Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовые механизмы государственного регулирования территориального развития.



Основы финансового регулирования развития территорий.Наи­более важным аспектом при регулировании регионального развития является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при условии проплаты всех связанных с ними расходов. Наиболее значимыми компонентами являются спе­циально организуемые формирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для увеличения финансового потенциала собственно территориального развития.

Финансовой основой целостности федеративного государства слу­жит его федеральный бюджет или бюджет центрального правитель­ства. Составляя значительную часть государственных финансов лю­бой федерации, этот бюджет играет важнейшую роль в осуществлении государственной социально-экономической политики и в системе ма­кроэкономического регулирования. Вместе с тем у государственного бюджета есть еще одно исключительно важное предназначение — ин­струмент государственной федеративной политики.

С точки зрения регионов — субъектов Федерации вся политика фор­мирования федерального бюджета определяется двумя главными во­просами: кто и сколько отдает в этот бюджет и кто и сколько из него получает. Вот почему в построении федерального бюджета так важна «региональная справедливость». Однако слишком трудно выразить понятие «региональная потребность», слишком сложно доказать, что у одного региона она больше, чем у другого, почти невозможно убе­дить в этом все регионы и тех, кто представляет их интересы в высших эшелонах власти. Спектр регионально ориентированных расходов фе­дерального бюджета необычайно широк: от финансовой поддержки отраслей до финансирования социальных программ. Их важная осо­бенность состоит в том, что они по общепринятой классификации рас­ходов бюджета не рассматриваются в качестве открытых затрат на территориальное развитие, а выступают в качестве скрытой формы финансовой поддержки регионов.

Бюджетно-налоговая система государства.Бюджетно-налоговая система федеративного государства включает в себя помимо бюджета центрального правительства (федерального бюджета) также и регио­нальные бюджетно-налоговые системы. Они составляют часть целого, по-своему отражая соотношение централизации и децентрализации, баланс центробежных и центростремительных тенденций. Региональ­ная бюджетно-налоговая система — символ и гарант региональной са­мостоятельности и ответственности. Существуют различные моди­фикации региональных бюджетно-налоговых систем, но большинство из них содержат одни и те же элементы: региональные бюджеты, ре­гиональные налоги, сборы, дотации и субвенции, а также финансо­вые потоки, соединяющие их прямыми и обратными связями с соот­ветствующими системами «центра» и других регионов. Региональные бюджетно-налоговые системы большинства государств, в свою оче­редь, включают в виде обособленных частей бюджетно-налоговые под­системы местного уровня; при сложной территориальной организации современных государств между этими системами и подсистемами воз­никают свои бюджетно-налоговые отношения, во многом аналогичные отношениям типа «центр—регион».

Распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уров­ней должно играть исходную роль в построении системы федератив­ных бюджетных отношений. Только после того, как распределена от­ветственность за расходы и стал известен их общий объем на каждом уровне власти, следует приступать к решению вопросов о закрепле­нии и перераспределении доходов между этими уровнями. Считается аксиомой, что наибольшей ответственности в осуществлении той или иной расходной функции можно добиться, если она будет закреплена за низшим из тех уровней власти, которые могут ее выполнить надле­жащим образом. При этом услуги, предоставляемые на конкретном уровне, должны финансироваться из бюджета этого уровня.

В целом перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных уровней является обычным элементом «бюджетно­го федерализма». Перераспределение по вертикали обычно предназ­начено для компенсации совокупных дисбалансов между бюджетами органов власти различных уровней, поскольку маловероятно, чтобы доходы, закрепленные за каждым уровнем, могли полностью соответ­ствовать необходимым расходам на этом же уровне. Горизонтальное перераспределение имеет целью уменьшение неравенства бюджетной обеспеченности населения регионов, вызванного неравномерным раз­мещением источников поступлений. Третьим видом передач ресурсов между органами власти различных уровней являются целевые перево­ды, которые применяют федеральные органы, чтобы воздействовать на финансовую политику местных властей и побудить их к направлению средств в приоритетные для властей более высокого уровня сферы, а также использовать дополнительные средства для повышения каче­ства обслуживания на местном уровне.Выделение трансфертов из Фонда финансовой поддержки регио­нов (ФФПР).До недавнего времени основной формой финансовой поддержки регионов являлись трансфертные платежи, выделяемые из Фонда финансовой поддержки регионов. Методика выделения транс­фертов неоднократно изменялась, однако она и сегодня еще далека от совершенства.

Наряду с трансфертами в течение 1990-х гг. в Российской Федера­ции существовал еще целый ряд механизмов предоставления средств регионам. В законах о федеральных бюджетах на 1994-2001 гг. в раз­дел «Финансовая помощь бюджетам других уровней» в разные годы включались помимо средств ФФПР иные виды финансирования: до­тации бюджетам закрытых административно-территориальных обра­зований; финансирование расходов по содержанию объектов социаль­ной сферы и жилищного фонда, передаваемых в ведение органов местного самоуправления; федеральные программы развития регио­нов; поддержка депрессивных регионов; Фонд регионального разви­тия; Фонд развития региональных финансов; Фонд компенсаций и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.