Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы пространственной организации хозяйства. 3 страница



Подъем отсталых регионов Южной Сибири (республик и автоном­ных округов) требует значительных внешних инвестиций, необходи­мых для восстановления традиционных отраслей деятельности, улуч­шения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собственной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, сти­мулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций, селективного дотирования предпри­ятий, обеспечивающих минимальную занятость, и т. п. Однако масш­табы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность фи­нансовых ресурсов.

Поэтому пока главный путь — это саморазвитие регионов на осно­ве использования собственного потенциала.и конкурентных преиму­ществ.

Депрессивные регионы.Другой тип проблемных регионов — это депрессивные территории. Депрессивными территориями как объек­тами государственной поддержки могут считаться такие территори­альные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действо­вать условия и стимулы развития. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддерж­ки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинте­ресовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономиче­ских, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.

В конкретных общекризисных условиях России, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, вышеприведен­ное определение пришлось бы распространить практически на все производственно-хозяйственные структуры и на все регионы и, сле­довательно, выхолостить специфическое содержание проблемы. По­этому в настоящее время российскими депрессивными территориями, могущими претендовать на государственную поддержку, следует счи­тать только те, в пределах которых темпы спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии, предоставления социальных услуг и т. п. выше как общероссийских, так и макрорегиональных. Степень же такого пре­вышения (степень депрессивное™) есть показатель аномальной остро­ты проблемы и одновременно приоритетности ее решения.

Не менее важным в понятии «депрессия» является его прямой смысл — «спад», «подавление» (лат. depressio), т. е. ухудшение после периода подъема или нормального функционирования. Истинная тра­гедия депрессивных территорий не в том, что это по определению «гиблое место», а в том, что ранее это место не было «гиблым». Поэто­му депрессивность должна оцениваться одновременно по двум шка­лам аномальных ухудшений: по сравнению с другими территориями и по сравнению со своим собственным прежним состоянием.

В большинстве научных изданий определение «депрессивный» (а следовательно, и необходимость конкретной государственной под­держки), как правило, распространяется на регион (субъект Феде­рации), а иногда и на группу сопредельных регионов. При этом более локальные депрессивные образования рассматриваются как допус­тимый, но не основной объект, требующий специальной поддержки. Однако отнесение к числу депрессивных таких крупных территори­альных образований, как субъект Федерации или группа субъектов Федерации, лишь зафиксирует сам факт крупномасштабности пробле­мы, но не позволит результативно применить для изменения ситуа­ции специфические методы борьбы с депрессиями.

Распространение определения «депрессивное» на состояние тех или иных субъектов Федерации целесообразно только в том случае, если есть намерение выделить из числа «нуждающихся» и «особо нуж­дающихся» регионов небольшую их группу (2-3 региона), на терри­тории которых процессы спада и депрессии приняли наиболее опас­ный характер. При этом, видимо, уже следует говорить не столько о «депрессивных» территориях, сколько о «зонах национального бед­ствия» и, в соответствии с этим, о «регионах чрезвычайной федераль­ной поддержки».

Однако и внутри таких субъектов Федерации рассматриваемая чрез­вычайная ситуация не повсеместна; даже на территориях субъектов Федерации, относящихся к «особо нуждающимся», имеется немало на­селенных пунктов и районов, состояние которых не отличается от сред­него уровня. Поэтому депрессивными можно считать сколь угодно большие территории, но если имеется намерение конструктивно решать проблему, то было бы более правильным сосредоточить внимание толь­ко на компактных территориальных образованиях (например, населен­ных пунктах), которые и являются действительно точками наиболее острых и безнадежных (если рассчитывать только на собственные воз­можности) депрессивных напряжений. При этом указанные «точки депрессии» могут и должны стать предметом особой государственной поддержки вне зависимости от того, находятся ли они на территории «депрессивного» или просто «нуждающегося» региона.

Показатели территориальной депрессивности, условия ее преодо­ления. Перечень показателей территориальной депрессивности должен быть как можно более широким, ведь депрессия является системным явлением, и чем больше позиций спада будет выявлено, тем лучше. Од­нако на практике это сделать достаточно сложно, и перечень показате­лей должен определяться целями вычленения точек депрессии.

Рассматриваемые показатели должны характеризовать локальный уровень депрессии, ресурсные возможности депрессивной территории и соответствующего субъекта Федерации, региональную и межрегио­нальную остроту депрессии, ухудшение основных параметров уровня и качества жизни людей, предоставления социальных услуг.

Ресурсные возможности самостоятельного разрешения депрессив­ной ситуации могут характеризовать показатели бюджетной обеспе­ченности (с учетом всех видов уже оказываемой федеральной и суб­федеральной поддержки), наличия имущества и ресурсов, которые могут быть задействованы при выходе из депрессивного состояния, а также показатели, характеризующие возможности диверсификации, конверсии и реструктуризации производства и т. п.

Санация депрессивных территорий. Естественно, что в условиях общего кризиса практически невозможна полная экономико-социаль­но-экологическая реабилитация депрессивных территорий. Речь мо­жет и должна идти только о снятии первичной аномальной остроты проблемы. Однако и такую зауженную задачу нельзя решить с исполь­зованием простейших одномерных средств, например выделив спе­циальную субсидию, объявив о создании оффшорной зоны и т. п.; практика опровергла представления о достаточности таких действий. Видимо, здесь необходимы иные, системные по существу, механизмы санации (оздоровления), способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, при­родопользования и в других областях жизнедеятельности и предпо­лагающие применение многофункциональных экономико-правовых, Система механизмов санации депрессивных территорий. Может быть переориентирована на санацию депрессивных территорий не­которая часть ресурсов федерального бюджета на поддержку ряда от­раслей. Отмстим, что уже сейчас немалая их часть направляется на социальные, экологические и иные цели. Переориентировать на са­нацию наиболее депрессивных территорий следовало бы и часть бюд­жетных средств, расходуемых на решение социально-экономических проблем крупных регионов по каналам федеральных программ. К источ­никам финансирования санации правомерно отнести также льготные (в том числе беспроцентные) кредиты населению, средства благотво­рительных фондов, часть средств от ликвидации предприятий-банк­ротов, послуживших причиной депрессии соответствующих терри­торий.

Может возникнуть необходимость изменения структур федераль­ного, субфедеральных и местных бюджетов.

Во-первых, для санации депрессивных территорий придется много­кратно укрупнить масштаб адресной финансовой поддержки террито­рий, «спустив» трансферты с уровня республик, областей, краев до уровня районов и поселков. Во-вторых, для санации депрессивных тер­риторий может потребоваться частичная консолидация средств феде­рального бюджета, расходование которых прямо или косвенно связано с положением дел на депрессивных территориях. Наконец, чрезвычай­ный, экстраординарный характер ситуаций на депрессивных террито­риях определяет необходимость сделать расходы федерального и субфедеральных бюджетов на эти цели не только приоритетными, но и защищенными.

Принципы построения системы механизмов санации. Трудности в ре­шении проблемы санации депрессивных территорий весьма значитель­ны. Тем не менее правомерно предположить, что вышеуказанная си­стема механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях вполне может рабо­тать при опоре на девять достаточно простых принципов: целевая ориентация. Ни один механизм не должен быть индиф­ферентным по отношению к предмету регулирования; он должен быть «настроен» на достижение конечных результатов санации депрессивных территорий;

системность воздействия. Предлагаемые механизмы должны ре­шать несколько проблем одновременно или как минимум не быть противоречивыми (например, не проводить политику переселе­ния и одновременно вводить новые жилищные льготы);

многоуровневая поддержка. Механизмы санации должны быть встроены в политику федеральных, субфедеральных и местных органов власти; нужно выделять зоны совместных действий и зо­ны исключительной компетенции;

концентрация ресурсов. В предлагаемых механизмах нужно пре­дусматривать аккумулирование и возможное перераспределение между приоритетными направлениями санации необходимых ре­сурсов, поступающих по различным каналам;

упреждающие действия. Механизмы санации призваны работать с опережением новых депрессивных ситуаций; важно не столько гасить ранее возникшие социальные и иные напряжения, сколько загодя создавать организационно-правовые и иные преграды на пути перерастания депрессивных ситуаций в катастрофические;

операциональностъ. Все предлагаемые меры должны укладывать­ся в действующую систему права, процедур, решений и т. д.;

реальность. Лучше отказаться от эффектного намерения, чем по­лучить хотя бы один неудачный результат, способный ухудшить ситуацию, социально-психологический климат санации и т. д.;

контролируемость. Все действия следует проводить в режиме, позволяющем проверить их реализацию и, главное, соответствие полученных результатов целям санации;

гласность. Депрессивные территории, особенно в период их са­нации, будут оставаться зонами высокого социального напряже­ния; первой гарантией успеха санации нужно считать ясное и честное освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий провокационных вопросов, оповещение о каждом (удачном и не­удачном) шаге санации, особенно в части использования средств государственной поддержки.

Задачи государственной поддержки санации. Выгоды перехода к го­сударственной поддержке санации предельно локализованных депрес­сивных территорий несомненны. Они позволят: выделить на основании специального анализа ограниченное чис­ло локальных территорий, где действительно отсутствуют рыноч­ные механизмы и естественно-природные условия саморазвития, которые требуются для самостоятельного выхода из углубля­ющейся депрессии;

♦ избавиться от недостатков малорезультативного распыления средств, выделяемых для помощи «нуждающимся» и «особо ну­ждающимся» регионам, по огромным площадям, но всем без ис­ключения отраслям, сферам и объектам народного хозяйства;

♦ сконцентрировать проходящие по различным каналам (статьям расходов) средства бюджетов и внебюджетные средства разных уровней на ограниченном числе точек депрессии;

♦ усилить адресность и конкретность действий, четко обозначить от­ветственность исполнителей и целевое прохождение всех средств выделяемой поддержки;

♦ обеспечить гарантии поддержки; сделать территории, на которые она распространяется, сферами приоритетного финансирования, а соответствующие расходы — защищенными статьями бюдже­тов всех уровней;

♦ перейти на программные методы санации таких территорий с ис­пользованием особых механизмов ее проведения, контроля над результатами, отчетности и т. д.;

♦ предотвратить тем самым неизбежное наступление социальных, экологических и иных возможных в данной связи катастроф, уп­редить возникновение чрезвычайных обстоятельств и бедствий, а следовательно, и новых очагов политической и национально-этнической напряженности.

12. Кризисные регионы.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных иЛи техногенных катастроф, регионы широкомасштабных обществен­но-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. В настоящее время на территории России выделяют­ся четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский, Вос­точный.

Наиболее крупный из них — Центральный, охватывающий части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Чер- ноземного и Поволжского экономических районов. В этом поясе рас­положено 17 субъектов Российской Федерации, находящихся в кри­зисном и предкризисном состоянии по спаду производства; 13 — с неблагоприятной экологической обстановкой; 19 — с высоким уров­нем депопуляции населения; 14 — с быстро растущей безработицей; 7 — кризисных по уровню бедности и 19 — характеризующихся слож­ной финансовой ситуацией.

Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Север­ного Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве регионов произошел сильный спад производства, не утихают межэт­нические конфликты, увеличивается безработица (7 регионов), пада­ет уровень жизни (12 регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредоточивается большое количество бежен­цев и вынужденных переселенцев как из республик самого Северного Кавказа, так и из республик бывшего СССР.

Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъ­екта Российской Федерации с глубоким спадом производства, 5 ре­гионов находятся в кризисном или предкризисном состоянии по тех­ногенной нагрузке и т. д. Этот кризисный пояс представляет суще­ственную угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории концентрируются базовые отрасли промышленности, круп­ный оборонный потенциал, атомная промышленность.

Происходит образование Восточного (точнее Южно-Сибирско-Даль-невосточного) кризисного пояса, включающего республики Алтай, Ты­ва, Бурятия, Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.

Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны эколо­гические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей.

Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в ко­торых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические, а также ряд других проблем и их со­четания. С точки зрения региональной экономической политики глав­ными типами проблемных регионов, помимо рассмотренных нами ранее отсталых (слаборазвитых) и депрессивных, являются также приграничные. Особую проблемную зону, охватывающую регионы, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот, образуют территории российского Севера.

Приграничные регионы.Другой вид регионов, нуждающихся в осо­бом государственном регулировании, — это приграничные регионы. Понятие «приграничный регион» подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной гра­ницы, основными функциями которой являются барьерная, фильтру­ющая, контактная. Целесообразно рассматривать три уровня пригра­ничья.

Макроуровень — это все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. В настоящее время из 89 субъек­тов Российской Федерации 51 являются приграничными или примор­скими. Необходимо также проводить различия между старыми и но­выми приграничными субъектами. Они находятся на разных этапах формирования и имеют существенно разные соотношения своих ос­новных пограничных функций. К старым приграничным районам от­носятся 22 субъекта Федерации, к новым — 26 субъектов, кроме того, три региона (Калининградская и Ленинградская области, республика Алтай) имеют одновременно старые и новые участки государственной границы.

Мезоуровень приграничья — это административные районы в со­ставе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города на террито­рии этих районов.

Микроуровень — это приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу.

Помимо выделенных трех уровней приграничных территорий, разли­чаются также уровни морских приграничных пространств (акваторий), охватывающих внутренние и территориальные воды, исключитель­ную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы.

13. Зона Севера.

Зона Севера занимает около 70% территории России, в ней проживает 8% населения страны. К этой экономико-географи­ческой зоне относятся 28 субъектов Российской Федерации. Регионы, относимые к Северу, существенно различаются по комфортабельности жизнедеятельности и условиям хозяйствования. По этим причинам зона очень неоднородна по экономическому и социальному развитию.

Главными общими чертами экономики и жизни на Севере являют­ся: неблагоприятный климат (с колебаниями от абсолютной до уме­ренной дискомфортности), распространение вечной мерзлоты, боль­шая удаленность от основных экономических и культурных центров, высокие транспортные издержки, удорожание производства и строи­тельства, высокая стоимость жизни и др. Эти негативные северные факторы столь существенны, что в каждом из основных типов про­блемных регионов целесообразно выделять особый северный подтип. Для улучшения социально-экономического положения северных регионов необходимо осуществить комплекс мероприятий, включа­ющий: организацию регулярного завоза грузов; повышение надежно­сти энергообеспечения путем использования местных энергоресурсов; предотвращение стихийного оттока населения; создание условий для переселения в более благоприятные регионы избыточного населения, выполнение принятых ранее решений о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере; нормализацию межбюд­жетных отношений с целью обеспечения необходимых социальных расходов.

Многое будет зависеть от успешности макроэкономической полити­ки, стимулирующей спрос на продукцию ведущих отраслей северной экономики и, соответственно, геологоразведочные работы, загрузку транспорта, возобновление капитального строительства. Перспективы северной экономики во многом связаны с расширяющимся освоением нефтегазовых месторождений побережья и шельфа морей Северного Ледовитого океана, месторождений алмазов и бокситов в Архангель­ской области, более комплексным использованием минерального сы­рья на базе новых технологий, цивилизованным освоением новых ре­гионов.

 

 

14. Принципы и факторы размещения производительных сил.

Одним из главных направлений исследований региональной эко­номики является вопрос о выявлении основных закономерностей, принципов, факторов размещения производительных сил.

Закономерности размещения производительных сил.Закономер­ности размещения отражают наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производительных сил, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономиче­ского развития, научно-техническим прогрессом, требованиями эко­номической рациональности. Закономерности являются конкретиза-циями, частными случаями или следствиями объективных экономиче­ских законов.

К числу важнейших закономерностей, например, относят:

♦ рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

♦ комплексное развитие хозяйства экономических районов всех субъектов Федерации; ♦ рациональное территориальное разделение труда между регио­нами и в пределах их территорий;

♦ выравнивание уровней экономического и социального развития регионов [57, с. 38].

С точки зрения стратегии размещения производительных сил ука­занные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут и не осуществляться (например, выравнивание уровней развития). Другие известные перечни закономерностей включают концентрацию про­изводства, ликвидацию противоположности между городом и деревней, более равномерное размещение производства и населения и т. д. и т. п.

Некоторые из сформулированных закономерностей (например, устремления к «равномерностям») идеализируют противоречивые процессы эволюции размещения производительных сил; однако в со­временной литературе они уже не трактуются как закономерности. С теоретической точки зрения, уязвимы даже не столько отдельные формулируемые закономерности, сколько их сочетания, которые в со­ответствии с требованиями к теории должны быть непротиворечивы и образовывать логически целостные системы.

Принципы размещения производительных сил.Принципы, фор­мулируемые в работах отечественных регионалистов, конкретизиру­ют, дополняют и отчасти дублируют закономерности.

В число наиболее часто называемых принципов входят: приближе­ние производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам по­требления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укреп­ление обороноспособности страны и т. п.

Названные принципы представляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стре­миться достигать при планировании размещения предприятий, раз­вития регионов, при разработке общей схемы размещения производи­тельных сил.

Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, од­нако в целом они несовместимы. Например, только в редчайших случа­ях возможно разместить производство вблизи и от источника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Усиление специализации производства усиливает неравномерность размещения этого производства по территории. Укрепление обороно­способности требует, как правило, такого размещения производства, которое отклоняется от источников сырья и мест потребления продук­ции и т. д. Чтобы стать инструментами выработки плановых решений, принципы, так же как и закономерности, должны приобрести более конкретное, операциональное выражение. Кроме того, должны быть установлены правила совместного применения ряда принципов.

Факторы размещения производительных сил.Факторы разме­щения производительных сил — это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении со­ответствующей проблемы. В состав факторов обычно включают: эко­номико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; созданный производственный аппарат; имеющуюся на территории ин­фраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фак­тор; научно-технический потенциал; формы территориальной орга­низации хозяйства; качество управления; социальный климат и др. Совокупность факторов делится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важ­ности.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика до­бычи и использования рассматриваются как базовый элемент разме­щения производительных сил, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуата­цию месторождений, высокой капитале- и материалоемкости освое­ния новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабо освоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока Российской Федерации. Сопоставление на­личных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особен­но квалифицированных кадров, становится одним из главных фак­торов, определяющих территориальное развитие. Прежде всего это территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и на­циональные особенности проживания и формирования трудовых на­выков, региональные различия в затратах на проживание. Определя- ющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов.

Технико-экономическое обоснование регионального развития про­мышленности базируется на исследовании количественного и каче­ственного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслево­го, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете на­правлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.

Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продук­ции конкретной отрасли, к социально-экономическим условиям кон­кретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных тер­риторий ресурсами многоцелевого назначения и т. д.

К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцирован­ные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды; трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность террито­риальной организации отрасли.

Классификация отраслей и промышленных предприятий.Коли­чественный и качественный анализ суммарного воздействия всей си­стемы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предпри­ятий. Можно выделить следующие наиболее характерные группы:

отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, зна­чительно связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту груп­пу входят предприятия, перерабатывающие многотоннажное сы­рье, перевозка которого значительно дороже перевозки готовой продукции;

отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии. Предприя­тия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, вы­сокими расходами топлива и энергии на единицу продукции; ♦ отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресур­сов. Сюда относятся производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработ­ную плату, социальную сферу, коммунальные услуги и т. п.;

отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. Это про­изводства, в которых затраты на доставку продукции потреби­телям значительно превышают затраты на доставку сырья, мате­риалов и топлива при одинаковой дальности перевозок, а также предприятия, производящие малотранспортабельную, скоропор­тящуюся продукцию.

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это тре­бует более углубленного экономического анализа комплексного воз­действия всей системы факторов, влияющих на их размещение.

Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени вплоть до изменения направления воздействия. Вероятно, что ускорению процессов сниже­ния ресурсоемкое™ широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях по­лучения дополнительной прибыли и повышения конкурентоспо­собности продукции на региональных рынках ускоренно должна реа-лизовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств.

Размещение производительных сил в СССР.В СССР территори­альная организация размещения производительных сил обеспечи­валась на основе разработки системы схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и промышленности, а также схем комп­лексного развития хозяйства союзных республик и экономических районов. Разработка схем проводилась под единую целевую социаль­но-экономическую программную установку развития государства и союзных республик на единой методической основе, что обеспечива­ло их сводимость в генеральную схему размещения производительных сил страны. Как правило, рекомендации генеральной схемы, доведен­ные до уровня титульных списков нового строительства, расширения и реконструкции производственных объектов, включались в годовые и пятилетние планы развития с обеспечением необходимых объемов финансирования. С начала 1990-х гг. эти работы были прекращены в связи с перестройкой управления экономикой. Однако такое поло- жение признается временным, поскольку даже в условиях рыночных отношений нельзя исключать определяющую роль государства в опре­делении направлений, темпов развития производительных сил.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.