Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы пространственной организации хозяйства. 5 страница



В настоящее время развитие информационного рынка идет по сле­дующим направлениям:

♦ рынок информации (политической, финансовой, деловой, потре­бительской и др.);

♦ рынок сделок на основе компьютерных технологий — электрон­ные сделки (банковские операции, системы электронной торгов­ли и т. п.);

♦ рынок программного обеспечения;

♦ рынок электронных коммуникаций (электронная почта и пере­дача данных).

Региональный потребительский рынок.Он представляет собой тер­риториальную систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую удовлетворение потребностей населения.

Региональный потребительский рынок включает в себя три сегмен­та: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.

Существенная роль среди факторов, оказывающих влияние на ре­гиональный потребительский рынок, принадлежит социально-демо­графическим и географическим сдвигам в структуре населения, из­менениям потребительских предпочтений, изменениям в уровне и структуре цен, формированию новых информационных технологий, появлению новых форм торгового оборудования, технологий произ­водства и реализации товаров. С целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат изготовителей на разработку программ производства и реализации товаров осуще­ствляется сегментация рынка — это выделение относительно однород­ных групп потребителей с точки зрения их положительного отноше­ния к производителям товаров. К основным критериям сегментации относятся:

♦ географический (величина региона, климатические условия, ад­министративное деление, удаленность от предприятий-произво­дителей и т. п.);

♦ демографический (пол, возраст, размер и жизненный цикл семьи, количество детей и др.);

♦ социально-экономический (социальная и профессиональная при­надлежность, уровень образования и доходов, национальность, религиозные убеждения и др.).

Все эти критерии рассматриваются во взаимосвязи и являются об­щими, объективными. Однако однородные с точки зрения этих крите­риев потребители могут быть дифференцированы по их поведению на рынке. К субъективным поведенческим критериям относятся: стиль жизни; личностные качества; мотивы и др.

 

 

18. Межрегиональное экономическое взаимодействие.

Сущность и виды межрегиональных связей.Функционирование и развитие регионального комплекса происходит не обособленно, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими регионами и внеш­ним миром. Отношения между регионами и внешним миром являют­ся преимущественно экономическими (торговыми). Межрегиональные экономические связи представляют собой систему экономических от­ношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функцио­нирования общественного производства, обусловленную разделением общественного труда и специализацией производства, размещением производительных сил и природно-географическими условиями. Межрегиональные связи представлены на уровнях:

♦ отдельных предприятий, организаций, фирм, отдельных граж­дан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономи­ческие операции;

♦ производственных комплексов, отраслей, муниципальных тер­риториальных образований (городов, районов);

♦ регионов.

Формы межрегиональных экономических связей.Основными фор­мами межрегиональных экономических связей в условиях рынка яв­ляются материальный товарообмен результатами труда, взаимовы­годное выполнение регионами работ и услуг, совместное проведение работ производственного и непроизводственного характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой региональной на­логовой, демографической политики, политики ценообразования.

Благодаря межрегиональным экономическим связям формируются системы взаимодействующих регионов, осуществляется функциони­рование национальной и мировой экономики. Ослабление межрегио­нальных экономических связей не позволяет использовать преимуще­ства взаимного дополнения региональной экономики и создает угрозу экономической целостности государства.

Исторический путь межрегионального сотрудничества.Начавшая­ся в конце 1980-х гг. тенденция территориальной дезинтеграции рос­сийской экономики привела к сокращению и распаду прежних хозяй­ственных связей между регионами и бывшими республиками СССР, не восполняемых внешней торговлей. Нормальный товарообмен был заменен бартером, снизилась интенсивность межрегионального обме­на по основным видам товаров. Рост транспортных тарифов сделал нерентабельными устоявшиеся хозяйственные связи окраинных регио­нов, создав опасность их обособления от экономического ядра России.

Резкий переход к либерализации внешней торговли привел к за­мене взаимного обмена между регионами на экспортно-импортные операции, к резкому сокращению межрегиональных связей, деформа­ции отраслевой и территориальной структуры, резкому падению про­изводства в большинстве отраслей обрабатывающей промышленно­сти и в сельском хозяйстве, увеличению дифференциации доходов населения, росту безработицы, что, в свою очередь, обусловило измене­ния в структуре и интенсивности межрегионального экономического оборота, а также в социально-экономическом положении отдельных регионов.

В настоящее время регионам России предоставлено право самостоя­тельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональ­ные и внешнеэкономические связи. Межрегиональные экономические связи должны предполагать взаимовыгодный межрегиональный об­мен продукцией, который регулируется соглашениями между субъ­ектами РФ, городами, отдельными предприятиями. Важную роль в развитии межрегионального обмена в современных переходных усло­виях играет государственное регулирование. Но так как основными субъектами межрегиональных экономических отношений стали пред­приятия, то функции государственных федеральных и региональных органов управления ограничиваются в основном созданием благопри­ятных условий для развития межрегиональных взаимодействий.

Проводимые в регионах реформы должны соответствовать обще­государственным интересам и не наносить ущерба другим регионам, что не всегда выполняется. Используя права свободного экономиче­ского развития, регионы вырабатывают свои модели экономического поведения: регионы с развитым аграрным сектором, обеспечивающим внутренние потребности в сельскохозяйственной продукции, устанав­ливают высокие закупочные цены на продукцию, сокращают межре­гиональные экономические связи и переводят их на бартерную основу в целях сдерживания падения потребления и роста цен на продоволь­ствие; регионы, обладающие богатыми природными ресурсами, выхо­дят самостоятельно на мировой рынок; регионы с преобладанием до­бывающих отраслей промышленности и со слаборазвитым сельским хозяйством стремятся организовать бартер как с индустриальными, так и с сельскохозяйственными государствами и регионами в целях смягчения социальных последствий кризиса.

Социально-экономический кризис в России привел к нараста­ющим противоречиям в отношениях между регионами, которые про­являются в следующем: в регионах с неразвитой экономикой, пред­ставляющих собой замкнутые системы, формируются региональные рынки, обслуживающие предприятия и население только данного ре­гиона. В регионах с развитой промышленностью, открытой экономи­кой предпочтение отдается поставкам продукции не на внутренний рынок России, а за рубеж, что является экономически более выгодным.

Процесс укрепления внутрирегионального рынка заключается в стремлении регионов наладить в своих пределах выпуск продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий. Однако емкость, структура регионального рынка опре­деляются не только производимой в данном регионе продукцией, но и продукцией, приобретаемой в других регионах и за рубежом. Поэтому региональные рынки нельзя рассматривать обособленно от общерос­сийского рынка и внешнеэкономических связей. Развитие обмена, го­ризонтальных связей между регионами является основой формирова­ния территориальных рынков.

Проблемы внешнеэкономической деятельности.В современных условиях возрастает роль внешнеэкономического фактора в разви­тии экономики страны в целом и отдельных регионов, внешнеэконо­мическая деятельность принимает все более открытый характер. За­метно расширяется количество участников внешнеэкономических отношений, так как право на внешнеэкономическую деятельность по­лучили непосредственно субъекты РФ, отдельные предприятия и ком­пании.

Однако либерализация внешней торговли оказала негативное влия­ние на межрегиональные экономические связи и основные показатели развития экономики российских регионов, что привело к переориента­ции регионов на торговлю с зарубежными странами, увеличению объе­мов экспорта и импорта при падении объемов отечественного произ­водства, вытеснению импортом отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка, преобладанию в российском экспорте сырьевых ресурсов, а в импорте — потребительских товаров и, в конечном счете, к подавлению внешней торговлей межрегиональных поставок.

Опережающий рост транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию, сокращение объемов работы транспорта, объемов производства и общей емкости товарных рынков, потеря кон­курентоспособности многих производств на внутреннем рынке при­вели к ускоренному падению межрегионального обмена, причем па­дение межрегионального обмена происходило быстрее, чем падение производства.

Межрегиональная интеграция.Необходимо использовать име­ющиеся в регионах широкие возможности для дальнейшего развития межрегиональных связей и всемерного расширения внешнеэкономи­ческих отношений на основе договоров, соглашений; устанавливать прямые контакты с крупными финансовыми институтами с целью привлечения потенциальных инвесторов в регионы; искать партнеров по производству основных товаров; продвигаться на региональные, российские и международные рынки сбыта продукции предприятий региона. Совершенствование межрегиональных экономических связей пред­полагает широкое использование возможностей новых организацион­ных форм экономического сотрудничества или межрегиональной ин­теграции.

Межрегиональная интеграция — это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-времен­ных рамках. Развитая межрегиональная интеграция составляет фун­дамент единого экономического пространства страны (что, в свою очередь, составляет основу единства государства), где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы, производители товаров и услуг и население.

Среди экономических, политических и культурных аспектов интег­рационных межрегиональных процессов особое значение имеет эко­номическая интеграция. Важнейшей формой межрегионального со­трудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны.

Формы межрегиональной кооперации предприятий.Теоретиче­ски формы взаимодействия различных предприятий крайне разно­образны. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики обладают широкими возможностями во взаимовыгодном сотрудни­честве, независимо от их территориального расположения, в уста­новлении производственных, торговых, научно-технических и прочих связей, в том числе через создание специальных интеграционных структур — финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциа­ций и т. п. Процесс сотрудничества предприятий различных регионов принципиально не отличается от взаимодействия предприятия одно­го региона. В то же время необходимость учета предприятием инте­ресов нескольких регионов вызывает возможность различного эко­номического воздействия органов государственной власти и иных управленческих структур на процесс такого сотрудничества предпри­ятий: от финансово-организационной поддержки до полного проти­водействия.

Помимо этого к современным формам межрегиональной коопера­ции производителей можно отнести:

ряд предприятий-холдингов, самые мощные из которых возникли в топливной, и прежде всею нефтегазовой, промышленности (РАО «Газпром»). При формировании их организационных структур преследовалась цель сохранить стабильность функционирования отрасли, а также увеличить поступления крупных экспортных до­ходов в бюджет страны. Поэтому многие из таких предприятий- монополистов, создав на территории страны филиалы и подраз­деления, в настоящее время фактически осуществляют коорди­нацию своей деятельности в различных регионах, организуя меж­региональное сотрудничество внутри своего предприятия;

финансово-промышленные группы (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимости реорганизации предприятий про­мышленности и концентрации инвестиционных ресурсов, вызван­ной формированием новых производственных кооперационных связей, рыночных механизмов финансирования производителей, обострившейся конкуренцией с отечественными и зарубежными производителями. Деятельность ФПГ может дать администра­ции регионов реальный инструмент для проведения собственной экономической, прежде всего промышленной, политики;

банковские и кредитные организации. Межрегиональное сотруд­ничество для коммерческих банков может осуществляться не­сколькими путями. Очевидно, что самый распространенный ме­ханизм межрегионального сотрудничества в банковском секто­ре — это установление банками корреспондентских отношений. Широкая регионально ориентированная корреспондентская сеть является существенным преимуществом банка и дает ему возмож­ность быстро проводить платежи по территории страны. Другие формы сотрудничества банков разных регионов — заключение стратегических союзов для реализации конкретных проектов, как правило, крупных инвестиционных, установление кредитными организациями прямых отношений с предприятиями и учрежде­ниями других регионов, в том числе путем создания финансово-промышленных групп, а также распространение пластиковых кар­точек, имеющих хождение во многих регионах.

Таким образом, анализ межрегионального взаимодействия пред­приятий производственного и непроизводственного секторов в Рос­сийской Федерации показывает в целом позитивный характер такого сотрудничества как необходимого элемента сохранения единого эко­номического пространства страны, что, в свою очередь, является эле­ментом стабильного федерального государства.

Институты межрегиональной интеграции.Создание структур и ин­ститутов, поддерживающих различные формы интеграционных про­цессов, может осуществляться в различных формах: от формирования различных ассоциативных организаций («мягкая» форма межрегио­нальной интеграции) до создания в макрорегионах государственных структур и межрегиональных органов исполнительной и законодатель­ной власти («жесткая» форма). «Жесткие» формы и институты меж­региональной интеграции в своей завершенной форме могут привести к изменению Конституции РФ и к кардинальному изменению адми­нистративно-территориального деления страны. По сути, речь может идти о новой модели федеративного государственного устройства Рос­сии, в которую вводятся в качестве новых важнейших элементов круп­ные экономические районы (другие варианты — «федеральные окру­га», «макрорегионы», «губернаторства» и т. д.) со всеми атрибутами государственных образований (законодательной, исполнительной, су­дебной властью, собственной конституцией, гимном, флагом, граждан­ством и пр.).

В более ослабленной форме «жесткие» институты межрегиональной интеграции могут формироваться в макрорегионах в виде государ­ственных институтов исполнительной власти (например, наподобие бывших совнархозов). Это может быть своеобразное межрегиональ­ное «правительство» с достаточно широким кругом полномочий, де­легированных как с федерального уровня, так и с уровня субъектов Федерации, входящих в данный макрорегион. В принципе возникно­вение таких форм и институтов не противоречит нынешней Консти­туции РФ, в которой говорится о возможности взаимного делегирова­ния полномочий органов исполнительной власти сверху вниз и снизу вверх. По взаимному согласию федеральный центр и субъекты Феде­рации могут договориться, что это делегирование может закрепиться за промежуточным — межрегиональным — уровнем. Все дело именно в характере этих полномочий и задачах новых межрегиональных струк­тур. Поскольку подобное институциональное оформление межрегио­нальной интеграции не требует создания органов законодательной и судебной власти, снимается вопрос о том, является ли территория, на которую распространяется сфера управления подобных межрегио­нальных «правительств», субъектом Федерации и как быть с суще­ствующими субъектами Федерации, находящимися на этой террито­рии. Отсутствие необходимости изменения федеративной структуры государства в этом случае является безусловным преимуществом та­кого подхода по сравнению с максималистским вариантом «жесткой» интеграции.

Если принять, что крайним вариантом институтов «мягкой» ин­теграции могут быть ассоциативные объединения, работающие на об­щественных началах и играющие сугубо информационную или про­пагандистскую роль в регулировании интеграционных процессов не- скольких субъектов Федерации, то все остальные формы и институты будут занимать промежуточное положение между этими крайними границами (например, к ним относятся формы экономической интег­рации товаропроизводителей и сфер рыночной инфраструктуры).

Современный вариант реформирования системы государственного устройства страны можно отнести к промежуточному. Пока основным направлением деятельности современных генерал-губернаторов явля­ется осуществление «межрегиональной экспертизы» федеральных за­конов. По какому варианту пойдет дальнейшее развитие межрегио­нальной интеграции — пока остается вопросом.

Уже сегодня нельзя недооценивать роль иных интеграционных структур, которые формируются в крупных регионах России и начи­нают играть все большую роль в их общественно-политической жизни (партии, общественные движения, конфессионально-этнические меж­региональные группировки). Например, широкую известность приоб­рела «Конфедерация народов Кавказа», на Урале действует движение «Возрождение Урала», в Новосибирске на межрегиональной основе создана «Сибирская партия», в октябре 1998 г. была проявлена ини­циатива создания «Сибирского движения за достойное будущее».

Другие важные структуры межрегиональной интеграции создают­ся в сфере массовой информации и в системах телекоммуникаций, и они составят материальную основу интеллектуальной компоненты перспективных интеграционных процессов.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.Наиболее значимыми институтами межрегиональной интеграции, ко­торые возникли в начале 1990-х гг. как реакция на бездействие Пра­вительства и Федерального собрания РФ в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия как форма межрегионального сотрудничества стали образовываться начи­ная с 1991 г. Характерно, что вначале инициаторами создания ряда таких ассоциаций выступили Советы народных депутатов. Однако в дальнейшем центр тяжести всех ассоциаций сместился в экономиче­скую сферу, и они получили официальное название — межрегиональ­ные ассоциации экономического взаимодействия.

В эти годы были созданы: ассоциация экономического взаимодей­ствия территорий Северо-Запада Российской Федерации «Северо-За­пад»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Центральной России «Центральная Россия»; межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия обла­стей Центрально-Черноземного района Российской Федерации «Чер­ноземье»; ассоциация «Большая Волга» по экономическому взаимо­действию республик и областей Поволжского региона; ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и обла­стей Северного Кавказа «Северный Кавказ»; ассоциация экономиче­ского взаимодействия областей и республик Уральского региона «Уральская»; межрегиональная ассоциация экономического взаимо­действия республик, краев, областей и автономных округов Западной и Восточной Сибири «Сибирское соглашение»; межрайонная ассоци­ация экономического взаимодействия субъектов РФ Дальнего Восто­ка и Забайкалья.

Эти ассоциации существенно различаются по масштабам, формам организации, реальным результатам деятельности и по декларируе­мым целям и задачам. Если попытаться сформулировать «обобщен­ный образ» подобной ассоциации и ее структуру, то выявляются сле­дующие основные черты.

В состав ассоциаций входят субъекты Федерации (национальные республики, края, области и автономные округа), расположенные на территории официально зафиксированных крупных экономических районов (города и административные районы в состав ассоциаций не включаются). Каждая из межрегиональных ассоциаций действует на территории соответствующего экономического района, за исключени­ем межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», действие которой распространяется на два крупных экономических района: За­падно-Сибирский и Восточно-Сибирский. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций «Уральский» и «Сибир­ское соглашение», так же как и забайкальские субъекты Федерации (Республика Бурятия, Читинская область и Агинский Бурятский ав­тономный округ), которые включаются в состав как Сибирской, так и Дальневосточной ассоциаций. То есть ассоциативная форма объ­единения субъектов Федерации проявляется здесь достаточно гибким образом, и она не копирует слепо официально признанную сетку эко­номического районирования России.

Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации яв­ляется Совет (Президиум), в состав которого входят руководители законодательной и исполнительной власти всех субъектов Федерации, расположенных на территории данного экономического района (рай­онов). Руководит ассоциацией на принципах ротации один из губер­наторов. В некоторых случаях (например, к Дальневосточной ассоци- ации) в состав Совета с правом совещательного голоса включены пред­ставители Президента в субъектах Федерации. Все важные решения ассоциации принимаются на заседаниях ее Совета (Президиума), ко­торый собирается несколько раз в год. Тот факт, что в Совете ассо­циации на равных работают руководители исполнительной и зако­нодательной власти субъектов Федерации, является принципиально важным для достижения согласия по принципиальным вопросам и от­стаивания солидарных позиций перед федеральным центром, а также для проведения «межрегиональной экспертизы» проектов федераль­ных законов.

Деятельность межрегиональных ассоциаций сконцентрирована во­круг важнейших экономических, социальных, правовых, экологиче­ских и иных вопросов, и с этой целью в составе ассоциаций созданы координационные советы (комитеты, комиссии) по этим направле­ниям. В состав координационных советов межрегиональных ассоциа­ций входят как представители законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации, так и ученые, бизнесмены, директора предприятий и т. д. Руководит каждым таким советом, как правило, губернатор одного из субъектов Федерации, в котором данная пробле­ма стоит наиболее остро или в которой имеется большой опыт ее ре­шения.

Каждая межрегиональная ассоциация, как правило, имеет свой ис­полнительный орган. Это может быть как небольшой штат (как в меж­региональной ассоциации «Северо-Запад»), так и достаточно крупная Исполнительная дирекция с четкой структурой и специальными де­партаментами, которые курируют и обобщают работу координацион­ных советов ассоциаций (как это оформлено в межрегиональной ас­социации «Сибирское соглашение»). Руководитель исполнительного органа ассоциации (генеральный директор) включается в состав Со­вета ассоциации.

Все межрегиональные ассоциации имеют свой бюджет, формируе­мый за счет взносов регионов — участников ассоциации (с соответ­ствующей статьей, отраженной в региональном бюджете), за счет по­ступлений от уставной деятельности, проводимой исполнительным органом ассоциации или созданными на ее основе структурами, а так­же за счет взносов от разных предприятий и организаций данного мак­рорегиона.

Ряд ассоциаций имеют свои представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие ассоциации с федераль­ными органами власти и управления. Межрегиональные ассоциации, с одной стороны, должны быть «про­водниками» федеральной региональной политики, которая требует осознанного «ущемления» интересов одних субъектов Федерации в пользу других и Федерации в целом, а это не всегда находит пони­мание в регионах. С другой стороны, через межрегиональные ассо­циации могут выражаться, «артикулироваться» наиболее важные и болезненные проблемы больших территорий с целью их отражения в федеральной политике.

Однако объективный анализ показывает, что в целом эффектив­ность работы межрегиональных ассоциаций в настоящее время ниже их потенциальных возможностей. Это определяется нечеткостью функ­ций ассоциаций и непроработанностью их правового статуса, отсут­ствием реальных механизмов регулирования интеграционных процес­сов, ориентацией руководителей регионов на локальные интересы. Зачастую руководство некоторых ассоциаций использует их потенци­ал лишь для оказания давления на федеральный центр и для лоббиро­вания нужных решений.

 

19. Управление регионом. Сущность и цели регионального управления.

Сущность и цели регионального управления.В последние годы значительно усиливается роль регионального управления в общей си­стеме государственного управления, поскольку именно через регио­ны осуществляется руководство государством в целом. Региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с уче­том региональной специфики. Для нормальной жизнедеятельности субъект Федерации, как региональное звено единой системы федера­тивного государства, обладает всеми необходимыми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах. Все насущные пробле­мы жизнеобеспечения населения решаются в субъектах Федерации. Органы управления субъектов несут основную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе.

Под региональным управлением понимают государственное управ­ление, которое осуществляется органами государственной власти субъ­ектов РФ в административно-территориальных границах всеми под­ведомственными отраслями и сферами, входящими в их компетенцию, и в соответствии с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений. Региональное управление отож­дествляется с управлением в границах территорий субъектов РФ, т. е. территорий республик, краев, областей, автономных округов и обла­сти, городов федерального значения. Такое понимание территориаль­ного управления является базовым. При этом следует учитывать, что правовое, организационное, финансово-организационное обеспечение регионального управления не может быть отвлечено от местного са­моуправления, имеющего, как известно, территориальную основу в ад­министративных границах субъектов РФ.

Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развития. Обоснованный с точки зрения способ­ности региональной власти осуществлять свои функции уровень хозяй­ственно-экономической самостоятельности региона влияет на эффек­тивность регионального управления. По мере приобретения регионами реальной самостоятельности формируется новая, собственно регио­нальная сфера интересов и ответственности. К наиболее значимым ре­гиональным интересам относятся:

♦ соответствие уровня и образа жизни населения государственным и иным стандартам;

♦ наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источ­ников (собственности и др.);

. ♦ потенциал для использования имеющихся ресурсов, мест прило­жения труда, интеллекта;

♦ наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональ­ных связей;

♦ природоресурсный и экологический потенциал региона;

♦ стабильность общественно-политической и национально-этни­ческой ситуации.

С учетом региональных интересов формируются и активизируются цели, принципы и методы регионального управления.

Принципы регионального управления.К основным принципам со­временного регионального управления как совокупности принципов целенаправленного воздействия на социально-экономические процес­сы, протекающие в регионе, относятся принципы децентрализации, партнерства, субсидиарное™, мобильности и адаптивности и, нако­нец, принцип выделенной компетенции.

Суть принципа децентрализации заключается в перемещении при­нятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального управления на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяй­ствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархиче­ской соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаи­модействия как юридически равных партнеров.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.