:
1.Обязательный детальный анализ ситуации, для чего необходимо:
- Установить действительных участников конфликтной ситуации.
- Изучить мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.
- Изучить межличностные отношения участников конфликта, существовавшие до конфликтной ситуации.
- Определить истинную причину возникновения конфликта.
- Изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта.
- Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.
2. Определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые должны:
- соответствовать характеру причин;
- учитывать особенности лиц, вовлеченных в конфликт;
- носить созидательный, а не разрушительный характер;
Среди людей бытуют такие характеристики, как конфликтный и неконфликтный человек. Обычно с неконфликтным человеком приятно и легко общаться, т. к. он следует правилам предупреждения и разрешения конфликта:
1. Не поступайте по отношению к другим так, как не хотели бы, чтобы они поступали по отношению к вам. В этике - это золотое правило высоконравственного взаимодействия и общения.
2. Дайте людям ощутить свою значимость. Не заостряйте внимания на недостатках оппонентов, а найдите те качества, те поступки, которые бы хоть в какой-то степени характеризовали их с положительной стороны.
3. Разрешая конфликт, четко определите свои цели, их ценность и конкретность.
4. Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.
5. Если возникает конфликт, то не поддавайтесь эмоциям и не спешите его формировать (конфликтуйте не спеша).
6.Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не «зацикливайтесь» на самом факте конфликта.
7. Мысленно проиграйте все положительные и отрицательные моменты тех или иных вариантов развития конфликта.
8. Стремитесь конфликт не «замять», а доведите до логического конца, если убеждены, что Вы правы, что Вас поймут и поддержат.